"Не ругайте Еву. Она
моя сестра"
|
|
|
В семье Морозовых растут две очаровательные дочки.
Снежане в январе исполнилось 7 лет, Еве в октябре будет 6. Обе любопытные,
активные. Обе с удовольствием рисуют, поют, танцуют и смотрят мультики. Обе
любят маму и папу и обожают выходные дни, когда все дома и можно вместе играть
и читать сказки. И обе пока ещё не понимают, что такое синдром Дауна, о котором
на кухне разговаривают мама, папа и чужая тётенька-журналист.
«В роддоме нам никто ничего не объяснил»
Ольга и Олег в этом году отметят десятилетие семейной
жизни. Они встретились с лёгкой руки друзей, которые решили «пристроить» Олега
– лётчика-истребителя, ставшего молодым пенсионером после выхода на гражданку.
– Вначале у нас был телефонный роман, – вспоминает Ольга. – Потом начали
встречаться, а спустя полтора года поженились. Друзья с самого начала говорили,
что мы очень похожи и внешне, и именами, и даже по гороскопу – оба Овны и
Драконы. Когда мы встретились, мне было 27, Олегу 39 – оба хотели семью, детей.
Поженились, когда я заочно оканчивала ИНЖЭКОН, и первый год супружества ушёл на
защиту диплома. Как только стало можно, сразу решились на пополнение семейства.
Но «сразу» не получилось. Больше года волновались, тревожились, ждали... и
всё-таки дождались радостной новости. Увы, счастье беременности омрачила
тяжёлая болезнь отца Ольги, который меньше месяца не дожил до рождения внучки,
зато оставил ей в наследство красивое имя Снежана.
– Я почему-то с детства была уверена, что у меня будет два сына, – улыбается
Ольга. – Когда узнала, что будет девочка, растерялась. А папа почему-то в шутку
начал называть будущую внучку Снежаной. И я решила, что назовём Снежаной.
Только Олегу побаивалась сказать, не знала, как отреагирует.
– Я отреагировал очень положительно, – говорит Олег. – Мне это имя сразу
понравилось. Оно и с отчеством хорошо сочетается – Снежана Олеговна, и с
фамилией – Морозова. Да и родились мы в январе.
Девятого января долгожданная и желанная Снежана Олеговна Морозова появилась на
свет. Вот только врачи почему-то не очень радовались.
– Меня вызвали в кабинет, а там целый консилиум, – вспоминает Ольга. –
Заведующий подошёл, посмотрел на ребёнка, нахмурился и отвернулся. Другой врач
подошёл, третий. И никто ничего не объясняет. Я нервничаю: «Вы можете мне
объяснить, в чём дело?» – «Ну что тут объяснять, вы посмотрите, разве она на
вас похожа?» Я говорю: «Нет, она на папу моего похожа». Она и правда мне очень
папу напоминала.
– В общем, в роддоме нам никто ничего толком не объяснил, – говорит Олег. – И
никакой диагноз не поставил. Просто сказали, что ребёнок будет развиваться
медленнее. Диагноз мы услышали в генетическом центре.
Как и многие другие родители, Ольга и Олег ничего про синдром Дауна не знали.
Слово, к сожалению вошедшее в язык как синоним слова «дурак», вызывало
ассоциации самые неприятные, которые воспринимались как «конец света».
– Поначалу я просто ни с кем не могла об этом говорить, – признаётся Ольга. –
Звонили друзья, коллеги, поздравляли с рождением ребёнка. Я отвечала: «Да, да,
спасибо», клала трубку и рыдала. Были, конечно, традиционные размышления: «За
что?» Но никогда не было отрицания своего ребёнка. Я горевала, но горевала как
любая нормальная мать, узнавшая, что её ребёнок болен.
– И для меня «конца света» не было, просто было понимание, что надо растить
дочку и разобраться, как это делать лучше, – добавляет Олег.
Но первые месяцы Морозовы просто собирали диагнозы, ходя по врачебным
кабинетам. Выяснилось, что у Снежаны порок сердца и надо делать операцию. Без
неё девочка не выживет, сердечка еле хватало на то, чтобы поддерживать жизнь,
при этом вес ребёнка не увеличивался. В 3 месяца, когда Ольга с дочкой легли на
операцию, девочка весила 3,5 килограмма. Как новорождённая.
– Перед отъездом в больницу мы позвали родителей, мою крёстную и самую близкую
подругу, – рассказывает Ольга, – и впервые показали нашу дочку. Я же тогда не
знала, вернёмся ли мы из больницы, операция на сердце – это же не шутка! Но мы
вернулись – и стали набирать вес, хорошо расти и хоть медленнее, чем другие
детки, но развиваться. А когда отпраздновали первый день рождения Снежаны,
узнали, что я опять беременна.
«А когда можно рожать ещё?»
Во многих семьях, где рождается «особый» ребёнок,
родители не решаются заводить ещё детей. Кто-то боится, что второй ребёнок
повторит судьбу первого. Кто-то думает, что не хватит сил, так как первый малыш
требует повышенного внимания. Но у Олега и Ольги сомнений не было.
– Я помню, что в генетическом центре первый вопрос, который Олег задал доктору,
был: «А когда можно рожать ещё?» – смеётся Ольга. – Доктор брови поднял и
говорит: «Ну, как мамочка отдохнёт, может, через годик». Вот это «через годик»
сработало у нас как часы.
– К тому времени мы многое уже узнали про синдром Дауна – из книг, интернета,
от людей, – говорит Олег. – Конечно, сделали все нужные анализы, которые
показали, что никакой наследственности нет – просто случайность. И вероятность
повторения такой случайности крайне мала. Так что мы не боялись.
– Я боялась, – возражает мужу Ольга. – Я беременная, Снежана ещё не ходит, но
уже весьма тяжёлая – как нам спуститься гулять с четвёртого этажа без лифта? И
опасения подтвердились, беременность проходила не очень легко, врачи
прописывали лежать «как мумия». И в больнице пришлось побывать. Но Ева молодец,
всё перенесла – не зря она стала Евой, что означает «поддерживающая жизнь».
Когда Ева родилась, Снежана, сделавшая первый шаг в год и семь месяцев, как раз
начала уже уверенно топать по квартире. И тут же приняла на себя роль старшей
сестры. Мама памперс поменяет, даст Снежане, а та топ-топ – и отнесёт его в
помойное ведро. А когда Ева начала осваивать речь, тут уже она стала помогать
старшей сестре.
– Помню, они стоят на стульчиках у окна в бабушкиной квартире, смотрят на
детскую площадку. Ева говорит: «Скази «катсе-е-ели» (скажи «качели»).
Катсе-е-ели». И Снежана повторяет за ней: «Катсе-е-ели».
«Что, он будет в углу лежать, когда дети играют?»
Весной у Снежаны будет выпускной в детском саду,
следующий учебный год мама с папой решили потратить на более тщательную
подготовку к школе. И обе сестрёнки смогут пойти в первый класс в один год.
Желательно и в один класс.
– Да, это наша мечта, чтобы Снежана пошла в обычную школу вместе с Евой, –
вздыхает Ольга. – Но пока – только мечта…
Впрочем, несколько лет назад мечтой было и устройство дочки в детский сад.
– Когда дочке было 7 месяцев ещё, мы попали в Институт раннего вмешательства.
Там нам внушили оптимизм, который тогда был очень необходим. Мы бесплатно три
месяца ходили на занятия, много узнали полезного о том, как заниматься с
детьми. И там родителям давали установку: «Старайтесь устраивать ребёнка в
обычный детский сад». Я помню, мы тогда круглыми глазами смотрели: «Разве такое
возможно?» Позже в нашей жизни появилась Санкт-Петербургская общественная организация
инвалидов «Даун Центр», где родители детишек с синдромом Дауна делились опытом
воспитания своих чад. Познакомились с некоторыми родителями, дети которых
посещали массовые детские сады, и именно эти ребята постоянно привлекали наше
внимание.
Ольга пошла в роно, когда Снежане было чуть больше годика, с вопросом, может ли
она записать дочку в обычный «дворовый» детский садик. Ответ получила ожидаемый
– отрицательный.
– Спустя год я опять пришла в роно записывать уже Еву – у нас же, как только
ребёнок родился, надо его сразу на очередь поставить. Ну и, конечно, спросила
про Снежану: «А можно ли их в один садик?» Там сидела комиссия – много
заведующих детских садов. Одна вскочила и кричит: «Что, он будет в углу лежать,
когда дети играют?» Я до сих пор не знаю, что подразумевалось под местоимением
«он» – ребёнок или даун. Конечно, у меня сразу град слёз, но я через них
пытаюсь объяснить: «Может, мы попробуем? Может, получится?» В общем, опять нас
пообещали поставить в очередь в группу «Особый ребёнок», которая в другом
детском саду, и отправили домой.
Через год Ольга вновь отправилась в роно – упрашивать, уговаривать, убеждать,
что девочки могут ходить в один сад.
– Тот год как раз объявили годом равных возможностей. И нас по крайней мере
выслушали, но в ответ начали объяснять, что в массовом саду нет специалистов,
что «вам придётся приходить и самой с ней в группе сидеть». На этой комиссии мы
отсидели почти час, и Снежана – представляете, 3-летний ребёнок – выдержала. Не
убегала, не плакала, вела себя спокойно. В результате заведующая, посмотрев на
неё, сказала: «Нормальный ребёнок!» – а инспектор добавила: «Хорошо, делайте
медицинскую карту и в сентябре приходите». И осенью мы пошли в сад: Ева – в
ясли, а Снежана – в младшую группу. В первый день, когда мы зашли в группу,
Снежана разделась, сказала: «Мама, пока» – и спокойно пошла играть. Я
воспитательницу спрашиваю: «А мне что делать?» «Домой идите», – улыбнулась
воспитательница.
Все годы в детском саду никаких «особых» проблем у Снежаны не было. Всё как у
всех, те же кризисы трёх и семи лет, но без серьёзных систематических нареканий
в адрес ребёнка. Интересно, что сейчас, когда все родители в группе озабочены
поисками школ для детей, у Ольги часто спрашивают: «А вы куда планируете? Вы
уже выбрали?» – а она в ответ шутит: «Да уж, у нас выбор большой!» – родители
смотрят на неё недоумевающе. За четыре проведённых вместе года они привыкли к
девочке и просто забывают о том, что Снежана «особая» и идти ей полагается в
коррекционную школу.
– Для нас школа, как ни парадоксально, это не столько образование, сколько
социальная адаптация, школа жизни, так сказать, – объясняет Ольга. – Наш опыт,
как, впрочем, и мировой тоже, показывает, что развитие ребёнка идёт лучше и
быстрее в среде разных сверстников, не сгруппированных в классах и школах по
видам каких-либо отклонений. Дети с синдромом Дауна обладают большой
подражательной способностью и как губка впитывают модели поведения, общения
окружающих. Именно поэтому важно, чтобы рядом постоянно были обычные дети с их
разговорами, играми, интересами к учёбе и внешкольными занятиями, чего в
коррекционной школе не будет. Мы ходим на развивающие занятия, будем активно
готовиться к первому классу. В общем, делать всё, чтобы Снежана была готова
наравне с остальными детьми идти в обычный первый класс. И надеяться, что это
будет возможно.
– Нам говорят: ребёнок будет отставать от программы, – добавляет Олег. – Мы это
понимаем. Но почему в других странах, и даже у нас в России, в Москве, находят
возможности нормального инклюзивного образования, когда дети с разными
возможностями учатся вместе, осваивая программу в меру своих возможностей, а в
Петербурге продвижение инклюзивного образования крайне затруднено? Но мы живём
здесь и сейчас, у нас два ребёнка, и мы просто хотим, чтобы они вместе ходили в
обычную школу во дворе.
К слову, Снежана и Ева ходят не только в один детский сад, но и занимаются
вместе в фольклорном коллективе «Забавушка», посещают кружок хореографии в
районном досуговом центре. И никаких проблем на занятиях ни у педагогов, ни у
детей не возникает.
Очень интересно наблюдать, как девочки играют и заботятся друг о друге. На
первый взгляд главная в паре Ева – она «командир», который отправляет Снежану
на задания (например, сказать маме, что «мы соску-у-у-учились, приходи к нам
играть»). Но если девочки попадают в незнакомое место, Ева прячется за старшую
сестру, а более смелая и самостоятельная Снежана руководит процессом
«адаптации».
– Снежана у нас очень самостоятельная. Ева до сих приходит и просит включить ей
свет. А Снежана просто берёт стул, встаёт на него и включает. Если мы идём
куда-то и я держу девчонок за руки, Снежана бурчит: «Не дави меня», а Ева
просит: «Мама, сожми мне руку». Вот и приходится пытаться скоординировать
усилия, что нелегко, – рассказывает Ольга. – А ещё Снежана всегда Еву защищает.
Если мы с папой за что-нибудь выговариваем Еве, Снежана тут же встревает: «Не
ругайте Еву. Она моя сестра».
Синдром Дауна – самая распространённая генетическая аномалия. По статистике
Всемирной организации здравоохранения, каждый 700-й младенец в мире рождается с
синдромом Дауна. Генетический сбой происходит независимо от образа жизни
родителей, их здоровья, привычек и образования. По данным РНО «Даунсайд Ап», в
России ежегодно рождаются около 2500 таких детей, и до сих пор в среднем 85
процентов родителей отказываются от своих малышей из-за устаревших
представлений о неспособности таких детей к развитию.
В Санкт-Петербурге есть учебные заведения, реализующие программы инклюзивного
образования, но до сих пор – это единичные примеры. В мае 2012 года комитет по
образованию утвердил Концепцию образования детей с ограниченными возможностями
здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга (Распоряжение № 1236-р
от 05.05.2012). В пункте 2 «Цель концепции» значится: «Реализация Концепции
предполагается через организацию мероприятий по формированию образовательного
пространства, обеспечивающего право на получение непрерывного образования
любому ребёнку с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья. – Прим. ред.) в
возрасте до 18 лет, с учётом свободного выбора места обучения и формы получения
образования».
Светлана Дмитриева
Источник: nvspb.ru
Источник: http://www.dislife.ru/flow/theme/24441/#more |