Чтобы навсегда избавить инвалидов от
неудобств в метро и сделать их передвижение под землей безопасным, новые
станции нужно строить только со специальным оборудованием, считает
начальник ГУП «Петербургский Метрополитен» Владимир Гарюгин.
Однако строительство новых станций –
вопрос не одного десятка лет, а внедрение современной техники на
существующие – не одного десятка миллиардов рублей. Петербургский
метрополитен нашел два выхода из положения.
Первый вариант: строительство на тех
станциях, где есть такая возможность, второго наклонного хода для спуска и
подъема инвалидов и снабжение его конструкцией фуникулерного типа,
рассказал Гарюгин. Конкурс на данный проект объявят в начале августа, после
согласования всех деталей с Всероссийским обществом инвалидов и
Ростехнадзором. По словам начальника ГУП «Петербургский Метрополитен», если
хотя бы к декабрю этого года какое-то технологическое решение будет
найдено, то он сочтет это быстрым результатом.
Тем не менее, по обещанию Гарюгина,
питерская подземка будет готова принять инвалидов-колясочников уже через
два-три месяца. Для этого будет задействован второй вариант решения
проблемы - с помощью людей, а не техники. Сейчас метрополитен решает
вопросы подготовки специально обученных и инструктированных сопровождающих
и поиска «свободных» эскалаторов.
Владимир Гарюгин объяснил, что
метрополитен будет готов предоставить инвалидам-колясочникам
беспрепятственный допуск в подземные вестибюли по пустому, резервному
эскалатору в сопровождении одного сопровождающего, второй будет сотрудником
метрополитена.
«Это не соответствует технике безопасности, однако мы хотя бы обезопасим
остальных пассажиров в случае, если коляска сорвется», – подчеркнул
начальник метро.
Однако специально для инвалидов
петербургский метрополитен выключать эскалаторы в часы пик не собирается.
«Мы не хотим спровоцировать второй социальный взрыв. Опаздывающему человеку
не объяснишь, что его не пускают в метро, потому что кого-то надо
пропустить», - пояснил Гарюгин.
Таким образом, в периоды наибольшей
загрузки станций — с 7.00 до 9.30 и с 16.30 до 19.30 – попасть в метро
инвалидам-колясочникам все же не получится.
Напомним, недавно зампред комитета по
труду и социальной защите населения Александр Ржаненков предложил инвалидам
звонить в метро перед выходом и заранее договариваться с работниками
подземки, чтобы получить необходимую помощь при спуске.
Комментируя предложение чиновника,
начальник ГУП «Петербургский Метрополитен» заметил, что, при всем уважении
к Ржаненкову, тот высказался чересчур «по-административному», и в реальной
жизни обеспечить проход инвалидов таким образом не получится.
«Нам говорят, мол, возьмите четверых
крепких мужиков, поставьте их в каждом вестибюле, пусть они ожидают, пока
приедет инвалид. Конечно, никто без зарплаты целый день ожидать не будет. А
вы потом станете спрашивать, почему тарифы растут», – заявил Гарюгин.
При этом он в который раз подчеркнул, что
никакого распоряжения, запрещающего инвалидам свободный спуск в метро,
никогда не издавалось. Тем не менее, по утверждению начальника
метрополитена, контакт эскалатора с инвалидной коляской слишком опасен, и
допускать его действительно нельзя.
Уполномоченный по правам человека в
Санкт-Петербурге Алексей Козырев, в свою очередь, считает, что в вопросе о
доступе инвалидов в метро, как всегда, две правды: людей с ограниченными
возможностями, конечно, можно понять, но и метрополитен винить нельзя.
«Колесо тележки даже по радиусу не
совместимо с эскалаторной ступенью, человеку приходится держать себя на
руках! А весить он вместе с коляской может до ста килограммов. Так что тут
я полностью на стороне Владимира Александровича (Гарюгина). Не он проекты
метрополитена одобрял», – заявил Козырев на круглом столе в «БалтИнфо».
Все станции петербургского метро были
спроектированы еще в 1950-х годах и строились по правилам того времени.
Никаких пандусов и лифтов для инвалидов они не предусматривали. Исключением
является только свежая станция «Парнас», чей проект оформился в 2000-х
годах, и которая может похвастаться специальными приспособлениями для людей
с ограниченными возможностями.
Кстати, по словам петербургского
омбудсмена, в России все же есть инвалиды, которые не сталкиваются с
подобными трудностями, и живут они в Казани. Метро в столице Татарстана
совсем молодое и оснащено по последнему слову техники.
http://www.baltinfo.ru/2011/06/28/Invalidy-v-metro-poidut-po-raspisaniyu-213948
|