Реформировать
"закрытые" интернаты! Как?
Проект реформирования
интернатов системы соцзащиты, в которых проживают дети с ментальной
инвалидностью, предложенный директором общественной организации «Перспективы»
Марией Островской. Недавно в Москве завершил свою работу международный форум
«Каждый ребенок достоин семьи», организованный фондом помощи детям «Обнаженные
сердца» топ-модели Натальи Водяновой.
Приоритетными в обсуждении
стали вопросы социальной поддержки семьи, имеющей ребенка с особыми нуждами и
нарушениями развития, ее сопровождение, актуальные проблемы раннего
вмешательства, принципы реформирования системы «закрытых» интернатов в стране и
поиск путей семейного устройства детей-сирот.
Обсудить эти проблемы
собрались более 300 российских экспертов в области коррекционной педагогики,
медицины, психологии из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода,
Новосибирска, Пскова, Екатеринбурга, Оренбурга и их зарубежные коллеги из
Германии, США, Канады и Финляндии.
Модератором секции форума,
посвященной особенностям деинституализации и профессиональной помощи детям с
тяжелыми и множественными нарушениями развития, находящимся вне семьи, была
клинический психолог Мария Островская.
Мария Островская, директор
санкт-петербургской благотворительной общественной организации «Перспективы»,
член Общественного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по правам
ребенка представила перед собравшимися участниками форума проект реформирования
интернатов системы соцзащиты, в которых проживают дети с ментальной
инвалидностью.
Свои предложения Мария
Островская сделала на основе опыта работы СПББОО «Перспективы» в доме-интернате
для детей с отклонениями в умственном развитии №4 г. Павловска, ставшего
скандально известным в 2011 году. В настоящий момент в этом детском доме
происходит много позитивных изменений, например, функционирует Попечительский
совет, состоящий в основном из представителей общественных организаций и
благотворителей, а с сентября 2012 года все дети школьного возраста (329
человек) вне зависимости от степени нарушений стали посещать школу, причем 150
ребят стали выезжать в школы за пределы интерната.
Сегодня через общественное
участие и взаимодействие СПБ БОО «Перспективы» с органами региональной власти
удалось добиться сокращения численности воспитанников переполненного в
нарушение всех нормативов интерната с 550 до 399 человек, и постепенно
начинается процесс разукрупнения.
К слову сказать, свои
предложения по реформированию системы интернатов Мария Островская уже
представила органам петербургской власти в виде «Модели социального обслуживания
детей, проживающих в учреждениях социальной защиты города Санкт-Петербурга».
Основная идея реформирования заключается в создании целой системы альтернатив
интернатам в виде различных форм семейного устройства детей с тяжелой
инвалидностью, что, разумеется, требует создания качественной и целостной
системы поддержки семьи с особым ребенком. Но это программа максимум, требующая
так называемого «движения сверху», то есть кропотливой работы, как
законодательной, так и исполнительной власти, и времени, конечно.
Поэтому сегодня необходимо
параллельно приступить к реализации программы минимум, реформировать форму
обслуживания в интернатах, утверждая качественно новый подход к организации
жизни ребенка внутри самой интернатной системы.
Выступая на форуме, эксперт
определила критерии, в соответствии с которыми мы не можем считать приемлемой
жизнь ребенка в интернате. Это критерии качества жизни, исполнения закона,
соответствия Конвенции о правах инвалидов и Конвенции о правах ребенка,
соответствия региональным стандартам социального обслуживания.
В основу определения критерия
качества жизни положен принцип нормализации, по которому качество жизни детей в
интернате должно быть нормальным, таким же, как у других людей.
Основными положениями
принципа нормализации, согласно шведскому ученому Б.Нирье, являются нормальный
дневной, недельный и годовой ритм, естественный жизненный путь, свобода
удовлетворения своих потребностей, нормальный экономический стандарт и стандарт
обстановки.
Основные условия нормализации
описаны московским Центром лечебной педагогики:
Нормально иметь рядом
человека, к которому ты привязан. Отношения с «главным», близким человеком –
это стимул для развития.
Нормально иметь выбор и
участвовать в принятии решений. Самому участвовать в выборе себе еды и напитков
на каждый прием пищи, подборе одежды, планировании досуга, выборе вида
деятельности.
Нормально спать, принимать
пищу, работать и учиться в разных местах.
Нормально жить в комнате
вдвоем или, в крайнем случае, втроем. А многие нуждаются в том, чтобы иметь
возможность оставаться в одиночестве.
Нормально ночевать, мыться и
одеваться в помещении с людьми одного пола.
Нормально иметь личные вещи и
легкодоступное место для их хранения.
Нормально, чтобы место
проживания признавалось окружающими как твое личное пространство.
Сегодня вышеперечисленные
принципы, так называемые «нормально» не соблюдаются ни в одном российском
интернате социального обслуживания, где проживают дети с нарушениями развития.
Дети в таких интернатах живут в переполненных комнатах, как правило, по 10-15
человек. У них нет ни тумбочек для хранения личных вещей, ни отдельного на
каждую комнату положенного игрового пространства. В зависимости от степени
нарушений, жизнь большинства детей с множественными нарушениями сосредоточена в
кровати или вокруг кровати, а жизнь подвижных детей ограничивается лишь
корпусом.
Для достижения принципа
нормализации в социальных стационарах Мария Островская предложила пошаговый
процесс реформирования учреждений, обозначенной ею в разработанной «Модели
социального обслуживания детей, проживающих в учреждениях социальной защиты
города Санкт-Петербурга».
Шаг 1. Обеспечить открытость
интернатов социального обслуживания
Интернаты должны стать
прозрачными, доступными для общественного контроля и участия, в том числе
волонтеров и НКО, в индивидуальной заботе о детях и в социальном обслуживании.
Также необходимо разделить
роль опекуна и директора интерната. Сегодня сложилась странная ситуация, при
которой обе роли в соответствии с федеральным Законом об Опеке и попечительстве
исполняет интернат. С одной стороны он предоставляет услуги, а с другой
стороны, как опекун детей, должен контролировать качество этих услуг и принимать
решения о том, кто эти услуги предоставляет. В развитых странах практикуется
обязательное разделение этих ролей ввиду конфликта интересов.
Эксперт считает, что
необходимо изменить эту правовую норму и развивать систему независимого
законного представительства ребенка, воспитывающегося в интернате. Законными
представителями ребенка по примеру некоторых стран могли бы быть так называемые
добровольные индивидуальные помощники (ДИПы), которые смогут независимо
контролировать как качество оказанных услуг, так и соблюдение прав и качества
жизни конкретного ребенка в интернатах.
Шаг 2 . Распределить задачи
обслуживания детей, живущих в интернатах, между ведомствами
Этот шаг призван покончить с
так называемым «собесовским» отношением к детям, проживающим в интернатах,
когда дети или не получают ни образовательных, ни медицинских услуг, или
получают их силами персонала самого интерната. Необходимо, чтобы учреждения
системы образования учили детей, как в рамках общего, так и дополнительного
образования, учреждения системы здравоохранение лечили детей и предоставляли им
медицинскую реабилитацию, а реабилитационные центры предоставляли детям услуги
по социальной и психологической реабилитации. Досуговые центры также должны
открыть двери воспитанникам детских домов – интернатов.
Согласно этому принципу,
дома-интернаты для детей с отклонениями в умственном развитии должны стать лишь
домом, где дети живут в условиях, близких к семейным, или центром поддержки
семейных форм устройства детей.
Реализация этого этапа реформирования
интернатов даст мощный толчок к интеграции детей с инвалидностью в общество,
необходимость которой заявлена как в ратифицированной Конвенции о правах
инвалидов, так и в Национальной стратегии действий в интересах детей.
Шаг 3. Обеспечить исполнение
нормативов социального обслуживания в интернатах и приближение структуры жизни
в интернате к семейной
Этот шаг кажется на первый
взгляд самым простым и очевидным. Ведь в большинстве регионов приняты стандарты
социального обслуживания для всех групп населения, и в том числе для детей с
множественными нарушениями или умственной инвалидностью, проживающих в
стационарных учреждениях. Эти стандарты являются обязательными для исполнения.
Есть и Федеральные,
рекомендательные, стандарты. Ни те, ни другие стандарты не выполняются. А если
бы они исполнялись, качество жизни и реабилитации детей в интернатах было бы в
разы выше, хотя и не стало бы семейной формой устройства детей. Если бы стандарты
исполнялись, стоимость проживания ребенка в интернате также возросла бы в
несколько раз, что и является, по-видимому, основным препятствием. Сейчас
затраты государства на стационарное обслуживание детей с инвалидностью
значительно выше затрат семьи, а когда будет исполняться действующее
законодательство и нормативы, затраты станут абсурдно высокими, что неизбежно
приведет к поиску и развитие системы поддержки семьи.
Только общественный контроль
может привести к исполнению стандартов социального обслуживания, потому что
контролирующие органы до сих пор этого не добились. Чаще всего это связано с
тем, что комиссии и прокуратура проверяются пожарные и санитарные нормы,
программы развития детей и т.д., но они не проверяют, да и не в состоянии
проверить, качество жизни каждого ребенка в огромном учреждении.
Шаг 4. Ввести систему
индивидуального сопровождения (ИПС) в интернатах и планирования бюджета и
кадровой структуры на основе ИПР (Индивидуального плана реабилитации)
Специалистам, работающим с
детьми с инвалидностью, и родителям детей-инвалидов хорошо известны проблемы,
связанные с заполнением и реализацией Индивидуальных программ реабилитации
(ИПР), которые являются расходными обязательствами государства (то есть все,
что в них написано, должно быть профинансировано государством). Только самые
упорные и грамотные родители могут собрать все необходимые заключения
специалистов и добиться от Бюро МСЭ (медико-социальной экспертизы), чтобы все,
необходимое ребенку и соответствующее его индивидуальным особенностям и нуждам,
было вписано в ИПР.
А что с ребенком, который
живет в интернате, где у опекуна их 400, а иногда 600? Где нет одного
взрослого, отвечающего за данного ребенка, который соберет заключения всех
специалистов, создаст единый документ, отражающий потребности ребенка и
реабилитационные условия, необходимые ему?
Такой человек должен быть в
интернате, и на каждого ребенка междисциплинарной командой специалистов должна
создаваться Индивидуальная программа сопровождения – неофициальный (в отличие
от ИПР) документ, отражающий не только реабилитационные потребности ребенка, но
и его потребности в уходе, общении, его бытовые и человеческие потребности и
наклонности, а также цели его ближайшего развития.
И также как в семье, именно
программа сопровождения ребенка должна лечь в основу планирования бюджета
учреждения. Бюджет должен идти от потребностей каждого конкретного ребенка,
особенно, если это ребенок с инвалидностью, потому что инвалидность делает
вообще невозможным «среднестатистический» подход к обслуживанию и
сопровождению.
Шаг 5. Установление системы
социального сопровождения кровной или замещающей семьи с ребенком, имеющим
инвалидность
Все предыдущие шаги были
направлены на то, чтобы приблизить качество жизни ребенка в интернате к
нормальному. Но полностью нормальным оно стать не сможет, пока у ребенка не
будет семьи. Создание альтернатив интернатному размещению ребенка с тяжелой
инвалидностью требует развитой системы поддержки семьи. Только поэтому этот шаг
упоминается последним, поскольку его реализация потребует самых серьезных и
длительных системных изменений в здравоохранении, образовании, социальной
политике и культуре. Но начинать их надо сейчас.
Именно при организации
качественного социального сопровождения таких семей количество детей, помещенных
в интернатах, будет сокращаться. Подавляющее большинство родителей признаются,
что вынужденно отдали ребенка в интернат, поскольку чувствовали себя один на
один с неразрешаемыми проблемами, оказались в полнейшей социальной изоляции.
Завершая свое выступление,
Мария Островская задала вопрос: «С чего же начать?».
«Со всего сразу»! Уже сегодня
остро необходимо развивать и реформировать социальное законодательство,
узаконить общественный контроль в домах-интернатах соцобслуживания, развивать
взаимодействие между ведомствами, стимулировать создание и описание моделей
семейного устройства детей с тяжелой инвалидностью, заниматься обучением и
подготовкой профессионалов, работающих с детьми и т.д.
Множество задач можно решить
только совместно, при взаимодействии государства и общества, делегируя
общественным организациям значительную часть ответственности и задач
государства по социальному обслуживанию и развивая системы контроля
деятельности как государственных, так и негосударственных организаций. Сетевое
взаимодействие общественных организаций также необходимо для системного решения
задач сопровождения особого ребенка и его семьи, привлекая бесценный ресурс
некоммерческих организаций, считает Мария Островская.
Светлана Мамонова
Источник: miloserdie.ru
Источник: http://www.dislife.ru/flow/theme/21319/#more |