Школа жизни для особых детей
|
|
|
Современная система образования четко делит детей на
здоровых и инвалидов. Для малышей и школьников, имеющих ограниченные
возможности, созданы специальные коррекционные детсады, школы. В последнее
время заговорили о несправедливости такого подхода и необходимости развития
общедоступного образования. Нужно ли детям-инвалидам учиться в общих школах,
готовы ли учебные заведения принять таких учеников, как к этому отнесутся
родители здоровых детей и сами школьники? Попробуем разобраться вместе.
В последнее время все чаще говорится об инклюзивном
образовании, предполагающим обучение детей с ограниченными возможностями в
общих школах. Раньше для ребят, имеющих какие-либо отклонения в здоровье,
создавали отдельные группы или классы. В результате дети общались только с такими
же, как они. Но, согласитесь, нельзя для людей, например с сахарным диабетом,
построить отдельные дома, офисы, предприятия. Так или иначе, детям с
ограниченными возможностями придется в будущем общаться с обычными людьми.
Сторонники инклюзивного образования уверенны, что чем раньше будет установлен
такой «мостик», тем быстрее пройдет адаптация инвалидов.
В Челябинске создано 167 дошкольных учреждений коррекционной направленности, в
них воспитываются 9820 детей, имеющих ограниченные возможности здоровья –
ВИЧ-инфицированные дети, малыши, которым требуется особое питание, с синдромом
Дауна, аутисты, ребята с нарушением слуха, слепые. «Мы стараемся, чтобы дети с
ограниченными возможностями не были обособлены, у них не возникало
психологических травм. Дети-инвалиды обеспечены местами в дошкольные учреждения
на 98%. Конечно, это не 100%, но будем стремиться к тому, чтобы все получали
хорошее образование и квалифицированную медицинскую помощь», – заявил
сити-менеджер Челябинска Сергей Давыдов.
Первые попытки совместного обучения детей, имеющих отклонения в здоровье, и
обычных в Челябинске уже есть. В МАДОУ № 17 воспитываются 118 малышей, из них
72 ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Детский сад имеет
лицензию на оказание медицинской помощи таким ребятам. В нем созданы все
условия для полноценной коррекции осанки, плоскостопия, укрепления мышечного
корсета. Малыши ходят на массаж, занимаются физкультурой, в каждой группе есть
детские тренажеры, различные массажеры для ног. «Тенденция совместного обучения
– замечательная. Она учит толерантности, что в дошкольном образовании просто
необходимо. Ведь дети дальше идут в школу и, конечно же, они должны терпимо
относиться друг к другу. В жизни маленькому ребенку, а потом и взрослому, будут
встречаться разные люди, поэтому ко всем нужно относиться, как к самому себе,
как к равному. Когда есть такие интегрированные группы, где наряду со здоровыми
детьми учатся малыши с нарушениями, ребята уже адекватно друг друга
воспринимают, поэтому никаких проблем не возникает», – говорит заведующая МАДОУ
№17 Ирина Рыбалко.
Как оказалось, многие мамы и папы положительно относятся к инклюзивному
образованию в целом, но вовсе не хотят, чтобы дети-инвалиды учились в одном
классе с их детьми. Родители, получив для своих детей путевки в детсад, очень
удивились, что их чада будут ходить в комбинированные учреждения, где
занимаются ребята с отклонениями в здоровье. «Нам дали путевку в детсад, я
посмотрела в Интернете информацию о нем, оказывается, туда еще принимают
даунов. Теперь не знаю, что делать, – с возмущением говорит мама двухлетней
девочки. – Я не хочу, чтобы моя дочка каждый день видела умственно отсталых,
нужно со здоровых и умненьких брать пример».
Совершенно по-другому смотрит на эту ситуацию Марина Исаева, сама воспитывающая
ребенка с ДЦП: «Если ребенок с каким-то заболеванием может общаться с другими
людьми, у него есть возможность двигаться, играть, то он обязательно должен
ходить в детский сад или школу. Ведь он также радуется чему-то новому, как и
любой другой ребенок. Конечно, здоровым деткам нужно объяснять, как себя вести,
почему другие ходят и разговаривают не так, как они. Но больше, мне кажется,
зависит от настроя родителей. Если они сами с каким-то брезгливым чувством,
недоброжелательно относятся к особенным деткам, то и их дети будут считать
такого ребенка ненормальным, проявлять жестокость».
С внедрением инклюзивного образования много вопросов возникает к учебным
заведениям. Большинство из них до сих пор остаются недоступными для инвалидов:
совершенно неудобные пандусы, отсутствие лифта и т. д. Многие учителя тоже
оказались неготовыми к работе с особыми детьми. «Есть инвалиды, которые внешне
ничем не отличаются от других людей, они просто по болезни часто пропускают
занятия, а есть те, кто не может передвигаться без посторонней помощи, быстро
писать. Я не знаю, как с ними работать. Все внимание придется уделять ему,
ждать пока он допишет предложение или усвоит материал, а другим детям нужно
будет подстраиваться под одного», – делится своими переживаниями учительница
одной из челябинских школ.
Практикующий психолог Юлия Летягина уверена, что при грамотном подходе все эти
проблемы разрешимы. «От этого выигрывают все, – говорит она. – Ребенок-инвалид
лучше социализируется потом в обществе, а здоровые дети могут у него научиться
умению выживать и радоваться жизни. Инвалиды показывают хороший пример, что
даже с ограниченными возможностями можно достигнуть какого-то успеха. При этом
дети учатся проявлять заботу, сочувствие к более слабому. Конечно, речь идет об
учебе детей-инвалидов с сохраненным интеллектом. У меня были случаи, когда дети
с ДЦП учились в общей школе, и никаких проблем там не было, ребенка не
дразнили, не обижали, он не чувствовал себя ущербным. Но для этого нужно
грамотно готовить учителей, детей и родителей».
Такого же мнения придерживается и председатель общественной организации «Луч
надежды» Вячеслав Шуховцев: «К сожалению, общество еще не готово к тому, чтобы
принять инвалидов, особенно имеющих внешние недостатки. Это сознание нужно
менять, ведь мы все ходим под Богом, сегодня ты здоровый, а завтра какое-нибудь
ДТП, и ты в инвалидном кресле. А дети и вовсе не виноваты в том, что такими
родились».
В силу своего малоподвижного образа жизни многие дети с ограниченными
возможностями больше читают, лучше осваивают новую технику и порой оказываются
талантливее своих здоровых сверстников. Педагоги, уже работающие с
детьми-инвалидами, уверены, что только совместное обучение поможет вырастить
новое поколение людей – более добрых, понимающих и умеющих сопереживать другим.
Юлия Реутова
Источник: cheldiplom.ru
Источник: http://www.dislife.ru/flow/theme/19475/#more |