Новый сайт инвалидов
Зеленогорска (красноярского края)
Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 26.04.2019, 17:46



Меню сайта
Категории раздела
инвалиды и общество [436]
работа и образование [190]
параспорт [81]
интервью [277]
Historia -magistra vita [62]
История-учитель жизни(лат.)
дети-инвалиды [169]
юридическая страничка [200]
медицина,фармакология и тех.средства реабилитации [13]
соц.обслуживание [1]
безбарьерная среда [4]
Наш опрос
инклюзивное образование
Всего ответов: 72
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
WoWeb.ru - портал для веб-мастера
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » работа и образование

Реализация закона композиции в условиях коррекционной школы-интерната IV вида

Реализация закона композиции в условиях коррекционной школы-интерната IV вида

Автор: Суворов П. А.


Введение

В настоящее время система московского образования переживает значительные изменения. Изменение оплаты труда, использование совещательных голосов родителей, педагогов и учащихся, а также изменения финансирования учреждений — всё это в долгосрочной перспективе полностью изменит положение школы как общественного института в московском регионе.

Предметом наибольших споров и дискуссий в свете реформы системы столичного образования, по существу, является внутреннее устройство школы. С одной стороны развитие методов работы педагогической и дефектологической мысли нарисовало новые горизонты, и возможности развития личности детей, с другой стороны, материально-техническое развитие на целое поколение видоизменило педагогический процесс в отдельно взятой школе, коллективе и классе. Однако, развитие и качественное изменение процесса в рамках целой системы образования требует значительных финансово-экономических вливаний в эту систему. Для пояснения приведём наглядный пример. Если до 90-хх годов XX века в московском регионе постоянно и стабильно увеличивалось число школ, то в середине 90-хх начал происходить процесс укрупнения образовательных учреждений. Так система столичного образования получила новые формы организации образовательного процесса в виде Центров образования и Ресурсных центров, целью которых было расширение материально-технических возможностей учреждения и аккумулирование педагогической мысли.

В данной работе речь пойдёт о таком важном элементе столичной системы образования как специальная (коррекционная) школа-интернат для слабовидящих детей. Как было сказано выше, система столичного образования в целом переживает значительное изменение, которое обусловлено развитием научно-технического и педагогического инструментария образовательного процесса, что влечёт изменения внутреннего устройства школы. Не будет преувеличением сказать, что коррекционная школа-интернат стоит на острие таких изменений. Дело в том, что в работе с детьми-инвалидами, как правило, используются новейшие достижения, как материально-технической базы, так и педагогических технологий, поскольку эффективность реабилитации детей-инвалидов тесно переплетена с развитием данных компонентов.

 

Образовательный процесс технология или искусство?

Всех педагогов можно условно отнести к двум лагерям — первые говорят, что педагогика — это искусство, и поэтому развитие ребёнка принципиально неповторяемый опыт, другие говорят, что педагогика — это технология, опыт которой принципиально повторяем.

В любой динамично развивающейся системе главный вопрос, в том числе и для управления, является: «С чем мы имеем дело: с искусством или технологией?» Что мы делаем — принципиально повторяемое произведение или единичный продукт? Приведём сравнительную таблицу отличий искусства и технологии с точки зрения конечной продукции процесса:

 

Искусство

Технология

Продолжительность

Не зафиксирована во времени

Жёстко зафиксирована во времени

Процесс производство

Комбинация действий закреплена не жёстко, вариативна

Комбинация действий закреплена жёстко

Опыт производства

Единичный

Принципиально повторяющийся

Определимся, что в данной работе речь идёт о педагогических технологиях, а не искусстве педагогики, потому что:

  • Во-первых, образовательный процесс так или иначе состоит из программы (общеобразовательной, коррекционной или любой другой);
  • во-вторых, опыт должен быть принципиально повторяем. Конечно, каждый человек — вселенная, но не нужно забывать, что каждый человек должен быть подготовлен на соответствующем уровне физиологического развития к реальной жизни: после окончания школы выпускник должен быть готов поступить на следующие ступени обучения.

Таким образом, для системы образования важно, чтобы опыт был принципиально повторяем, в соответствии с программой обучения в жёстко заданные сроки.

Анализ схемы работы коррекционной школы-интерната.

Действуя по принципу дифференциации функций в организации, и, опираясь на принцип системного подхода, в школе-интернате принято различать 5 субъектов образовательного процесса:

  1. Администрацию, как главную и основную направляющую структуру организации: 2 заместителя директора по учебной работе и воспитательной работе;
  2. Методические объединения (МО) учителей-предметников по научным направлениям, как структура направляющая образовательный процесс:
  • МО учителей русского языка и литературы;
  • МО учителей естественно-научных дисциплин;
  • МО гуманитарных дисциплин;
  • МО учителей математиков.
  1. Педагоги «второй половины дня», как структура направляющая процесс воспитания и дополнительного образования:
    • МО воспитателей;
    • МО педагогов дополнительного образования (различные кружки).
  2. Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), интеграционная структура ведающая вопросами коррекционной педагогики:
    • МО коррекционная служба (психологи, логопеды, врачи).
  3. Медицинская служба.

Анализ работы элементов организации с точки зрения закона композиции.

Как видно из схемы, в школе-интернате действует жёстко закреплённое разделение обязанностей в ведении образовательно-воспитательного процесса.

Методические объединения учителей-предметников занимаются в основном определением новых направлений в образовательном пространстве, внедряют в образовательную практику новые методы и технологии преподавания предметов. Узко специализированные методические объединения позволяют учителям смежных и близких предметов обсуждать те или иные методы или нововведения непосредственно, которые касаются непосредственно их поля деятельности. Направляющей единицей этой группы МО является заместитель директор по учебной работе.

Методическое объединения «второй половины дня» имеет свои очерченные границы деятельности. Если у учителя-предметника условная задача научить, то у воспитателя закрепить полученные знания, в том числе и в практике. На первый взгляд можно подумать, что деятельность учителя и воспитателя переплетены между собой, однако это не совсем так, поскольку цели и средства достижения цели совершенно разные. Если учитель пользуется учебным материалам и должен оценить ребёнка, то воспитатель должен показать ребёнку как достигнуть поставленной цели в обучении учителем (например, путём обучения самостоятельной подготовки домашней работы). Цели воспитательной работы довольно тесно переплетаются во времени и по содержанию с работой педагогов дополнительного образования, поскольку дополнительные кружки не что иное как закрепление полученных знаний и умений в течении урока в практическом опыте. Кроме того, если основой учебной деятельности является оценка, которая направляет деятельность обучающегося и является неизменным атрибутом и средством поощрения/наказания учащегося, то ни у воспитателя, ни у педагогов дополнительного образования такого мощного средства воздействия нет, соответственно важнейшей задачей и воспитателя, и педагога дополнительного образования является активизация добровольной познавательной активности обучающихся. Направляющей единицей этой группы МО является заместитель директора по воспитательной работе.

Отдельной структурой выделена коррекционная служба, которая играет роль интеграционной структуры между образовательной и воспитательной деятельностью. Дело в том, что при работе с детьми инвалидами, тем более в школе-интернате требуется постоянная коррекционная помощь нескольких специалистов. Если у ребёнка или группы детей во время обучения или воспитания происходят проблемы, то их решают с помощью логопедов и психологов. Однако, задача коррекционной службы не чисто образовательная и не чисто воспитательная, а нечто среднее. Кроме того, специалисты коррекционной службы не имеют возможности работать лишь в рамках собственной дисциплины, поскольку работа нацелена на преодоление проблем и достижения полезного результата в образовательно-воспитательном процессе. Точнее, коррекционная служба работает непосредственно на образовательно-воспитательный процесс и обслуживает интересы образовательно-воспитательного процесса. Здесь и есть интеграционная функция, которая связывает все процессы воедино для достижения одного единственного результата – воспитания детей-инвалидов.

ПМПк является практическим решением интеграционной связи всех элементов образовательного учреждения. В буквальном смысле ПМПк является строгой процедурой, на которой специалисты (логопеды, психологи) анализируют возможности и проблемы обучающихся, принимают решения о консультации педагогов или родителей о принятии своевременных мер для снижения проблем обучающихся в образовательно-воспитательном процессе и отчитывается о принятии решений непосредственно администрации учреждения. Все рекомендации ПМПк являются обязательными для исполнения внутри учреждения, а результаты решения ПМПк контролируются членами ПМПк и лично руководителем учреждения. Направляющей единицей в работе ПМПк является председатель МО «Коррекционной службы».

Через вышеобозначенные группы методических объединений реализуется образовательный процесс и непосредственное управление школьным коллективом. С одной стороны, каждая группа: группа учителей, группа воспитателей, группа специалистов (психологи, логопеды, врачи) преследуют свои собственные цели. С другой стороны, цель едина.

Таким образом, выполняется закон композиции, когда функционирование всех без исключения элементов подчиняется единой цели, а индивидуальные цели каждого элемента представляют из себя конкретизацией этой цели и являются по отношению к обще цели подцелями.

 

 

Литература:

  1. «Теория управления», Е. Б. Комлев//изд. МосГУ, Москва 2007
  2. «Основы теории организации» Э. А. Смиронов//изд. Юнити, М.2000
  3. Материалы сайта Б. М. Бим-Бада http://www.bim-bad.ru
  4. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной
  5. Материалы с сайта М. М. и Н. Я. Семаго http://www.nmsemago.narod.ru/
  6. Матц Е. Б., Митрофановой Е. В., Суворов П. А "Поиск путей социокультурной реабилитации детей с нарушением зрения в условиях школы-интерната IV вида" опубликовано на официальном сайте ГОУ СКОШИ IV вида №2 СОУО ДО г. Москвы www.internat2.com

 



Источник: http://pavelsuvorov.livejournal.com/3006.html
Категория: работа и образование | Добавил: Пилюлькин (13.09.2014) | Автор: Суворов П. А.
Просмотров: 258 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный хостинг uCoz
Преодоление - мы делаем людей сильными! Сайт для продвинутых людей, современные технологии без комплексов. Мобильность, интеграция, коммуникация и инновация для инвалидов  Искусство созданное без рук инвалидность не приговор ”voi-deti.ru”