"Ведомственная"
политика не способствует интеграции и обеспечению достойной жизни людей с
нарушениями развития
|
|
|
Насколько в 2011 году стали больше соблюдаться права
инвалидов? Что из произошедшего в уходящем году послужит позитивным изменения в
будущем? Об этом корреспонденту Агентства социальной информации рассказал
руководитель правового направления Центра лечебной педагогики Роман Дименштейн.
В нашей сфере наметились изменения в лучшую сторону.
Например, в июне Перовский районный суд Москвы отклонил иск органа опеки о
признании недееспособными двоих воспитанников Дома милосердия сестер матери
Терезы Калькуттской. Как правило, после совершеннолетия сирот с нарушениями
психики признают недееспособными отправляют в психоневрологический интернат. Но
эти ребята в особой опеке не нуждались, что подтвердила независимая экспертиза.
В ходе судебного заседания НКО и представители государства пришли к единому
мнению: установление "недееспособности" противоречило бы интересам
воспитанников.
В России не прецедентная судебная система, поэтому
говорить о распространении решения суда на другие случаи не стоит. Но то, что
оно принято исходя из интересов ребят – показатель положительного изменения
ситуации.
ЦЛП давно беспокоит правовое обеспечение достойной жизни людей с нарушениями
психического здоровья. Разработанный нами проект поправок в Гражданский кодекс
РФ позволяет ввести наряду с "дееспособностью" и
"недееспособностью" промежуточную ступень – "ограниченную
дееспособность". В 2011 году мы впервые увидели, что государство готово
рассматривать предложения НКО по этому вопросу.
Положительным фактом мы считаем и появление хороших юристов в этой сфере.
Раньше их не хватало, поэтому инвалидам было трудно грамотно отстаивать свои
права. В прошедшем в ЦЛП декабрьском мозговом штурме по правовым
проблемамучаствовали молодые юристы, уже хорошо осведомленные в этой области
права.
Из отрицательных итогов – "ведомственная" политика все еще не
способствует интеграции и обеспечению достойной жизни людей с нарушениями
развития. Ряд изменений, вносимых в законодательство после подписания Конвенции
ООН о правах инвалидов, не только не способствуют ее ратификации, но и
противоречат ей. Например, мы столкнулись с последствиями проведенных
Минздравсоцразвития РФ изменений в ст.11, 11.1 закона "О социальной защите
инвалидов в РФ", вступивших в силу с января 2011 года. Теперь государство
выплачивает инвалидам компенсацию за приобретенные самостоятельно технические
средства реабилитации (ТСР) и предоставленные услуги.
Эта процедура проходит на основе индивидуальной
программы реабилитации, где указано, что именно инвалиду необходимо. Раньше,
если он не находил подходящего средства или услуги в списке, предложенном
государством, то мог купить себе другое. В свою очередь государство
компенсировало инвалиду эти затраты. Теперь же расходы людей с инвалидностью на
услуги по реабилитации компенсировать практически невозможно, а за ТСР можно
получить только сумму, которая была определена государством на его закупку по
результатам торгов (где чаще всего учитываются только цена ТСР и его
минимальные характеристики). Это противоречит ряду статей Конвенции ООН о
правах инвалидов (ст.26, п.g, ст.4 и др.)
Источник: asi.org.ru
http://www.dislife.ru/news/theme/16929
|