Судьба дала Лёшке светлую голову, бездну таланта и…
одну ногу. Других конечностей у него нет. Ногой мальчишка рисует картины, при
виде которых профессионалы преклоняют колени. В спальне ровные ряды аккуратно
заправленных кроватей, на полу неприметный коврик, на окнах зелёные кудряшки
цветов. Стайка мальчишек, усевшись полукругом, обсуждали что-то своё. Приезжий
корреспондент смутил ребят, они растерянно заулыбались.
А звуки слиплись
– А вот и наш Лёшка, – нараспев сказала Валентина
Давыденко, воспитатель старшей группы Малиновского дома-интерната для детей
инвалидов.
Щуплый подросток, на вид совсем мальчишка, растерянно кивнул головой. Из
рукавов футболки выглядывали культи рук, а из штанин брюк в пол смотрела одна
ступня.
На просьбу показать свои работы Лёша шустро поддел ногой из-под кровати папку с
рисунками. Секунда-другая, и пальцы ноги крепко держат карандаш, который
добавляет «воздух» в развивающуюся гриву степной кобылицы, летящей по белому
ватману.
Личное дело Алексея Корниенко к двадцати годам его жизни содержит несколько
скупых листочков. На одном из них написано, что ребёнок родился на свет с
врождённой ампутацией обеих рук и одной ноги, и родители от него отказались ещё
в роддоме «в связи с тяжёлой инвалидностью…»
В Малиновский специализированный детский дом для детей-инвалидов Лёша поступил
в четыре года.
Кроме клятой ампутации есть задержка речёвого развития. Мальчик практически не
говорит. Отдельные звуки и слипшиеся слова лучше всех понимает воспитательница
и мальчишки из его группы. Они главные переводчики между Лёшкой и миром.
– Когда ему исполнилось лет десять, мы стали замечать, что мальчик неплохо
рисует. Первые его рисунки – это мультяшные герои, которых он смотрел по
телевизору, и герои сказок Андерсена, – вспоминает Валентина Давыденко.
Педагоги научили мальчика полностью себя обслуживать: кушать, умываться,
принимать душ и чистить зубы при помощи единственной ноги. Рисовать ногой его
научил Господь Бог.
Рисование – его любимое занятие. Примостится ближе к окну, пальцами стопы
зажмёт карандаш или кисточку, закусит губу, и… к нему не подходи.
Когда кто-то его отвлекает от любимого дела, Лёша смущённо улыбается и большой
палец ноги подносит к губам, жестом показывая: «Тихо…»
Мир художника – это стены его общей спальни, редкие прогулки во дворе интерната
не в счёт.
Летом иногда Лёшка выезжает в куцый казённый двор, отталкиваясь от земли своей
всё заменяющей ногой.
Потом с жадностью рисует всё, что видит из своего двора. Железнодорожный мост
проходящего недалеко Транссиба он написал с завораживающей реалистичностью.
Когда смотришь на эту работу, то кажется, что слышно, как дрожит мост от
мчащегося поезда. Такая правда линий и красок.
Он нарисовал портреты половине малиновских жителей. Нужна фотография – полдня
времени, и портрет с поразительным сходством выходит из-под сбитых до крови
пальцев Лёшкиной ноги.
Несколько лет назад его работы отправили на областной конкурс, на котором они
стали победными. А когда он по фотографии нарисовал плотину Бурейской ГЭС, от
восторга ахнули и благовещенские художники.
Минувшей весной отправили его работы в Москву для участия во Всероссийском
конкурсе «Филантроп». Из столицы пришло приглашение – Лёша стал финалистом
национального конкурса.
В его интернате нет профессионального педагога по изобразительному искусству.
Кроме Господа Бога с ним этим занимается воспитатель Наталья Антошина, которая,
по мнению окружающих, «тоже неплохо рисует».
Три столичных дня
Она и полетела с Лёшкой в Москву. Три столичных дня
были для него самым большим праздником жизни.
Больше всего Лёша запомнил поездку на Поклонную гору, церемонию награждения и
вкуснющие пирожные на банкете. Ничего подобного он никогда не ел и не видел.
Когда жюри, в составе которого были мастера масштаба Ильи Глазунова,
единогласно решило, что в номинации «Преодоление. За гранью возможного» премию
получит Алексей Корниенко, он просто не поверил. Сердце трепыхалось, как у
испуганного воробья, и казалось, что коляска на сцену катилась как-то медленно.
Как зимний день в интернатской спальне.
После фанфар и неслыханных слов в свой адрес к растерявшемуся Алексею подошла
заплаканная женщина, обняла ему и сказала что теперь она обязательно будет
жить, даже несмотря на то, что ей поставили онкологический диагноз.
– Мальчик, ты мне дал силы, веру и надежду, – обнимала она его.
Член жюри, заслуженный художник России, член-корреспондент Российской Академии
художеств Лейла Хасьянова сказала, что Алексей – это человек уникального
таланта и дарования, который нужно обязательно развивать.
Отзвенели фанфары. Лёша вернулся в свой интернат. Статуэтку лауреата отдал на
хранение директору. На двадцать тысяч премии ему купили хороших красок для
работы. Амурские художники его публично назвали коллегой и тоже подарили
подарок.
По закону двадцатилетнего самородка нужно переводить в интернат для взрослых.
Но там не будет нянечек и воспитателей, которые как могут помогают его таланту.
Там кончится затянувшееся детство, и наступит казённая взрослость, в которой
совсем мало места для карандашей и кистей, зажатыми упрямо пальцами
единственной ноги.
…Неизвестно, за что в материнской утробе судьба отняла у Лёшки обе руки и ногу,
взамен дав ему высокобуквенный Талант мозолистой ступнёй рисовать мир так, что
становится трудно дышать от увиденного.
Что дадим Таланту мы, кроме чашки наваристого супа и чистой простыни с
интернатским клеймом?
Похоже, на этот вопрос ответа нет. В Приамурье об этом не знает никто. А в
России?..
Прямая речь
Нина Санникова, министр социальной защиты населения Амурской области:
– В августе Алексей Корниенко будет направлен в специализированную клинику
Санкт-Петербурга для протезирования. После реабилитации мы планируем перевести
его в дом престарелых и инвалидов города Райчихинска. Там живёт талантливый
художник. Думаю, что он поможет развиться его таланту. К сожалению, в России
нет специализированных учебных заведений, где Алексей смог бы учиться на
художника. Кроме физических увечий у него есть и психиатрический диагноз. Не
тяжёлый, но всё же…
Александр Ярошенко
Источник: amur.info
Источник: http://www.dislife.ru/flow/theme/19979/#more |