Уроки Доброты
В нашем обществе существует множество
способов получать информацию и общаться с инвалидами, но большинство из них
построены таким образом, что инвалиды воспринимаются как нечто
необычное и инородное в обществе.
Такое положение вещей складывалось годами, и изменить его за короткий срок
времени практически невозможно, но все же начинать следует. И начинать
нужно с детей, как с наиболее «открытой» и способной к диалогу части общества,
к тому же, они любят узнавать новое.
Дети – это наше будущее, поэтому важно, чтобы
у них уже с раннего возраста сформировалось правильное представление о людях с
инвалидностью, чтобы они не боялись и не жалели инвалидов.
Большинство учащихся, их родители и даже
некоторые педагоги зачастую не знают о том, что в их школе на дому обучаются
дети-инвалиды. Недостаточное информирование и стереотипное отношение к
инвалидам лишают детей возможности совместного обучения или просто общения со
сверстниками, ограничивая тем самым круг общения детей с инвалидностью и
развивая в них комплексы.
РООИ «Перспектива» уже несколько
лет проводит в общеобразовательных школах занятия по пониманию
инвалидности, в ходе которых мы стараемся способствовать формированию
у школьников адекватного отношения к людям с инвалидностью.
Школьные занятия построены таким образом, чтобы дети могли прочувствовать
каждую ситуацию на своем личном опыте и поделиться своими эмоциями и чувствами
с другими ребятами.
В ходе занятий мы используем интерактивные
методы работы, которые позволяют детям лучше понять и прочувствовать
каждую ситуацию на себе, высказать свои мысли и идеи по разным вопросам.
Мы рассказываем детям:
– в чем особенности людей с инвалидностью,
– какие приспособления и условия позволяют им вести самостоятельную жизнь,
– как и где они могут учиться,
– где и кем могут работать,
– какими видами спорта и творчества могут заниматься,
– также много говорится о совместном обучении детей-инвалидов и детей без
инвалидности.
Немалую роль играет то, что именно
молодые инвалиды проводят подобные занятия, так дети в классе имеют
возможность формировать свое отношение к инвалидам, общаясь с ними напрямую.
Также ребята могут задавать интересующие их вопросы, и в большинстве случаев
начинают понимать, что инвалидность вовсе не означает того, что перед ними
абсолютно другой человек: единственное, чем отличается, инвалид – так это
или внешностью, или манерой общения, или непривычным методом передвижения.
Таким образом, во время проведения занятий, ребята постепенно приходят к
убеждению, что инвалиды такие же люди, как и все остальные: они делают
те же вещи, что и все люди, только иногда другими способами.
Самое главное – то, что дети
делают все выводы самостоятельно и ощущают новизну открытия, что
помогает лучше закрепить пройденный материал. Именно такая форма общения
(интерактивная форма проведения занятий) помогает ломать стереотипы и создавать
более или менее комфортные условия для общения. В ходе занятий мы часто
используем наглядный материал – видеозаписи, книги по Брайлю, фотографии,
– что позволяет детям лучше понять и усвоить новые знания.
Тематика занятий одинакова для всех возрастов
учеников, но есть различия в подаче материала и в работе с ним в разных
возрастных группах.
Программа занятий для учеников
2-4, 5-8, 9-11 классов:
- Стереотипы по отношению к инвалидам
- Подходы к пониманию проблем инвалидности (традиционный
/социальный)
- Безбарьерная среда для инвалидов (психологические и физические
препятствия)
- Совместное обучение детей-инвалидов и детей без инвалидности
- Язык и этикет в общении с инвалидами
Весь опыт проведения занятий по пониманию
инвалидности в школах показывает, что дети начинают относится к людям с
инвалидностью ни как к чему-то необычному или страшному, а как к обычным людям.
И чем больше людей будет придерживаться такого мнения об инвалидах, тем меньше
проблем будет возникать в нашем обществе.
Цитаты детей и учителей, которые
принимали участие в наших занятиях:
«По нашему опыту, мы считаем, что
проведение подобных занятий в общеобразовательных школах – необходимо. Эти
уроки изменили отношение детей к людям с инвалидностью, сломали существующие
стереотипы. Ученики перестали бояться говорить об инвалидах».
Директор средней школы № 783
Голомазова Г.В.
«Сегодняшняя ваша работа – это большой
вклад в будущее детей XXI века. Чаще и больше людей задействуйте в этой работе,
и будущее будет вам за это благодарно.»
Педагог школы № 672
Дорсман Е.М.
«Я бы хотела подружиться с моим
сверстником с инвалидностью, мы бы с ним играли, гуляли, смотрели кино, если
надо я могла бы помочь моей подруге.»
Ученица 4 «А» класса, школа № 305
Катя Грищенко
«Я никогда не думала, что инвалиды могут
заниматься разными видами спорта, тем более работать и заводить семьи, теперь я
знаю, что все это они могут делать также, как и все остальные люди. Мне очень
понравились занятия и ведущие.»
Ученица 3 «Б» класса, школа № 302
Маша Антипова
http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?169
|