Отец
слепой девочки отстаивает права своего ребенка на образование
Ростовскую
гимназию N 19 заканчивает слепая с рождения девочка Наташа Писаренко. Что это
стоит ей и ее родителям? Наташа учится в восьмом классе. Учится на
"отлично". Весь день расписан: в семь утра подъем, обычная школа,
потом музыкальная. А еще консерватория, занятия немецким языком... Наташа
играет на фортепиано, скрипке, аккордеоне, пишет музыку и песни. В конкурсах
участвует вместе со зрячими одноклассниками. И - побеждает. Родители Наташи
уверены, что всего этого бы не было, если бы дочь была оторвана от сверстников
и полноценной жизни.
Перед
первым классом встал вопрос выбора школы. Таким детям обычно предопределена
одна дорога - в специнтернат для слепых в Новочеркасске. Но родители пошли в
ближайшую к дому гимназию N19. Приняли. И это была первая победа.
- Приняли на
условиях домашнего обучения, - продолжает отец Наташи. - Наташа могла ходить в
школу. Но в то время трудно было спорить с системой образования. И мы просто
попросили директора разрешить посещать каждый день школу.
Мама Ольга освоила
азбуку Брайля, и каждый день от руки все эти годы переписывает учебники на
понятный ее дочери язык. Вот уже восемь лет мама и Наташа сидят в классе за
одной партой, и в дневниках у девочки одни пятерки. И это - вторая их победа.
Наташа освоила
компьютер, мобильный телефон и многие задания выполняет на ноутбуке. В школе к
ней прекрасное отношение, всегда в курсе ее успехов и проблем директор гимназии
Арутюн Назарян. Но в рамках своих инструкций сама школа совершенно не готова к
обучению "особенных" детей. Все, что удается Наташе Писаренко,
получилось лишь благодаря удивительному самопожертвованию ее родителей. Но ведь
Наташа хочет двигаться дальше. Как только вошло в обиход понятие
"инклюзивное образование", отец начал писать обращения, с тем, чтобы
Наташу перевели на такую форму обучения.
- Всякий раз
чиновники настойчиво напоминали, что Наташе нужно учиться в специнтернате для
слепых. Некоторые вообще спрашивали: а что вы в обычной школе делаете? -
говорит Николай. - Правда, Наташа приказом переведена-таки на интегрированное
образование в этой же гимназии.
Хотя перевод пока
только на бумаге. А на деле им говорят, что для организации интегрированного
образования нет денег.
- У Наташи не было
брайлевских учебников, прибора для письма по системе Брайля, нет специальной
бумаги и технических устройств, - говорит Писаренко. - Нет и
учителей-брайлистов.
Замминистра
образования Ростовской области Марина Мазаева признает несоответствие материала
учебников, изготовленных по системе Брайля для незрячих, и учебников обычной
школы.
- Сроки освоения
программного материала в специальных коррекционных учреждениях не совпадают с
установленными сроками в общеобразовательной школе, - пишет чиновница в ответе
Писаренко. - И единственное в России издательство печатает учебники по системе
Брайля с учетом программ спецшкол.
При этом семья в
избытке может иметь то, что Наташе не надо. Так называемая индивидуальная
система реабилитации обеспечивает инвалидов по зрению белой тростью для слепых
и градусником с речевым выходом. А ведь на это тоже уходят немалые
государственные деньги. Системе не хватает гибкости и реально индивидуального
подхода: да, одному хватит и трости, но другому нужны обучающие программы.
Между тем, не опускающий рук Николай Писаренко прознал, что существует на свете
такой умный прибор - брайлевский дисплей. Девочка сможет он-лайн читать все
тексты рукой, проверять ошибки. Дисплей стоит почти 120 тысяч рублей, полный
комплект, с компьютером и принтером, - примерно 500 тысяч. Но именно с его
помощью перед Наташей может пасть последняя преграда в ее стремлении к знаниям
и свободе выбора. И отец снова начал обивать пороги министерств и ведомств.
Но вот образец
ответа чиновников в кипе других, похожих как две капли воды: "Процесс
интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в массовой
общеобразовательной школе характеризуется тем, что потребности детей с
ограниченными возможностями приводятся в соответствие с действующей системой
образования, которая в целом остается неизменной. Действующее законодательство
в области образования не предполагает обеспечение реабилитационными
техническими средствами детей, интегрированных в массовую школу".
Отец написал
президенту. Дмитрий Медведев поручил министерству образования и науки
разобраться с проблемами Наташи Писаренко и проблемами обучения слепых детей в
школах в целом. Как сообщила пресс-служба Кремля, министр обещал помочь. После
этого закованная в инструкции система стала медленно проворачиваться лицом к
отважной девочке, желающей учиться.
С участием
корреспондентов "РГ" в кабинете директора гимназии состоялась встреча
Наташи, ее родителей, сотрудника аппарата уполномоченного по правам ребенка и
представителей министерства и городского управления образования. Они предложили
компромисс: девочка будет получать дополнительное образование с дистанционной
формой обучения, которое предусматривает оснащение центра этим современным
компьютерным комплексом. Но Наташа и родители категорически не хотят учиться на
дистанции. Их цель ходить в школу, как все обычные дети.
- Мы не отказываем
им в этом праве, Наташа, как и прежде, останется ученицей 8-го класса
"Г", - утверждает специалист минобразования Ольга Безрякова. -
Единственное, ей нужно будет выполнять задания, положенные по курсу
дистанционного обучения.
Но родители
боятся, что в плотном расписании Наташи времени и сил выдержать еще одну
нагрузку просто не останется. Кроме того, дистанционное обучение пока
опробовано только для людей с проблемами опорно-двигательного аппарата. Для
слепых программы еще не разработаны.
В своем желании
сдвинуть неповоротливую систему Николай Писаренко думает и о других детях,
попавших в подобную ситуацию. В скольких семьях царит отчаяние, и на детей,
которые
не такие, как все,
просто махнули рукой.
Сейчас Николай
Писаренко готовит иск в суд - на министерство образования Ростовской области.
На необеспечение Наташи оборудованием, позволяющим иметь полноценный доступ к
среднему образованию. Он хочет одержать третью победу в борьбе за своего
ребенка.
Комментарий
Светлана
Каракосова, консультант Уполномоченного по правам ребенка в Ростовской области:
- На ребенка,
обучающегося в коррекционной школе-интернате, тратится примерно 200 тысяч
рублей в год. А сколько - на того, кто учится в обычной школе? В среднем около
45 тысяч. Необходимо на уровне государства пересматривать нормативы и правовые
документы. Говорить о том, что министерство не хочет помочь Наташе Писаренко,
не совсем корректно, возможности помощи ограничиваются рамками законов.
Лариса Ионова
Источник: rg.ru
Источник: http://www.dislife.ru/flow/theme/12454/#more |