Учиться вместе - это реально
Москвичка 19 июня 2010
| Лариса Алферова
Об инклюзивном образовании в столице говорят уже
давно. Год равных возможностей позволил не только поднять вопрос о совместном
обучении детей с ограниченными возможностями и обычных детей, но и многое
сделать в этом направлении. Появились пандусы для тех, кто пользуется
колясками, некоторые школы оборудовали подъемниками, началась подготовка
педагогов для работы со смешанными классами, разработка методической
литературы. В Год учителя работа продолжилась. Круглый стол в РИА Новости,
посвященный вопросам инклюзивного образования в Москве, позволил не только
заострить внимание на проблемах, но и подвести некоторые итоги.
Незрячие — более способные
Ректор МГППУ, доктор
педагогических наук Виталий Рубцов заметил, что его учебное заведение уже давно
работает с незрячими студентами. Они бывают даже более способными, чем обычные
ребята. Только что дипломы получили 33 из них, 40 учатся, более сотни уже нашли
работу.
Трудоустройством
университет начинает заниматься с того момента, когда студент переходит на
второй курс. По словам ректора, проблем с распределением не возникает — в
университете существуют отдел по трудоустройству и обширная информационная
база. Выпускников с ограниченными возможностями берут в аспирантуру. Незрячие
специалисты востребованы в любой службе, где есть телефоны доверия, поскольку
более восприимчивы и обладают лучшей памятью.
Москву Виталий Рубцов
назвал «столицей инклюзивного образования», подчеркивая, что возможностей для
обучения у людей с ограниченными возможностями здесь больше и среда более
комфортная. Создание такой среды стало важным этапом в распространении
инклюзивного образования. Но, как подчеркнул ректор МГППУ, не надо торопиться,
проблемы «особых людей» необходимо решать только индивидуально.
— Между образованием и
реабилитацией проходит тонкая грань, — заметил он, — а потому в центре нашего
внимания — поддержка и социализация учащихся с ограниченными возможностями.
Однако проблемы есть, не
все хорошо проработано в правовой базе. А вот заявления о том, что многие
родители выступают против совместного обучения их детей с ребятами, имеющими
различные ограничения, сильно преувеличены. Как правило, студенты или молодые
специалисты довольно быстро находят общий язык с однокурсниками или коллегами,
имеющими ограниченные возможности.
По словам Бертрана
Бейнвеля, представителя ЮНИСЕФ в РФ, Россия приняла Конвенцию по правам
инвалидов, что само по себе является хорошим знаком. Это позволит лучше
поддерживать родителей, учеников и учителей. А проблемы, возникающие у нас с
распространением инклюзивного образования, такие же, как и в других странах. В
этом плане мы не лучше и не хуже других.
От нуля до ста шестидесяти
Уполномоченный по правам
ребенка в Москве заслуженный учитель России Евгений Бунимович подчеркнул, что
процесс введения инклюзивного образования в столице идет, с одной стороны,
сверху — это создание безбарьерной среды и формирование нормативно-правовой
базы, с другой — снизу — настроение в обществе меняется в лучшую сторону.
Противники инклюзивного образования все реже высказываются открыто, поскольку
общество в целом настроено положительно или, по крайней мере, лояльно.
Растет и число
образовательных учреждений, где ребята с ограниченными возможностями учатся в
обычных классах и группах,— их сейчас 160. Если раньше в столице был всего один
ресурсный центр для подготовки педагогов смешанных групп, то теперь их 16.
Есть проблема
финансирования, поскольку обучение ребенка с ограниченными возможностями стоит
в два-три раза дороже, чем среднестатистического ученика. Однако, по словам
Евгения Бунимовича, Москва продолжит финансировать программы инклюзивного
образования в необходимом объеме.
Часто родители, чьи дети
учатся в смешанных группах, волнуются: не снизится лив таком случае общий
уровень образования?
— Это волнение напрасно,—
уверен Евгений Бунимович,— поскольку опыт той же Финляндии, где инклюзивное
образование развивается уже давно, показывает обратное: общий уровень
образования там очень высок.
Главный вопрос, который
волнует «необычных» учеников и их родителей, это возможность дальнейшего
обучения и трудоустройства. По мнению Бунимовича, вузов, которые готовы принять
новых абитуриентов, должно становиться все больше. Сейчас таких нестандартных
учеников охотно принимает Технический колледж № 21, для них создан современный
Центр ремесел.
«Перспектива» для каждого
Менеджер по развитию
инклюзивного образования РООИ «Перспектива» Юлия Симонова, симпатичная и
успешная на вид блондинка, пользуется коляской с пятого класса. Обучалась на
дому и чувствовала себя оторванной от школьного коллектива, но… получила грант
и отправилась на целый год в США. И там поняла, что такое «безбарьерная среда»,
свободно посещая занятия, передвигаясь с помощью автобуса со специальным
подъемником, выезжая с одноклассниками на экскурсии и культурные мероприятия.
Сейчас, работая в РООИ «Перспектива», она проводит в школах «уроки доброты»,
помогая детям с ограниченными возможностями адаптироваться в школьной среде, а
их обычным сверстникам еще раз напоминает о том, что люди, передвигающиеся на
коляске, во всем остальном такие же, как они.
Кирилл Дроздков тоже
передвигается на коляске. Он рассказывает, что учится в инклюзивной школе №
1161. Говорит, поначалу было непросто преодолеть школьные лестницы, узкие
двери, но теперь для него установили специальный подъемник, и барьеров стало
меньше. Помогает мама — она в школе числится воспитателем — и, конечно же,
одноклассники, которые очень быстро привыкли к тому, что он не такой, как все.
В дневнике у Кирилла одни пятерки, и он собирается продолжить учиться дальше.
Урок толерантности
Анастасия Даунис — мама двоих детей. Старшая дочка
Даша — необычный ребенок с синдромом Дауна. Даше 11 лет, и она учится в обычной
школе, правда, в группе из четырех человек, где два ученика с синдромом Дауна и
два — с ДЦП. Занятия ведет студентка дефектологического факультета
педагогического вуза. Дети занимаются в группе математикой, русским языком,
литературой, а такие предметы, как рисование, музыка и физкультура, у них
проходят вместе с обычными школьниками.
— Сначала, — рассказывает
Анастасия, — родители других детей, которых встречаешь в школе или на игровой
площадке, относятся к твоему ребенку настороженно. Конечно, можно обидеться и
уйти. Но это проблему общения не решает. И я предпочитаю в этом случае
остаться. Тогда дети и родители видят, что мой ребенок почти такой же, как все
остальные, и отношение меняется на доброжелательное.
Впрочем, проблем у
педагогов хватает. Инклюзивное образование требует в штатном расписании новых
ставок педагогов и воспитателей. Порой эти ставки приходится «выбивать».
Вопрос о том, как будут
сдавать ЕГЭ дети с ограниченными возможностями, тоже стоит достаточно остро.
Так, ученики с аутизмом адаптируются к школе и программе медленнее сверстников,
порой им не мешало бы подольше побыть в школьных стенах, но оставить
неуспевающего ученика на второй год учитель не может. А подготовка к ЕГЭ
ребенку с аутизмом дается не так просто, сил и времени требует больше. Все бы
ничего, но ученики, не сдавшие ЕГЭ, создают школе новые проблемы, вызывают
вопросы к директору у руководства Департамента образования. Так что, с одной
стороны, многие директора школ не против того, чтобы создать в школе
инклюзивную группу, но объясняться за не сдавших экзамен учеников не очень
приятно…
Несмотря на проблемы, у
инклюзивного образования в Москве хорошие перспективы. Об этом говорили все
участники круглого стола.
— Все дети у нас особенные:
и с ограниченными возможностями, и обычные,— заметила в конце беседы педагог
инклюзивного образования школы № 518 Екатерина Романова.— И все требуют особого
отношения.
А как иначе?
http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/index.php?id=1067
Источник: http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/index.php?id=1067 |