Почему
большинство вузов не готовы учить студентов-инвалидов
Несмотря на то что
всем гражданам страны гарантированы равные права на получение образования, на
деле учить инвалидов готовы далеко не все вузы. Основная причина - в отсутствии
для них особых условий: пандусов, просторных лифтов, туалетов. В институтских библиотеках
нет книг со специальным шрифтом для слепых и оборудования для слабослышащих.
- Мы проводили
опрос среди инвалидов в 200 вузах. Оказалось, самое сложное при обучении -
отсутствие доступной среды, - говорит ректор МГУ Виктор Садовничий. В свое время
два его лучших педагога - профессора математики в университете - были слепыми.
Но при этом знали свой предмет блестяще и были потрясающими учителями. Сейчас
на психологическом факультете МГУ работает выпускник интерната для
слепоглухонемых детей, который и сам окончил этот факультет. Но, к сожалению,
таких примеров единицы. Среди российских вузов самые оптимальные условия для
людей с ограниченными возможностями созданы в знаменитой Бауманке. Там с 1934
года обучают инвалидов по слуху. Начинался проект с пяти человек, а сейчас в
вузе учится несколько групп, причем многие занятия у инвалидов проходят вместе
со здоровыми сверстниками. В Бауманке есть штат сурдопереводчиков, кабинеты
оборудованы усиливающей техникой и зеркалами.
Все выпускники
после окончания без труда находят работу и получают приличную зарплату не
меньше здоровых сокурсников. Но, как ни странно, большого конкурса на это
отделение нет. К сожалению, сказывается иждивенческая, пассивная позиция многих
инвалидов. Зачем утруждать себя учебой или работой, если вполне комфортно можно
жить на пособия и пенсию? Каждый год преподаватели Бауманки встречаются с
учениками выпускных классов - своими потенциальными студентами и убеждают их
попытаться получить высшее образование.
В РХТУ им.
Менделеева - другая проблема. В вузе учатся 20 инвалидов. И условий для них,
прямо скажем, нет никаких. Университет располагается в зданиях, которые
строились по старым проектам и совершенно не приспособлены, к примеру, для
передвижения колясочников.
- Можно ли в
старые здания вписать какие-то элементы, которые облегчили бы продвижение
колясок? - задает вопрос президент РХТУ Павел Саркисов.
Оказывается, да.
Ассоциация строительных вузов России предложила отражать в учебных программах
для будущих зодчих особые запросы инвалидов. В Московском государственном
строительном университете уже начали готовить проектировщиков, которые будут
учитывать потребности таких студентов. А в программу "Доступная
среда" можно внести графу о выделении денег на модернизацию старых зданий
вузов. В Самарском государственном аэрокосмическом университете разработаны
современные модели колясок, которые легче и удобнее в управлении, чем нынешние.
А главное - дешевле. Но запустить их производство пока не удалось. У вуза нет
для этого возможностей, а у бизнеса - интереса.
Ярослав Кузьминов,
ректор ВШЭ, считает, что на создание доступной среды вуз должен отчислять не
менее 20 процентов средств, которые ему отпускаются на реконструкцию. При этом нельзя
забывать и о том, что для студентов-инвалидов надо создавать места в
общежитиях, которые должны находиться в максимальной близости от вуза. А лучше
- на его территории, что тоже непросто. У большинства российских вузов, в том
числе и у "вышки", кампусы расположены далеко от учебных корпусов. А
вот в РГГУ, МГУ, например, на территории университетов есть общежития и
проблему с местами для инвалидов можно решить безболезненно.
Для того чтобы
абитуриенты-инвалиды смогли получить высшее образование, они должны окончить
школу. Причем обычную, не коррекционную. Программа коррекционных школ, где
сейчас в основном и учатся инвалиды, не позволяет выпускникам поступать в вуз.
В таких школах просто не сдают ЕГЭ, а без него не возьмут в вуз. Другое дело -
инклюзивное образование, которое сегодня активно предлагается взамен
коррекционного тем, кто при определенных условиях мог бы учиться в обычной
школе. Но инклюзив возможен лишь там, где родители здоровых учеников готовы к
тому, что рядом будет учиться ребенок-инвалид. Увы, таких
"продвинутых" родителей немного.
Директор
реабилитационного центра "Детство" Евгений Лильин, который всю жизнь
помогает детям с тяжелыми наследственными недугами, считает, что инклюзив может
быть успешен только там, где родители имеют высокий уровень образования и
социальный статус.
- Я был в 36
странах, везде интересовался, как идет обучение инвалидов. Лучше всего - в
Германии, где за парты в массовой школе садятся 20 процентов детей с синдромом
Дауна. А у нас многие родители до сих пор думают, что он передается при
рукопожатии.
К инклюзиву не
готовы и многие учителя. У педагогов нет специальных знаний для работы с
инвалидами, им некогда заниматься особыми детьми. Ведь новые модели оплаты
труда, на которые перешли школы во многих регионах, предполагают четкую
зависимость между учениками в классе и окладом. Чем больше учеников, тем выше
зарплата. Если у тебя в классе сидит 25 человек, тут не до шрифта Брайля и
сурдоперевода. Отдельный вопрос - безопасная среда в школах, где, как и в
вузах, нет пандусов, лифтов, приспособленных туалетов, а кабинеты такие тесные,
что коляске негде развернуться.
Тьюторов, которые
могли бы помогать учителям, как это делается в европейских странах, у нас пока
нет. Никаких надбавок за работу в классе, где есть дети-инвалиды, педагогам
обычных школ тоже не полагается.
- Учителя боятся
инклюзива, хотя, если разобраться, государству очень выгодно, чтобы
дети-инвалиды заканчивали школы, учились в вузах, работали и отчисляли налоги.
Ведь тогда государству не придется платить им пенсию, - считает член Совета при
президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам
человека Ирина Ясина. - Я тоже человек с ограниченными возможностями и уверена,
что выражение "в здоровом теле - здоровый дух" неверное.
Справка
"РГ"
Вузы, где есть
условия для обучения инвалидов, в том числе колясочников, слабослышащих и
слабовидящих:
МГТУ им. Баумана;
Государственный специализированный институт искусств; Московский городской
психолого-педагогический университет; Московский институт-интернат для
инвалидов с нарушениями ОДС; Международный независимый эколого-политологический
университет; Новосибирский государственный технический университет.
Ирина Ивойлова
Источник: rg.ru
http://www.dislife.ru/flow/theme/11338/#more
|