Школа для "необучаемых"
В Павлограде, районном центре Днепропетровской области, работает уникальная
школа. Здесь воспитывают детей, которых считают необучаемыми. Ребятам с
нарушением интеллекта в Украине закрыт ход не только в обычную школу, но даже в
специализированную. Учебное заведение открыла семья, у которой тоже проблемный
ребенок.
Дочкина учеба
Создать
школу для проблемных детей Ирину Рыбас и Андрея Манасяна заставила личная
трагедия. В их семье родился ребенок, которого спустя время признали инвалидом.
«Через
долгих 18 лет после рождения сына в нашей семье появилась дочь Арина, –
рассказывает Андрей Манасян, – до пяти месяцев она развивалась нормально. Потом
из-за халатности медиков (ей кололи очень сильные антибиотики) появились
серьезные проблемы со здоровьем».
Семья
перепробовала всевозможные способы лечения. Со временем поняли, что
восстановить здоровье ребенка полностью невозможно. Стал вопрос: как учить
дочь?
«Оказалось,
что детей с задержкой в развитии действующая система образования игнорирует. В
Украине нет ни одного государственного учебного заведения для таких ребят», –
рассказывает Рыбас.
После долгих
поисков семья нашла частную школу в Киеве для детей-аутистов. «На тот момент
это было единственное учебное заведение, в котором в нашей стране могла
обучаться дочь. И это притом, что она не аутист», – продолжает Рыбас.
На семейном
совете было решено отправить Ирину с дочерью в столицу. За пять лет обучения
девочки ее мама освоила навыки преподавания. Вернувшись в родной Павлоград,
семья решила открыть школу для детей-инвалидов с нарушением интеллекта.
Специально для этого закончила курсы, так как педагогического образования не было.
Рады любым навыкам
За пять
гривен можно купить хлеб, за одну его не приобретешь – учат детей на уроках
математики. Красный шарик кидаем вверх, синий – катаем, показывает учитель
физкультуры. А на уроках драматического мастерства разыгрывается настоящее театрализованное
представление кукол на рукавах. Это школа, в которой воспитатели рады любому
достижению ребенка.
Семилетний
Андрей Терехин научился слушать музыку, даже сам просит что-нибудь включить, да
погромче. Еще недавно он закатывал истерику, как только в школе слышалась любая
композиция, брал маму за руку и уводил из класса.
Шестилетний
Рома Попенко теперь может без страха замазывать ладошку в краске и оставлять
след на листочке бумаги. Раньше он боялся рисовать и даже не хотел взять в руку
карандаш.
Самый
взрослый воспитанник школы, 28-летний Паша Пушкарь, не различал цветов и не мог
определить форму предмета. Теперь его мир стал ярче.
«Все, что
обычный ребенок постигает легко и быстро, нашим детям дается с трудом. Главное,
чему мы их учим, максимально адаптироваться в окружающем мире», – рассказывает
Ирина Рыбас.
В семействе
Рыбас-Манасян уверены: необучаемых детей нет. Они прививают любовь к знаниям
даже детям, которые не могут посещать школу. «Мы созваниваемся с мамами детей,
прикованных к постели или с частыми приступами, и даем консультации», – говорит
Ирина.
Самой
большой гордостью необычной школы являются двое детей, которые пошли в обычное
учебное заведение. Пятерых взяли в коррекционные классы при интернатах, раньше
и туда путь был заказан.
Родители учатся с детьми
Сейчас в
школе работают восемь специалистов, не у всех есть педагогическое образование,
но все отдают детям частичку души. Учитель физкультуры раньше занималась
акробатикой в цирке. С ее помощью даже те дети, которые с трудом ходили, умело
обращаются с кругом, ленточкой, мячом. Преподаватель рисования – пенсионерка
без педобразования. Но под ее руководством воспитанники школы делают шикарные
работы и побеждают на городских конкурсах.
Есть в штате
преподаватель божьего слова – без веры таким детям нельзя. А кроме того:
психолог, логопед и массажист.
Большинству
учителей зарплату платят из родительского фонда, только двоим – из городской
казны. Интересно, что обучают специалисты не только детей, но и родителей.
«Родители
присутствуют на занятиях и учатся вместе с детьми. Мы поддерживаем их морально,
подсказываем, как общаться с ребенком не только в семье, но и в обществе. Все
вместе ходим в цирк, зоопарк, кафе. Сами родители не решаются выходить в свет,
потому что боятся, что дети будут плохо себя вести» – рассказывает Ирина.
В школе
родители делятся проблемами друг с другом и понимают, что не одиноки в своей
беде.
Путь через тернии
Основатели
школы постоянно сталкиваются с проблемами. Бороться приходится уже за само
существование учебного заведения. Когда возникла идея создания школы, они
обратились за помощью к местным властям. Но натолкнулись на глухую стену
чиновничьего равнодушия. Пришлось рассчитывать только на свои силы и вкладывать
в благое дело личные средства.
«Только
однажды за весь период существования школы городские власти предложили нам
отдать в бесплатное пользование помещение бывшего детского садика, –
рассказывает Рыбас, – но здание требует капитального ремонта, оно уже более 15
лет нежилое. Там полностью отсутствуют системы отопления, канализации,
освещения, нет даже полов. Предложить школе, которая существует за средства
родителей, такой вариант – это все равно, что отмахнуться от проблемы». Не
захотели принимать инвалидов и в обычной школе. Родители здоровых детей наотрез
отказались.
Школа
постоянно меняет помещения: кто приютит, туда и идут. Но ее создатели мечтают о
постоянной прописке. Невзирая на все трудности, они с надеждой смотрят в
будущее. Даже лозунг придумали обнадеживающий: «Верой всего добьешься».
Кстати
В Украине
около 140 тыс. детей-инвалидов, которые не в состоянии усвоить программу
общеобразовательных школ. Лишь треть из них имеет возможность учиться в
специализированных учебных заведениях. В Украине – 142 учреждения для
дошкольников, в которых содержится 12 тыс. детей и 386 школ-интернатов с 60
тыс. учащихся. Остальных признали необучаемыми.
Интересно,
что в странах Европы и США, начиная с 70-х годов деление на
обучаемых-необучаемых в отличие от нашей страны упразднено. Сейчас на Западе
система обучения особых детей дает родителям широкий выбор вариантов как в
государственной системе образования, так и в негосударственных учреждениях.
Виктория
Хаджирадева
Источник: Аргументы и Факты
Источник: http://dislife.ru/articles/view/29111#cut |