Четырнадцать
миров социального работника
|
|
|
Вместо речей в суде и
правовых баталий её каждый день ждут обходы квартир, покупка продуктов и
лекарств и множество других дел. Она устаёт, её мобильник не умолкает даже в
выходные, но свой удел специалист по социальной работе Ирина Мигалёва не променяет
на другой. Работник центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и
инвалидов Центрального района Красноярска, недавно занявшая первое место в
одной из номинаций профессионального краевого конкурса, уже 26 лет служит
людям.
- В
молодости я даже не подозревала, что есть профессия «социальный работник», -
улыбается Ирина. - Отучилась в университете на юрфаке, подала заявку в
адвокатуру, но жизнь внесла свои коррективы, пришлось сменить род занятий,
устроилась в соцзащиту.
В новой сфере освоилась быстро, все необходимые для профессии качества -
порядочность, чуткость, терпение - у неё имелись. Помогли университетские
знания по психологии, умение ладить с людьми и упорство.
Первую свою подопечную она вспоминает часто.
- Это была столетняя пенсионерка, которая родилась ещё до революции, врач по
образованию,- рассказывает специалист. - Интересной судьбы дама: из знати, жила
в частном доме, почти в родовом поместье, выстроенном ещё её отцом. Жила она
вместе с другой старушкой, которая в юности была её прислугой. В свои годы
женщина имела светлый разум.
Первая клиентка будто определила стезю Ирины. По сей день практически все её
подопечные люди в возрасте, большинству из которых за 90 лет. На её участке
сейчас 14 пенсионеров, в основном женщины, каждый клиент - целый мир.
- Все они очень разные, - делится соцработник. - Есть люди весёлые, есть
строгие и требовательные, многие эрудированны, интересуются наукой, искусством.
Ирина говорит, что общение с подопечными обогащает, их воспоминания о прошлом,
полном лишений и испытаний, вызывают сочувствие и желание облегчить им жизнь,
сделать этим людям ещё больше добра.
Особенности возраста, болезни, выключенность из социума, отсутствие отношений с
родственниками часто окрашивают настроение стариков в чёрные тона.
- Разговоры им необходимы, - подчёркивает Ирина. - Потому я стараюсь всегда
выслушать клиента и понять его. А потом обратить внимание на светлые стороны
жизни. Когда удаётся вызвать у бабушки или дедушки улыбку, моей радости нет
предела.
Одними беседами помощь специалиста не ограничивается. Часто, подняв тяжёлые
пакеты с продуктами на верхние этажи, Ирина вновь смиренно возвращается в
магазин или аптеку, если человек забыл указать что-то в списке, ведь в возрасте
с памятью плохо.
- Однажды я уже пришла домой, налила зелёный чай, включила Вивальди,
расслабилась, - рассказывает женщина. - Вдруг звонит бабушка, жалуется, что
случайно разлила глазные капли и без них не может.
Ирина попросила недовольного мужа завести машину и, невзирая на поздний вечер,
вновь поехала к клиентке через аптеку.
Она печётся о них как о детях: звонит и взывает к совести родных, если те не
навещают, если обижают - разбирается при помощи участкового. Тревожит трудовые
коллективы, где раньше работали пенсионеры, чтобы вспомнили о людях, позвонили.
Старается уберечь стариков от мошенников и их собственной рассеянности. Часто
жулики проникают в квартиры пожилых под видом соцработников, потому над
домофоном каждого клиента Ирина вывесила памятку со строгой инструкцией «Услышали
чужой голос - звоните мне». Плакатики «Приготовил кушать - выключи плиту»
поместила на кухнях. И, слава Богу, пока не случилось ни одного ЧП.
В работе Мигалёвой очень помогает юридическое образование. Она терпеливо
разъясняет тонкости законодательства, связанные с наследством, получением
пенсий и другими вопросами, интересующими пенсионеров. В её
социально-юридической практике есть и громкие дела.
Для вдовы участника войны Анны Михайловны (имя изменено) Ирина Мигалёва
выхлопотала выплаты от государства, которые та не получала много лет, так как
её муж пропал без вести в 1943 году и она не могла получить справку о его
смерти. А без этой бумаги деньги не начисляли. Чтобы дело решилось, соцработник
прошла много инстанций, везде натыкалась на равнодушие и отказ. Наконец от
имени клиентки обратилась в прокуратуру с заявлением о поддержании ходатайства
о признании погибшим мужа женщины.
- Много волнительных минут пришлось пережить нам вместе с клиенткой, пока
прокурор вынес решение, - вспоминает Ирина. - Он поддержал ходатайство, суд
вынес решение в нашу пользу, и Анна Михайловна начала получать причитающиеся ей
выплаты.
Бывают и более драматичные ситуации. Когда Нина Андреевна (имя изменено) не
открыла на звонок в дверь, Ирина забеспокоилась, быстро отперла дверь своим
ключом и увидела клиентку в слезах, лежащую на полу. Как потом оказалось, она
сломала шейку бедра. Почти сутки пенсионерка лежала без помощи и плакала, не
могла встать и даже дотянуться до телефона. Ирина подложила ей под голову
подушку, накрыла одеялом, вызвала врачей и родных.
Из-за желания помочь во всём и всегда пенсионеры любят своего соцработника.
Очень ждут её прихода, зовут внучкой, угощают стряпнёй собственного
приготовления. Эта привязанность взаимна.
- Когда мои подопечные уходят из жизни, я подолгу грущу, - говорит Ирина. -
Думаю, чего-то им недодала, почему не посидела с ними лишнюю минуту. Переживаю,
плачу, ведь они у меня все такие замечательные.
С годами Ирина поняла, что её гуманная профессия сродни искусству. Искусству
любить человека, невзирая на сложности характера, делать его жизнь радостнее,
возвращать веру в себя.
- 8 июня - мой день рождения, - замечает специалист. - На эту же дату пришёлся
День социального работника. Коллеги шутят, мол, от судьбы не уйдёшь, а я и не пытаюсь.
Ведь моя профессия точно стала судьбой.
Елена Есаулова
Источник: gornovosti.ru
Источник: http://www.dislife.ru/flow/theme/23469/#more |