С какими проблемами
столкнутся дети-инвалиды, перед которыми впервые откроются двери обычных школ
Новые Известия, 20 Августа 2010
г., Александра Смирнова
В нынешнем учебном
году столичные школьники-инвалиды впервые пойдут учиться вместе со своими
здоровыми сверстниками. Однако переоборудование школ в связи с потребностями детей-инвалидов
запланировано только на следующий год, а в нынешнем школьники с ограниченными
возможностями будут приспосабливаться к окружающей обстановке сами. Впрочем, в
провинции таким «особым» ребятам приходится еще хуже: часто их семьи лишены
вообще какой-либо помощи со стороны государства.
Принятый в конце апреля этого года
Мосгордумой закон предусматривает, что в каждом классе допускается не более
трех учащихся с ограниченными возможностями, а в школе в целом доля таких
учеников не может превышать 10%. Однако положение закона о дополнительном
материально-техническом обеспечении школ вступает в силу лишь со следующего
года. В нынешнем же году городские власти не выделяют деньги на оборудование
школ пандусами и лифтами для колясочников, а также тактильными линиями для
слабовидящих.
В регионах проблемы у детей-инвалидов другие. На днях в деревне Сергеевица
Пыщугского района Костромской области в детском саду местные жители встречались
со своим депутатом областной думы. Среди прочего граждане жаловались на то, что
дети, больные сахарным диабетом, не обеспечиваются вовремя льготными
лекарствами, и родители вынуждены покупать инсулин на свои деньги.
В России, по данным Минздравсоцразвития, на учете состоят 593 тыс.
детей-инвалидов (это 2% от общего числа юных россиян). В Москве, по данным
столичного Департамента здравоохранения, проживают 23,7 тыс. таких детей. Если
родитель вынужден отказаться от работы ради того, чтобы ухаживать за своим
ребенком-инвалидом, ему положена компенсационная выплата в размере 5 тыс.
рублей до достижения ребенком 23 лет. Соцработнику за один визит к инвалиду
платят по 1,5 тыс. рублей. Но и здесь не без проблем. Сотрудница управления
соцзащиты одного из районов Московской области рассказала «НИ», что в этой
сфере нередки скандалы:
соцработники подделывают ведомости, указывая в них те визиты, которых они на
самом деле не совершали.
«До инвалидов помощь государства доходит, до общественных организаций, которые
помогают инвалидам, – нет, рассказывает «НИ» председатель организации помощи
детям-инвалидам «Радуга» Наталья Сохатская. – Общественникам не стоит тратить
время на то, чтобы сломать систему. Нужно искать помощь среди неравнодушных
людей, а чиновники и дальше будут посылать один к другому».
Социальному работнику Светлане Авдеевой тяготы семей с детьми-инвалидами
знакомы изнутри: женщина сама воспитывает такого ребенка. «Я не хочу умалять
проблемы московских семей с детьми-инвалидами, но, по моим личным наблюдениям,
вся существующая мизерная поддержка государства распределяется между теми, кто
проживает в крупных городах. Им вовремя начисляются пенсии, выплачиваются
пособия, на них хватает социальных работников», – говорит «НИ» г-жа Авдеева. По
ее словам, «кастовость» проявляется даже в распределении производимых за
границей изделий для инвалидов: «Первые в очередях всегда москвичи,
петербуржцы, екатеринбуржцы, а моя знакомая семья из Калужской области ждет
специализированную коляску из Германии уже четыре года».
Игорь Пексаев стал инвалидом на первом году жизни из-за того, что жил далеко от
столицы, в Республике Коми. В двухмесячном возрасте мальчику неправильно
поставили диагноз и назначили прогревание носоглотки, хотя при его заболевании
оно было строго противопоказано. После седьмой процедуры ребенок попал в
реанимацию и теперь дышит через трахеотомическую трубку. Но мальчику уже семь
лет, трубка стала мала, а заменить ее могут только за 34 тыс. евро. Сейчас его
мама собирает деньги через благотворителей – если до конца осени операцию не
сделают, может быть поздно. «Самое обидное, что наше заболевание лечится.
Только нужны большие деньги», – говорит «НИ» Мария Пексаева.
Мать ребенка-инвалида из Москвы Светлана Добротина недавно оценила новый сервис
– социальное такси для семей с детьми-инвалидами: «Оно дешевое – 210 рублей в
час». Женщина рассказала «НИ», что каждый год бесплатно отдыхает с ребенком: «В
основном в Подмосковье или на экскурсии по Золотому кольцу». Ирине Олейнич из
Ленинградской области государство тоже помогает деньгами, но почти все они
уходят на оплату съемной квартиры в Петербурге, где лечится ее сын, больной
гидроцефалией (скопление жидкости в голове). «Памперсы мы получили через два
месяца. А вот аппарат для хождения получить не можем – у государства нет денег.
Чиновники предлагают его купить самим, а он стоит 180 тысяч», – жалуется «НИ»
Ирина Олейнич.
КОММЕНТАРИЙ
Пресс-секретарь
Департамента образования Москвы Александр ГАВРИЛОВ:
– В московских образовательных учреждениях в прошлом году обучались 50 тыс.
детей с ограниченными возможностями, из них 19 тыс. имели статус инвалидов.
Сейчас в Москве приспособлено для детей-инвалидов 1651 учреждение. Это,
конечно, не 100%, но пока в этом нет острой необходимости. В инклюзивном
образовании могут участвовать дети не со всеми заболеваниями. Сейчас у нас
стоит вопрос, чтобы в каждом районе хотя бы одна такая школа была оборудована
спецсредствами. В основном в инклюзивном обучении участвуют дети с нарушениями
опорно-двигательного аппарата. Для них предусмотрены пандусы, специальные
парты, «ступенькоходы» (мобильные лестничные подъемники). Преимущество
последних в том, что они быстро монтируются. Мы закупили 606 комплектов
мобильно-лестничных подъемников, которые позволяют оперативно приспособить
школу. Если в учебное учреждение приходит мама с заявлением о приеме ребенка с
ограниченными возможностями, то отказать ей не могут, и в школе ставится
«ступенькоход». Кроме этого, мы приспосабливаем и учреждения дополнительного
образования. Чтобы дети-инвалиды могли посещать не только школу, но и
заниматься досугом. Для детей, которые не могут выходить из дома, предусмотрено
так называемое дистантное обучение. Они бесплатно получают в пользование
компьютеры, за которыми работают дома. Учителя занимаются с ними также с
помощью компьютеров. В прошлом году мы оборудовали 300 таких мест для детей и
60 – для педагогов. Создали библиотечный фонд, медиаресурс.
Источник: http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/index.php?1079 |