Причины ограниченности доступа к обучению
детей с особыми потребностями
|
|
|
Из
доклада UNISEF «Анализ положения детей в Российской Федерации»У российских детей
с ограниченными возможностями имеется несколько основных препятствий на пути
получения полноценного образования: физические препятствия, отсутствие
информации и специальных знаний, присвоение «ярлыка необучаемости».
Государства-участники
признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок
должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его
достоинство, способствуют егоуверенности в себе и облегчают его активное
участие в жизни общества...
(Конвенция
о правах ребенка, статья 23(1))
В признание
особых нужд неполноценного ребенка помощь... имеет целью обеспечение
неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования...
таким образом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению
ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности...
(Конвенция
о правах ребенка, статья 23(3))
Физические
препятствия
Доступ лиц с
физическими формами инвалидности к различным услугам затрудняется недостатком
средств передвижения и плохой оснащенностью улиц и зданий. Это относится и к
школам, в которых часто отсутствуют пандусы, лифты и другие средства
физического доступа.
В ходе опроса
семей детей с ограниченными возможностями в Самаре (Опрос проводился НПО
«Десница» в Самаре в рамках проекта «Я люблю тебя, школа», который был
реализован при финансовой поддержке Института Открытое общество (Фонд Сороса),
SOOIK, Десница, 2003, http://www.civnet.samara.ru) основными проблемами были
названы физическая недоступность школ и отсутствие необходимой инфраструктуры.
Отсутствие
информации и специальных знаний
Еще одним
препятствием является отсутствие у учителей и школьной администрации знаний и
навыков оборудования классных помещений с учетом потребностей инвалидов.
Большинство
педагогов и руководителей средних и высших учебных заведений практически не
имеют представления о проблемах инвалидности и не готовы иметь учащегося с
ограниченными возможностями в числе своих учеников. Более того, они не
располагают методическими приемами, позволяющими детям с различными проблемами
обучения получать образование в рамках обычной школы.
Общественность и
родители здоровых детей также не обладают знаниями и информацией по проблемам
инвалидности. Часто родители ошибочно считают, что присутствие в классе ребенка
с ограниченными возможностями отрицательно скажется на качестве образования их
детей. Непонимание родителями здоровых детей потенциальных преимуществ
инклюзивного образования и присутствия детей с ограниченными возможностями в
обычной школе нашло яркое отражение в результатах самарского опроса: несмотря
на то, что 83 процента семей детей с ограниченными возможностями и 75 процентов
семей здоровых детей высказали положительное отношение кидее интеграции детей с
ограниченными возможностями в систему общего образования, около 87 процентов
семей здоровыхдетей заявили, что общеобразовательные школы не готовы к такому
шагу (Проект "Я люблю тебя, школа!", при финансовой поддержке Института
открытого общества (Фонд Сороса). SOOIK. Десница, 2003,
http://www.civnet.samara.ru).
Кроме того,
родители детей с ограниченными возможностями нередко недостаточно информированы
о том, как защитить права своих детей на равенство в образовании. Эти родители
часто не желают бросать вызов органам власти и подвергать угрозе
предоставляемую их детям ограниченную поддержку в области образования.
Присвоение
«ярлыка необучаемости»
Еще одним
препятствием является навешивание на детей, в особенности с пороками развития,
ярлыка «необучаемых». Подобные заключения небезупречны с этической точки зрения
и блокируют доступ детей к какому-либо образованию и получению поддержки в
обучении, тем самым ограничивая в значительной степени их перспективы в
будущем.
Заключительные
замечания Комитета по правам ребенка, 2005
Пункт
50: Комитет рекомендует государству-участнику принять все необходимые меры в
целях:
a) решения
проблемы дискриминации в отношении детей с ограниченными возможностями;
b) предоставления
равного доступа к обслуживанию детям с ограниченными возможностями с учетом
Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов (резолюция
48/96 Генеральной Ассамблеи);
c) пересмотра
вопроса о направлении детей с ограниченными возможностями в школы интернаты и
применения этой меры лишь в том случае, если это соответствует наилучшим
интересам ребенка;
d) предоставления
детям с ограниченными возможностями равных возможностей в области образования,
в том числе посредством отказа от практики применения "восстановительных"
и "специальных школ" за счет оказания необходимой поддержки и
принятия мер, предусматривающих подготовку преподавателей по вопросам обучения
детей с ограниченными возможностями в обычных школах.
Источник: официальный веб-сайт UNISEF
Источник: http://www.dislife.ru/flow/theme/11689/#more |