С инвалидной коляски - в
школу
|
|
|
В осеннюю сессию 2012 года Государственная Дума
планирует рассмотреть законопроект об инклюзивном образовании, закрепляющий
права «особых» детей на обучение в обычной школе. Согласно результатам
исследований, к 2020 году в лучшем случае 25% школьных зданий окажется
приспособлено для занятий с детьми-инвалидами. На данный момент для
инклюзивного обучения годится лишь 5% школ. Дефицит педагогического состава –
от 5 до 40% в зависимости от региона. И это при том, что «особым» детям нужны
не только учителя, но и личные кураторы – тьюторы.
По итогам опросов общественного мнения от 35% до 45%
российских родителей протестует против совместных классов для здоровых детей и
тех, которые имеют те или иные отклонения или заболевания. Первая «совместная»
школа в России появилась в 1991 году в Москве, сейчас их несколько сотен на
страну – при условии, что каждый сотый ребенок получает инвалидность раньше,
чем успевает вырасти! Более 200 тысяч детей с особыми потребностями обучается в
коррекционных школах, около 240 тысяч в том или ином режиме посещает обычные
общеобразовательные учебные заведения.
Само по себе право на образование для «особых» детей – заслуга эпохи прогресса.
Систематическому обучению детей с ограниченными возможностями меньше трехсот
лет – в 1760 году в Париже открылась первая в мире школа для глухих, в 1784
году там же – школа для слепых, а в 1841 – частная школа для умственно
отсталых.
В СССР достаточно долго коррекционные школы оставались скорее благотворительным
заведением, нежели ступенькой к адаптации в общество. Система интернатов для
детей с ограничениями подвижности, глухих, слепых и так далее, с одной стороны,
позволяла «пациентам» окончить школу, получить навыки общения, а с другой –
готовила их лишь к малоквалифицированному труду в лечебных мастерских «Общества
слепых» и «Общества глухонемых», а не к полноценной социализации. На данный
момент ситуация меняется в лучшую сторону – в институтах страны обучается более
15 тысяч студентов с ограниченными возможностями, разрастается система
паралимпийского спорта, профессионального обучения, экстернатов и
дистанционного образования.
Позиция современных дефектологов однозначна – ребенку-инвалиду, даже самому
«тяжелому», важен контакт со сверстниками, общение, игры, занятия. Адекватное
отношение коллектива, участие в учебном процессе стимулирует познавательные
способности таких детей, помогает адаптации, повышает самооценку. Основной
вопрос, который волнует родителей таких малышей – где ребенку будет лучше?
Стоит ли всеми правдами и неправдами настаивать на поступлении в обычную,
«дворовую» школу или лучше искать учебное заведение, практикующее инклюзию?
Посещать специализированные детские центры, кружки и клубы, перейти на домашнее
обучение или все-таки выбрать коррекционное образование?... ...
Источник: http://www.dislife.ru/flow/theme/20234/#more |