Половина родителей
детей-инвалидов хотят, чтобы их дети учились в обычной школе, а две трети
взрослых инвалидов намерены получить высшее образование. Таковы результаты
представленных вчера исследований о доступности образования для людей с
ограниченными возможностями в столице. Родители здоровых школьников против
совместного обучения их детей с детьми-инвалидами в целом не возражают.
Первое
исследование касалось доступности среднего образования для детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В ходе исследования впервые
выяснилось число проживающих в столице детей с ограниченными возможностями
здоровья – 42 тыс. Более четверти из них учатся в специальных коррекционных
школах (27,5%), еще четверть – в общеобразовательных (25,5%). Остальные
обучаются на дому. При этом около половины родителей таких детей (41%) хотели
бы, чтобы их дети обучались в обычной школе.
Родители здоровых детей против присутствия в классе детей с ОВЗ не возражают,
но при условии, что это будут дети либо с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
либо с хроническими и не опасными для окружающих заболеваниями. Дети же с
отставанием в умственном развитии, по их мнению, должны получать знания
отдельно. Страх перед совместным обучением с такими детьми у родителей здоровых
детей значительно сильнее, чем в отношении других видов нарушений здоровья.
Выявились и барьеры для развития инклюзии в столице. Почти половина (46%)
родителей детей с ОВЗ заявили о «недружелюбном, негативном отношении» здоровых
детей и их родителей к детям с ОВЗ. Правда, 2/3 респондентов признались, что
лично с этим не сталкивались. Второе место среди барьеров занимает «отсутствие
соответствующей квалификации у педагогов» (39,3%), которая необходима для
совместного обучения детей с ОВЗ и здоровых. На третьем месте «уровень технической
готовности учебных заведений к обучению детей с ОВЗ» (34,9%). Далее следуют
такие проблемы, как «негативное отношение педагогов и персонала к инклюзивному
обучению» (27,7%), «недостаточное финансирование» (23,6%), «отсутствие системы
сопровождения, тьюторства» (23,1%) и «дефицит соответствующих образовательных
программ, учебников» (21,9%).
Автор одного из исследований Оксана Кучмаева определила список документов,
которые необходимо принять для внедрения инклюзивного образования. Она также
отметила отсутствие единой базы детей с ОВЗ и учреждений, оказывающих услуги по
инклюзивному образованию и социализации, а также регулярного мониторинга
качества работы этих учреждений.
Второе исследование было посвящено доступности для инвалидов профессионального
образования в Москве. В анкетном опросе проекта приняли участие 452 инвалида
16–25 лет и 137 инвалидов труда 25–40 лет. Исследование выявило высокую
потребность в профессиональном образовании среди инвалидов. Желание получить
высшее образование выразили 2/3 респондентов. Лишь каждый десятый оказался
готов завершить свое обучение общим средним образованием. «Иждивенческих
настроений среди инвалидов значительно меньше, чем об этом говорят», – сделала
вывод руководитель исследования Марина Баскакова.
По закону образовательные учреждения обязаны создавать специальные условия для
всех инвалидов, у кого оформлена индивидуальная программа реабилитации (ИПР).
Однако не везде это выполняется. Среди инвалидов 1-й группы 42,9% учащихся
считают, что рекомендации их ИПР не выполняются частично или полностью. В
обычных учебных заведениях 42,7% инвалидов затруднен доступ к спортзалу, 41,8%
– к медицинскому кабинету, 39,9% – к местам общего пользования, 37,1% – к
компьютерному классу, 36% – к столовой, 34,2% – к аудиториям, 30,9% – к самому
зданию. В то же время, по мнению большинства опрошенных, их права на получение
образования не нарушались. Только 5,2% ответивших указали на эту проблему.
Половина из этого числа отмечали нарушение прав на поступление в учебное
заведение. При этом 77% опрошенных указали, что в их учебном заведении другие
учащиеся относятся к лицам с ОВЗ и инвалидам позитивно, а 17,8% выражают
безразличное отношение.
Первый заместитель руководителя Департамента социальной защиты населения города
Москвы Татьяна Потяева заявила, что не во всем согласна с результатами
исследования: «В Москве работает единый регистр, в котором есть вся информация
обо всех людях, которые имеют инвалидность, и ведет его департамент социальной
защиты населения». По данным регистра, в Москве проживают 31 тысяча детей
инвалидов, и эта цифра растет в год в среднем на одну тысячу. «Я располагаю
сведениями о том, что даже небольшое отклонение в здоровье ведет к тому, что
родители всячески настаивают на занесении в нашу базу и получении инвалидности
ради большого количества предлагаемых льгот», – утверждает г-жа Потяева.
Диана Евдокимова
Источник: www.newizv.ru
Источник: http://www.dislife.ru/flow/ |