Питерская школа: all inclusive
Дети с ограниченными возможностями здоровья в ближайшее время могут получить в Петербурге возможность социализации наравне со всеми. Комитет по образованию разработал концепцию инклюзивного обучения. Возможно, с ее принятием часть детей с ОВЗ смогут учиться в общеобразовательных школах. Чиновники с нетерпением ждут от горожан активного обсуждения проекта. Концепция развития инклюзивного образования в Петербурге размещена на официальном портале комитета по образованию http://www.k-obr.spb.ru/. Изучить ее может любой желающий, тем более, что копаться в сотнях листов юридической документации не придется. Суть проблемы и предложения по ее решению описаны всего на 12 страницах. В ходе работы специалистов выяснилось, что более 60% родителей, чьи дети обучаются в специальных (коррекционных) школах, не принимают своих детей: родители воспринимают ребенка плохим, неприспособленным, испытывает по отношению к нему злость, досаду, раздражение, эмоционально их отвергают. Довольно высоки показатели по шкале «авторитарная гиперсоциализация» (84%): родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, лишая ребенка возможности проявления своей индивидуальности. Более 40% участников исследования определены по шкале «маленький неудачник». Родители приписывают ребенку личную и социальную несостоятельность, при этом досадуют на его неуспешность.
«Говорить о полномасштабном внедрении мы, конечно, в полной мере пока еще не можем. Мы приступаем к разработке тех шагов, которые обеспечат полномасштабное внедрение инклюзивного образования в школах Петербурга», - рассказала «Фонтанке» начальник отдела инновационных образовательных технологий комитета по образованию Наталья Зенич. По ее словам, эксперименты в городе в целом и в районах шли с 2006 года: «Была создана городская среда для детей с кохлеарным имплантатом. Сегодня мы представляем его на уровне страны, и Петербург стал федеральной стажировочной площадкой. На базе Невского района в 593 школе проводился эксперимент по обучению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Кроме того, есть несколько интересных наработок на уровне коррекционных образовательных учреждений — школа № 25 Петроградского района и знаменитая школа имени Грота. Результаты этих экспериментов и тех материалов, которые были созданы, и позволили нам перейти к обобщению опыта».
В итоге специалисты остановились на трех возможных вариантах работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. «Собственно инклюзия — для детей, у которых нет противопоказаний для этого, социализация тех, кто по своим особенностям не сможет выдерживать общеобразовательную школу. Но тогда она будет происходить на уровне внеклассной работы. Еще одна из форм — сетевое взаимодействие общеобразовательной и коррекционной школы. Таким образом, ребенок сможет получать образование в обычной школе и всю необходимую ему помощь (например, массаж или занятия с логопедом) — в коррекционной», - отметила Наталья Зенич.
В комитете отмечают, что сейчас есть две проблемы, серьезно мешающие полномасштабному внедрению инклюзивного образования. Первая — материально-техническая, так как для создания полноценных условий для детей требуются серьезные финансовые вливания. Для того, чтобы решить эту проблему совместно с комитетом по социальной защите готовится программа «Городская среда». Вторая также требует постоянного наблюдения. Эксперты отмечают необходимость постоянного повышения квалификации учителей. «Есть масса сложностей. Мы понимаем, что не хватает образовательных программ, направленных на формирование особых компетентностей у педагогов», - отметила Наталья Зенич. В данный момент на базе школы № 25 разрабатывается соответствующая учебная программа. «С нашей точки зрения между словами интеграция и инклюзия нет противоречий, - говорят в комитете по образованию. - Включенное образование все равно будет очень и очень разным». Кстати, в комитете по образованию ждут ценных предложений от петербуржцев. Все адекватные предложения и замечания можно присылать по адресам kobr@gov.spb.ru или nyzenich@gmail.com. Для справки: Инклюзивное (от франц. inclusif — включающий в себя) образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Выделяют 8 принципов инклюзивного образования: ценность человека не зависит от его способностей и достижений; каждый человек способен чувствовать и думать; каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; все люди нуждаются друг в друге; подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; для всех обучающихся достижение прогресса, скорее, может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Мария Цыганкова
Источник: fontanka.ru http://www.dislife.ru/flow/theme/17108/#more http://www.dislife.ru/flow/theme/17108/#more
|