Анастасия Жукова
Дети с инвалидностью должны учиться
вместе со всеми
«С глаз долой — из сердца вон», — гласит
русская поговорка. Именно так наше общество поступило с инвалидами. Мы
создали мир, в котором людям с особыми потребностями некомфортно. Провели
черту: мы — они. Мы здесь, а они там. Вот только где это – там? И нужно ли
оно нашей стране? Может, лучше по-другому, вместе? Украина только начинает
задумываться над этими вопросами.
Слово «инклюзия» обозначает идеологию,
которая исключает любую дискриминацию и обеспечивает равное отношение ко всем
людям, создавая при этом условия, необходимые для комфортной жизнедеятельности
каждого члена общества.
Продвижением этой идеологии занимается
множество общественных организаций и инициативных групп граждан,
представители которых собрались 14 декабря за круглым столом. Организатором
мероприятия выступила Региональная рабочая группа компонента «Гражданское
общество» канадско-украинского проекта «Инклюзивное образование для детей с
особыми потребностями в Украине».
Этот проект стартовал в Украине в апреле
2008 года и продлится до марта 2013. Цель его – изменить отношение общества и
власти к людям с инвалидностью и добиться обучения детей с особыми
потребностями в обычных школах и детских садах. Экспериментальными регионами,
где начали вводить инклюзивную модель образования, стали Львовская область и
АР Крым.
Инклюзивное образование: подготовить
почву
Введение инклюзивного образования —
возможности ребёнка с особыми потребностями учиться в общеобразовательном
учреждении по месту жительства — является одним из краеугольных камней в
строительстве общества без дискриминации. Казалось бы, замечательная идея:
сделать так, чтобы всем было комфортно. Однако украинский социум не спешит
раскрывать свои объятия маргиналам, а именно таковыми сегодня являются
инвалиды.
«Проблема инклюзии – это проблема каждого
человека в нашем обществе. Она должна быть такой, но стала ли? Конечно, нет»,
— утверждает Сергей Трифонов, заместитель начальника отдела социальной защиты
детства и воспитательной работы Министерства образования и науки АРК. По его
словам, следует подготовить социум к инклюзии, и, прежде всего, разъяснить
ситуацию родителям. Потому что сейчас одни боятся, что их ребёнка в обычной
школе будут обижать, а другие – что из-за одного «особенного» одноклассника
их чадо останется без внимания. Сергей Трифонов считает, что для введения
инклюзивного образования необходимы две составляющие: просветительская работа
в обществе и работа по инициации законодательства.
К слову о законодательстве. У нас оно
инклюзию в образовании не предусматривает. Дети с особыми потребностями
вынуждены либо учиться на дому, либо ходить в специализированные школы и
детские сады. Председатель общественной организации потребителей
психиатрической помощи «Юзер» Андрей Федосов заметил, что в Украине нет
юридического понятия дискриминации. Поэтому оспаривать что-то в суде – дело трудное.
Да, Украина в 2009 году ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов.
Однако никаких ощутимых результатов это пока не дало.
Так что сможет ли мать устроить своего
ребёнка с ДЦП или синдромом Дауна в обычную школу, пока зависит только от неё
самой и лояльности директора.
Национальный координатор компонента
«Гражданское общество» канадско-украинского проекта Николай Сварник сказал,
что эти проблемы должна решаться уже по ходу дела. Ведь пока будут
досконально разрабатывать каждый пункт всех законов и положений об
инклюзивном образовании, пройдёт много времени, а дети-то растут, и им
необходимо учиться.
Дети с особыми потребностями дают уроки
доброты
Президент благотворительной организации
«Синдром добра» Любовь Егорова рассказала, что огромная проблема заключается
в том, как медики преподносят родителям вести об особенностях их малыша.
Врачи наталкивают отцов и матерей на мысль, что ребёнок будет обузой в семье,
и только. Если семья не сможет преодолеть такую мысленную установку, то
наступит так называемая социальная смерть: родители стараются спрятать своего
ребёнка-инвалида от общества и прячутся сами, словно умирая для социума.
Однако есть те, кто не согласен на такую
участь. И Любовь Егорова поделилась своей историей успешного инклюзивного
образования. Её сын родился с синдромом Дауна. Полтора года он ходил в
специализированный детский сад, но особой пользы для его развития это не
принесло. Тогда Любовь Анатольевна добилась того, чтобы мальчика взяли в
обычный детский сад. И руководство с удивлением обнаружило, что никаких
проблем ребёнок не создаёт. Зато, по словам матери, за год обучения он
намного продвинулся в своём развитии и продолжает уверенно шагать вперёд.
Ирина Анюхина, психолог симферопольской
школы № 3, теперь являющейся пионером инклюзивного образования, рассказала о
второкласснике Алёше, у которого тяжёлый порок сердца. Он перенёс 8 операций
и каждые 3-4 месяца должен проходить чистку сосудов. И вот когда он приходит
в школу, бледный и измученный, одноклассники стараются помочь ему, чем могут:
то стакан воды принесут, то помогут выйти на улицу.
Алла Бернацкая, председатель общественной
организации «Надежда», объединяющей детей с ДЦП и их родителей, отметила, что
дети с особыми потребностями, попадая в общество, начинают потихоньку его
воспитывать. Окружающие осознают, что необходимо помогать друг другу. Это
уроки доброты, которые следует усвоить в первую очередь.
Люди с ограниченными возможностями могут
многое
Примерно 650 миллионов людей в мире живут с
инвалидностью, это около 10 процентов населения Земли. По статистике,
предоставленной Татьяной Петлюченко, заведующей
психолого-медико-педагогической консультацией г. Симферополя, в Крыму
проживает 5114 детей с особыми потребностями, из них в столице автономии –
1014.
Вы спросите: это много или мало? А я
отвечу: разве есть разница? Это же люди. Каждый из них – гражданин своей
страны. Каждый из этих детей может внести свой вклад в развитие Украины и
Крыма. Однако наше общество не даёт им шанса. Каждого из этих 5114 детей
называют «людьми с ограниченными возможностями». Но ведь они могут многое.
Просто позвольте им доказать это, позвольте начать строить свою жизнь
самостоятельно.
Загнав инвалидов в резервации под названием
«специализированные учебные заведения», государство решило, что так им будет
лучше. Но государство ошиблось. Алла Бернацкая отметила, что детей с
инвалидностью, которые учатся в обычных школах, легко выделить: они увереннее
в себе, они раскрепощены, готовы жить в этом мире. Эти дети общаются со
своими сверстниками и привыкают к тем условиям жизни, которые есть на
сегодняшний день. А что происходит с теми, кто учился в спецшколе? Закончив
её, выпускники оказываются один на один с жизнью, которой они не знали. И
часто эта жизнь ломает их. И в этом есть наша с вами вина.
Да, конечно, государство должно было бы
обеспечить лифты и пандусы учебным заведениям, дать ассистентов учителям и
так далее. Однако если в обществе будет сохраняться такая же отстранённость,
такое же деление на «мы» и «они», даже в случае установки лифтов в каждой
школе и наличия везде дефектологов, реабилитологов и сурдопереводчиков
ситуация изменится ненамного. Даже от сотни законов, защищающих права
инвалидов, будет мало толку, если население Украины продолжит так же
сторониться людей с особыми потребностями и старательно делать вид, что всё в
порядке.
Оглянитесь! То, что людей с особыми
потребностями спрятали от вас, ещё не есть решение проблемы. Подумайте о том,
что никто не застрахован от болезней и несчастных случаев. Неважно, кто ты:
политик, инженер или дворник. Сегодня бежишь на работу, а завтра не можешь
самостоятельно подняться с постели. Поэтому построить инклюзивное общество,
где все будут чувствовать себя комфортно и смогут реализовать свои
возможности, задача каждого из нас.
"Глас народа"
|