Заложники школы ограниченных
возможностей
|
|
|
На пути ребёнка-инвалида в обычную общеобразовательную
школу стоит три преграды: психологическая, адаптационная и административная. Об
этом во вторник рассказала студентам Коми пединститута Кэрол Квирк, президент
международной организации по интегрирующему обучению детей с ограниченными
физическими возможностями и детей-инвалидов, член комитета по проблемам людей с
инвалидностью при президенте США. По словам Кэрол, именно последний барьер,
связанный с равнодушием чиновников, преодолеть сложнее всего.
- Ранее, лет двадцать назад, американские
дети-инвалиды не имели возможности учиться в одних и тех же школах со
сверстниками, так же как у вас нынче в России. Ребятишки, больные ДЦП, аутисты,
с различными нарушениями слуха, зрения и прочими проблемами, либо получали
образование в специализированных интернатах, либо вообще не учились, находясь
дома с родителями, - рассказала госпожа Кэрол студентам. - Но в 1990 году в
Соединённых Штатах появился закон, гарантирующий всем детям право обучения в
обычной школе, причём ближайшей к дому. Любой ребёнок-колясочник, например, мог
сказать: «Хочу учиться здесь!» И это были уже проблемы конкретной школы -
сделать пандусы, лифты, подъёмники, нанять дополнительных специалистов.
Школам так или иначе пришлось адаптироваться к новым условиям
приёма учеников. Инициаторы инклюзии боялись, что учеников-калек плохо встретят
нормальные дети и их родители, но, оказалось, страх был напрасен, в обществе в
основном проявлялось великодушие и милосердие. Вопросы возникли и
педагогические. Так, учителя оказались не готовы к работе с особенными детьми.
В тогдашнем американском варианте, несмотря на то, что все дети стали посещать
одно образовательное заведение, внутри школы всё равно произошло разделение на
классы для умных и здоровых и классы для больных и отстающих в развитии. Как
выразилась зарубежная гостья, «в школу вели две двери, и инклюзия* всё-таки
была невозможна».
Тем не менее благодаря продолжающейся работе по
переподготовке учителей, переоборудованию зданий школ и широкой общественной и государственной
поддержке к 2011 году 70 процентов детей-инвалидов, проживающих на территории
США, ранее не имевших возможности обучения в обычной школе, стали её
учениками. При президенте Соединенных Штатов появился специальный Комитет для
решения насущных проблем школьников с ограниченными возможностями. Всех
учителей ещё на стадии их студенческого обучения готовят к работе с трудными
детьми не индивидуально с каждым, а именно в коллективе их здоровых
одноклассников. Говоря же о том, что существенное развитие инклюзивного
образования реально только при поддержке чиновников, госпожа Кэрол привела
такой пример. В штате Нью-Йорк лишь 10 процентов детей с ограниченными
возможностями учатся совместно со своими ровесниками. В соседнем с ним штате
Пенсильвания возможность посещать обычную школу имеют 90 процентов ребятишек с
отклонениями. Причину такой статистической разницы американская коллега видит
именно в заинтересованности (или незаинтересованности) правительства каждого
штата в полноценном развитии и образовании каждого ребёнка.
Школа неравных возможностей
В США термин «инклюзивное образование» всем известен,
даже школьники знают, что это такое, поскольку с большой долей вероятности
можно утверждать, что в его школе учится хотя бы один ребёнок-инвалид и для его
образовательной деятельности созданы все условия: устроен подъёмник (если у
школьника трудности с передвижением), закуплены учебники, написанные языком
Брайля (если ученик незрячий), организованно специальное учебное место (если он
колясочник) и даже имеется этакий шлем с длинной ручкой-указкой, чтобы писать
головой (если нет, например, рук). А ещё там может учиться читать
ребёнок, не умеющий говорить, и учитель не ставит «двойку» за поведение при
беспрестанном кружении по классу гиперактивного аутиста. Школа по-настоящему
равных стартовых потенциалов - вот что такое инклюзивное образование.
Когда госпожа Кэрол спросила присутствующих студентов,
кто ничего не слышал об обсуждаемой проблеме, в аудитории поднялся «лес»
рук. Такой ответ является показателем «доступности» информации в целом о
проблеме образования детей-инвалидов в нашей стране и в республике в частности,
потому что эти студенты - будущие педагоги, к которым, быть может, родители
приведут своего ребёнка с отклонениями в здоровье...
Если школа будет готова принять.
И если это будет разрешено чиновниками от образования.
А пока этого нет, наши дети-инвалиды, увы, заложники
системы ограниченных возможностей.
А как у нас?
В настоящее время инклюзивное образование на
территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об
образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также
Конвенцией о правах ребёнка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав
человека и основных свобод.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах
инвалидов». В статье двадцать четвёртой Конвенции говорится том, что в целях
реализации права на образование государства-участники должны обеспечить
инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
Республика Коми является участником международного
проекта «Образование - для всех», продвигаемого Евросоюзом. В рамках его
реализации уже несколько управленцев съездили за опытом в заморские страны.
Между тем практическую реализацию идеи инклюзивного образования в нашей
республике вряд ли найдёшь, как и её существенную государственную поддержку.
В столице Коми порядка двадцати детей школьного
возраста, по данным Ассоциации матерей аутистов, не имеют возможности получать
общее образование в силу своих особенностей (при этом не отстающие в
интеллектуальном развитии от сверстников!).
Методом личных переговоров родителям сложных ребятишек
удалось убедить директора сыктывкарской школы №18 попробовать обучать ребятишек
с ограниченными возможностями в начальном звене наравне со всеми: в обычной
школе, по обычным стандартным программам. Насколько успешным оказался опыт, мы
расскажем в одной из следующих публикаций.
Анна Бобрецова
Источник: komikz.ru
Источник: http://www.dislife.ru/flow/theme/16200/#more |