Дайджест по инклюзивному образованию - июнь 2010
Уважаемые педагоги! Работники дошкольных учреждений и
школ!
Мы очень рады, что вы читаете эти несколько
страниц, которые мы сделали специально для ВАС! Цель нашего небольшого
дайджеста – рассказать о совместном обучении в одном классе или группе обычных
детей и детей с особенностями развития. Этот процесс в России называется часто
разными словами – интеграция, инклюзия, включение. Этот процесс непростой. С
одной стороны, чтобы заниматься поддержкой инклюзивного образования нужно
желание, опыт, специальные навыки и дополнительное финансирование. С другой
стороны – права на равные возможности и образование в общеобразовательных
школах отстаивают родители многих детей с особенностями развития, и независимо
от того, готова ли школа или детский сад к этому процессу, они сталкиваются с
реальностью и необходимостью учить детей совместно. С третьей стороны,
российское законодательство в области инклюзивного образования находится в
процессе становления, пересматриваются существующие положения и стандарты для
того, чтобы соответствовать ратифицированным международным документам в области
прав детей с инвалидностью и нарушениями развития.
Вы - те, кто сейчас практикует инклюзивное
образование, пробует, учится на ошибках, пытается аккумулировать западный опыт
и сохранить все то замечательное, что есть в российской специальной
коррекционной педагогике. Именно вы – те кто имеет этот опыт, сталкиваясь с
трудностями не отчаиваетесь, не опускаете руки, а пробуете, пробуете, пробуете…
Для вас мы подготовили материалы, которые могут оказаться полезными. Мы
старались сделать их ясными и краткими. Мы будем очень рады, если вы пришлете
нам отклик, опишите свой опыт для передачи другим, а также перешлете их тем, кому
это может быть интересно.
Успехов
вам!
РООИ
«Перспектива», Национальная
Коалиция «За Образование для всех».
Что такое инклюзивное образование. Определение
понятия.
Инклюзивное (франц.inclusif-
включающий в себя, от лат.include- заключаю, включаю) или включенное
образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с
особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. (ЮНЕСКО) В
основу инклюзивного образованияположена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей,
которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия
для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование
- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность
образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что
обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
ПРИНЦИПЫ
инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его
способностей и достижений;
2. Каждый человек способен чувствовать и думать;
3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4. Все люди нуждаются друг в друге;
5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных
взаимоотношений;
6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они
могут делать, чем в том, что не могут;
8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Целью изменений является создание
безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с
ограниченными возможностями. Это подразумевает как техническое оснащение
образовательных учреждений, так и разработку специальных учебных курсов для
педагогов и других учащихся, направленных на развитие их взаимодействия с
людьми с особенностями развития.
По материалам http://www.dislife.ru/flow/theme/4696/
Чем инклюзивное (включенное) образование отличается от
интегративного (интегрированного)?
Многие не понимают разницы в терминологии и
считают ее надуманной. Важно понимать, по какой причине было введено новое
понятие ИНКЛЮЗИИ (ВКЛЮЧЕНИЯ) в то время, как термин ИНТЕГРАЦИЯ существовал.
Инклюзия (в отличие от интеграции) предполагает не простое пространственное
помещение ребенка с особенностями в общий класс или группу, что часто бывает
именно так. Если этот ребенок не справляется с программой – с точки зрения
ИНТЕГРАЦИИ это проблема ребенка, а с точки зрения ИНКЛЮЗИИ – проблема образовательной
среды. То есть – для того, чтобы ВКЛЮЧЕНИЕ (ИНКЛЮЗИЯ) были успешными – именно
СРЕДА должна быть изменена. Подробнее размышления об отличии этих процессов
можно прочитать на сайте http://www.dislife.ru/flow/theme/5383/
и http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_mpio
http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?612
Как называть и как не называть тех, кому нужно
инклюзивное образование
Дети и молодые люди, которые нуждаются в
ИНКЛЮЗИВНОМ образовании, могут иметь или не иметь ИНВАЛИДНОСТЬ. Но в любом
случае, они имеют ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ, которые требуют изменения
и некоторой перестройки педагогического подхода к ним, а также, возможно,
вспомогательное оборудование. В Законе об образовании такие дети названы детьми
с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ), в специальной литературе – дети с
ограниченными возможностями, со специальными потребностями. Главное, что они не
обязательно должны иметь установленную инвалидность, чтобы на них
распространялось понятие ИНКЛЮЗИВНОЕ образование. Не следует называть таких
детей – дефективными, больными, а также употреблять диагнозы. На Западе широко
распространен термин LEARNING DISABILITY, что обозначает ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ.
Это значит, что сам ребенок с такими трудностями не справится, и ему требуется
особая помощь школы и общества. На сайте http://www.learningdisability.co.uk/1115.html
(на английском языке) вы можете подробнее познакомиться с этим понятием.
Как "изменять" и "готовить"
общество к процессу интеграции
Вопрос о том, можно ли ПОДГОТОВИТЬ ОБЩЕСТВО к
процессу интеграции всегда остается открытым. Одни считают, что необходимо с
помощью СМИ, дискуссий, произведений искусства, повышения квалификации
педагогов и пр. работать с людьми для того, чтобы они становились толерантнее и
смогли принимать людей с нарушениями, не обижая и не травмируя их. И только
когда общество будет готово, можно начинать процесс, так как иначе люди с
нарушениями будут сильно травмированы нетолерантностью общества. Другие
полагают, что общество сможет измениться только тогда, когда оно увидит на
улицах, в транспорте, в офисах и в школах людей с особыми потребностями. Когда
закон будет последовательно защищать права этих людей на равные возможности, и
те, кто дискриминирован, будет обязательно защищен, а тот, кто дискриминирует –
понесет ответственность. Доля правды есть и в той, и другой позиции. По многим
проведенным исследованиям известно, что самая консервативная часть общества,
настроенная в отношении инклюзии скептически – это педагоги общеобразовательных
и специальных школ. Их можно понять, ведь это их основная ответственность.
Гораздо легче выступать за инклюзию, будучи журналистом и даже родителем.
Педагоги специальных школ много размышляют и пишут о «плюсах» и «минусах»
инклюзивного образования, опасаясь того, что политики и правозащитники,
ориентированные на западный опыт, бездумно начнут ломать созданную систему и
навредят всем детям. Приводим некоторые из таких размышлений http://www.otoskop.ru/rus/2009/12/integraciya-inklyuziya-plyusy-i-minusy/
(Комлева Г.М (на примере детей с нарушениями слуха). Для того,
чтобы обсудить это тему с коллегами-педагогами предлагаем использовать специально
для этого подготовленную петербургскими специалистами анкету «Отношение к
интеграции». http://eii.ru/old/oprosy.htm
В рамках работы с детским и педагогическим
сообществом в Петербурге юными журналистами из пресс-центра «ПОКОЛЕНИЕ» в
рамках проекта СПБ Коалиции "Образование для всех» в сотрудничестве с РООИ
"ПЕРСПЕКТИВА" при финансовой поддержке Агентства Международного
Развития (США) по продвижению и развитию инклюзивного образования был выпущен
номер газеты «ИНКЛЮЗИЯ» - газета для подростков, созданная подростками. 1000
экземляров будет распространено самими ребятами по всем школам города. Скачать
номер можно на сайте
СПБ Коалиции «Образование для всех» http://www.efaspb.narod.ru/no124.pdf
Новое в законодательстве - как устранять барьеры в
процессе осуществления инклюзии
Безусловно, отсутствие гибких образовательных
стандартов и несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы
особым образовательным потребностям ребенка мешают учителям взять на себя
ответственность за образование ребенка. Можно сослаться и на недостаточное
материально-техническое обеспечение, и на недостаточную квалификацию педагогов.
Изменения в законодательстве позволяют школам брать детей с особыми
потребностями в общие школы не только на основании общих законов, но и
специальных законов.
В Москве 28 апреля 2010 был принят Законопроект, согласно которому дети с
ограниченными возможностями смогут обучаться не только в специализированных
учреждениях или на дому, но и в любой школе Москвы (N 16 " Об образовании
лиц с ограниченными возможностями здоровья в г. Москве)", читать закон
можно здесь http://inclusion.vzaimodeystvie.ru/documents/attachment/zakon-ob-obrazovanii-lic-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-g-moskve-2/
По словам Уполномоченного по правам ребенка в
Москве Евгения БУНИМОВИЧА, столица уже прошла ряд этапов. МГППУ разработал
методические материалы, проводит подготовку кадрового состава. Московские
власти ведут работу по созданию в мегаполисе безбарьерной среды, принят закон
об инклюзивном образовании. "Не могу сказать, что мне все нравится в
этом документе, – отметил Е. Бунимович. –Но теперь гораздо легче
говорить с чиновниками". Омбудсмен также подчеркнул необходимость
скорейшего принятия подобного закона на федеральном уровне, поскольку ряд
вопросов региональные власти не могут решить самостоятельно. В частности, это
вопросы образовательного стандарта, штатного расписания (для обучения
детей-инвалидов требуются не только педагоги, но и наставники (тьюторы), и
социальные работники, и психологи). Ссылаясь на данные социологических
исследований, омбудсмен заявил, что дети не делают различий между здоровыми
одноклассниками и имеющими нарушения здоровья, между русскими и детьми других национальностей.
"Враждебность и дискриминация проникают из взрослой среды", – заявил
он.
http://www.asi.org.ru/asi3/rws_asi.nsf/va_WebPages/C5FAD713C95D1CDDC325773B0041BFF0Rus
В Петербурге 21 апреля 2010
года принято постановление о Законе Санкт-Петербурга "О внесении изменений
вЗакон
Санкт-Петербурга "Об общем образовании в Санкт-Петербурге" (N
224) в соответствии с которым «В образовательных учреждениях СПб не являющихся
специальными (коррекционными) для обучающихся воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья, для граждан с ограниченными возможностями здоровья, в
том числе для детей-инвалидов создаются условия для получения ими образования,
коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных
педагогических подходов, а также обеспечивается их воспитание и обучение в
соответствии с индивидуальными программами реабилитации». http://www.gov.spb.ru:3000/noframe/law?d&nd=891831160&prevDoc=8453572
23 июня 2010 года по инициативе ЮНИСЕФ был организован и проведён
круглый стол «Нормативно-правовое и законодательное обеспечение реализации
инклюзивного подхода в образовании». Основной целью круглого стола обсуждение
содержательного наполнения комплекта информационных, нормативно-правовых,
организационных и методических материалов в области реализации инклюзивного
подхода в сфере образования. В работе круглого стола приняли участие сотрудники
Института проблем интегрированногоинклюзивного образования МГППУ, РООИ
«Перспектива», Центра психолого-педагогической коррекции и реабилитации
«Тверской» ЦОУО Москвы, представители региональных министерств и учреждений,
эксперты (Исаков А.Ю.(Министерство образования и науки), Балакирев В.П.
(Компания «Процесс Консалтинг»), Зинченко И.М. (Благотворительная компания
«Эвричайлд» в РФ).
В пакете материалов будет так же отражен
успешный региональный опыт по развитию инклюзивного образования: -Опыт работы
подготовительных классов в общеобразовательной школе (Томск)
§ - Опыт нормативного финансирования
инклюзивных процессов в общеобразовательной школе (Самара)
§ - Нормативное закрепление СКОУ как
ресурсных центров развития инклюзивного образования ( Самара)
§ Опыт межведомственного сотрудничества и
взаимодействия в общественными организациями (Ухта)
§ Роль уполномоченного по правам ребёнка в
регионе в процессе развития инклюзивного подхода в образовании (Пермь)
§ Методика расчёта субвенций на ребёнка с
ОВЗ, с комментариями (Архангельск)
§ Регламент по обеспечению подвоза к
образовательному учреждению и всеми необходимыми ребёнка с ОВЗ (Карелия)
§ Количественные индикаторы инклюзии в
образовании (Карелия)
§ Опыт общественной экспертизы – воспитательный
аудит (Карелия)
§ Опыт участия Центров помощи семье и детям в
сопровождении детей с ОВЗ , использование пакета рациональных услуг в регионе (
Санкт-Петербург)
§ Оценка качества жизни ребёнка как
показатель эффективности инклюзивного образования (Санкт-Петербург)
* По материалам руководителя рабочей группы
по подготовке круглого стола С.В.Алёхиной, директора Института проблем
инклюзивного образования. Подробнее об институте читайте http://www.mgppu.ru/IPIIO/
23 июня 2010г. Уполномоченный по правам ребенка во Владимирской
области, депутат города Владимира Любовь Кац вручала аттестаты о среднем
образовании молодым людям с задержкой развития которые закончили
общеобразовательную школу, где, как подтверждает Уполномоченный по правам
ребенка Владимирской области, были созданы условия для их полноценного
образования.
Видеорепортажи об инклюзивном образовании
28 мая в Москве прошла акция «Дети должны
учиться вместе», организованная РООИ «Перспектива», видеорепортаж о которой вы
можете посмотреть здесь http://www.youtube.com/watch?v=r7ecrdBSNug
Пресс-конференция на тему: "Инклюзивное
образование в Москве. Итоги 2009-2010
г." при поддержке региональной общественной
организации инвалидов "Перспектива". В ходе пресс-конференции
участники рассказали о том, как развивается инклюзивное образование на текущий
момент, с какими сложностями приходится сталкиваться. Прошла презентация фильма
"Быть вместе, опыт развития инклюзивного образования" и книги
"Инклюзивное образование: учиться Вместе - реально!". Видеорепортаж http://rian.ru/press_video/20100607/243573401.html
В методическую копилку: инклюзивное образование - путь
к индивидуализации образования
Самое главное для учителя – найти
возможность коррекции учебного плана и сочетание различных возможностей на
уроке, чтобы учить одновременно детей разного уровня. Это трудно, но не
невозможно. Многие справедливо полагают, инклюзия это наилучший путь
индивидуализации в образовании, так как каждый ребенок – индивидуален и требует
действительно особого подхода. В истории общей педагогики есть примеры
замечательных методов, знакомство с которыми чрезвычайно полезно для тех, кто
практикует обучение детей разного уровня в одном классе. Один из таких методов
– метод работы в сменных парах А.Г.
Ривина, который обучал вместе детей разного возраста и разного уровня развития.
Подробнее http://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/4/8
Эксперт из КанадыГэри Банч (Gary Bunch)
работает в образовании 50 лет, является профессором Йорского университета г.
Торонто (Канада), Гэри — глава Программы по разработке курса по подготовке
учителей для работы с глухими детьми в общеобразовательной школе. Его книга
"Включающее образование" Как добиться успеха? Основные стратегические
подходы к работе в интегративном классе» была опубликована при участии РООИ
«Перспектива» в 2009, познакомиться с ней можно на сайте http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teachers_p_i_r
Здесь вы можете найти другие методические
материалы по инклюзивному образованию http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?315
Полезные исследования
В этом разделе мы будем давать ссылки на
исследования, которые проводятся в области инклюзивного образования.
А.Ю.Пасторова и В.Ю. Иванова в своей
статье «Дети с обычным развитием в группах интеграции» рассматривают вопрос о
влиянии совместного пребывания детей в группе и исследуют влияние посещения интегративных групп на развитие
обычных детей. Этот вопрос часто беспокоит учителей и родителей обычно
развивающихся детей http://www.efaspb.narod.ru/matelials.htm
Известный шведский исследователь,
занимающийся процессами инклюзии Ульф Янсон, Профессор
Департамента образования Stockholm University, Sweden при поддержке и по заказу
ЮНИСЕФ опубликовал отчет о ситуации с инклюзивным образованием в республике
Беларусь в 2009 году.
http://www.unicef.org/ceecis/Belarus_Russian.pdf
Электронный дайджест будет выходить
ежемесячно.
Свои вопросы, предложения, сомнения
вы можете присылать на адрес составителя дайджеста Виктории Рыскиной vryskina1@mail.ru
Источник: http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?1073 |