Высшее
образование на пути к безбарьерной среде
|
|
|
Около 70% молодых людей с ограниченными возможностями
в Москве собираются поступать в вузы. Однако лишь считанные университеты и
институты в столице имеют опыт обучения инвалидов. Доклад Е. Аржаных, В.
Мойсова, О. Гуркиной «Образовательный потенциал инвалидов». Исследование
сотрудников Лаборатории мониторинговых исследований Московского городского
психолого-педагогического университета (ЛМИ МГППУ) Елены Аржаных, Виктора
Мойсова, Ольги Гуркиной обсуждалось на Втором Российском экономическом
конгрессе, прошедшем в Суздале в феврале.
Нужна
навигация по безбарьерной среде
Полтора десятка вузов в
Москве имеют опыт работы с инвалидами (см. также список
вузов по России). Однако многие молодые люди с ограниченными
возможностями, а также их родители и педагоги недостаточно информированы об
этом, отметила, представляя исследование, старший научный сотрудник Лаборатории
мониторинговых исследований МГППУ Елена Аржаных. В исследовании МГППУ
участвовали 300 учащихся с инвалидностью и 200 родителей. Оно проходило осенью
2012 года и охватило только Москву (в столице, по данным Департамента
социальной защиты населения, насчитывается 28,7 тыс. детей-инвалидов, рост
детской инвалидности составляет тысячу человек в год).
Слабая осведомленность об инклюзивном образовании остается серьезнейшим
барьером для его внедрения. Докладчик предложила для его преодоления следующие
меры:
1.
Создать единый информационный портал, который предоставлял бы подробные
сведения о высшем образовании для инвалидов и об их дальнейшем трудоустройстве
(часть материалов можно найти, например, на портале «Образование без границ»).
2.
При университетах, обучающих людей с ограниченными возможностями, должны быть
созданы системы подготовительных отделений, которые бы адаптировали студентов с
инвалидностью к учебе.
3.
Для родителей, преподавателей и психолого-медико-педагогических комиссий нужно
создать информационные буклеты о возможностях и ограничениях получения
профобразования.
4.
При вузах стоит организовать для инвалидов клубы общения.
Очевидно, что социализация
инвалидов нередко затруднена по объективным причинам. Так, подросткам с психическими
заболеваниями трудно получить среднее и высшее образование, справедливо
отметила докладчица. Между тем, неврологические диагнозы поставлены
значительной части детей-инвалидов в возрасте 15-17 лет. У 19,2% причиной
инвалидности стали психические расстройства, у 18,4% – болезни нервной системы.
Несколько проще интегрироваться в общество и получить профессиональное
образование детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха.
Именно их, в основном, и опрашивали специалисты Лаборатории мониторинговых
исследований.
Преобладает обучение
на дому
Сейчас в государственных и
муниципальных вузах Москвы учатся 21511 студентов-инвалидов, отмечается в
докладе. В негосударственных университетах обучаются 1428 молодых людей с
ограниченными возможностями.
В государственных и муниципальных колледжах и техникумах учатся 14184
студента-инвалида, в негосударственных ссузах – 216 человек. При этом
большинство студентов-инвалидов – заочники.
Похожая ситуация и в школьном образовании. Почти половина детей-инвалидов
получают его на дому, то есть фактически в изоляции. 45% учатся в коррекционных
школах. И лишь 10% детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещают
обычные общеобразовательные школы, то есть учатся бок о бок со здоровыми сверстниками.
Впрочем, такая ситуация не удивительна. Безбарьерная среда для инвалидов в
России пока только создается. Интеграция их в общество только начинается,
замечают специалисты.
Особенно важно при этом преодоление психологических барьеров, а оно явно наметилось.
По данным предыдущего исследования ЛМИ МГППУ «Инклюзивное образование в Москве:
социальные условия, проблемы и ограничения» (2010), и родители здоровых детей,
и родители детей с особенностями развития видят существенные плюсы в
инклюзивном обучении .
Рисунок 1. Преимущества
инклюзивного обучения по мнению родителей
Источник: Группа ЦИРКОН
Минусы совместного обучения родители также отмечают. По мнению родителей
здоровых детей, они – в возможном снижении дисциплины и успеваемости в классе.
Родители детей с особенностями развития видят риски инклюзивной учебы в
отрицательном опыте от общения со здоровыми детьми и дополнительных страхах.
Рисунок 2. Отрицательные
стороны инклюзивного обучения по мнению родителей
Источник: Группа
ЦИРКОН
26% родителей здоровых детей высказываются за обучение детей-инвалидов в
обычных общеобразовательных школах в одном классе со здоровыми детьми, 32% – за
обучение в спецклассах на базе общеобразовательных школ.
Три четверти молодых людей с ограниченными возможностями намерены учиться в
вузах (такой же уровень желания поступить в вуз демонстрируют и здоровые
школьники – OPEC.ru). 54% детей с ограниченными возможностями собираются после
окончания школы сразу поступать в институт, 21% сначала планируют отучиться в
колледжах и техникумах, а затем тоже пойдут в высшую школу. Лишь 2%
подростков-инвалидов не планируют ни учиться, ни работать после школы.
Распределение учащихся по ориентации на бесплатное/платное обучение выглядит
так:
- «И на платное, и на
бесплатное, – как получится» – 46%,
- «Только на бесплатное» – 37%.
В рейтинге специальностей,
по которым собираются учиться в вузах молодые люди с ограниченными
возможностями, лидирующие позиции заняли:
- математика, программирование –
16%,
- общественные науки: экономика,
право, менеджмент – 14%,
- медицина – 11%,
- искусство: музыка, живопись,
театр – 8%,
- философия, филология – 7%.
Примечательно, что о льготах
при поступлении знает лишь половина опрошенных.
Родители о будущем
детей
Большинство отцов и матерей
считают, что их дети-инвалиды будут работать по специальности, полученной в
вузе. Таких родителей – 64%. Впрочем, значительна и доля тех, кто затрудняется
ответить – 33%.
На вопрос о причинах, которые могут препятствовать трудоустройству их ребенка
по специальности, родители детей-инвалидов отвечают:
- «Есть особенности ограничения
здоровья»,
- «Трудно устроиться по
избранной специальности с документом об инвалидности»,
- «Для ребенка цель –
образование, а не трудоустройство».
Часть подобных
психологических барьеров объясняется недостаточной информированностью людей о
реальных возможностях инвалидов в образовании и на рынке труда, делают вывод
эксперты ЛМИ МГППУ.
Прокомментировать предпочтения инвалидов по специальностям и проблемы их
устройства на работу Лаборатория мониторинговых исследований обещает в
следующей части своего опроса.
Статистика по стране
В России около 450 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 17 лет. По данным
Росстата, около 40% детей-инвалидов не получают образования вообще. На дому
обучаются 40 тыс. детей, в системе специального образования – 70 тыс. Около 140
тыс. детей с ограниченными возможностями имеют доступ к обучению в
общеобразовательных школах.
Источник: opec.ru
Источник: http://www.dislife.ru/flow/theme/23488/#more |