Посещение немецкой коррекционной школы.
Сейчас со
всех сторон я слышу про интеграцию инвалидов в общество, про обучение деток с
особыми потребностями в обычных школах. Я собственно только "ЗА",
однако, тема эта настолько популярна, что вытесняет насущную потребность в
организации системы коррекционных школ. Положение с ними
по-прежнему "аховое". Лично знаю несколько деток, вполне школьного
возраста, которые не ходят никуда и нигде не занимаются (я имею в виду
образовательные учреждения). При этом в одном только С-Петербурге есть два
вуза, которые выпускают специальных педагогов. Т.е. худо-бедно, но специалисты
есть... но нет системы. То что называется системой, подходит или для
интеллектуально сохранных деток или для физически самостоятельных (способных
ходить самостоятельно или используя приспособления). Совсем тяжелые детки
выпадают из образовательного процесса, а просто тяжелым он дается ценой
невероятных усилий. Педагоги есть, но довольно часто их квалификация
оставляет желать много лучшего. И это ситуация в больших городах....
Хотя улучшения безусловно есть. Появление возможности дистанционного
образования - это большой шаг вперед. Но это один из шагов... Хочется
продолжения :). Внесу свой маленький вклад - когда-то давно мне
посчастливилось совершенно случайно посетить обычную коррекционную школу в
маленьком городке (или скорее деревне) Ольпе (Германия). Я написала свои
впечатления на одном из форумов, но тема давно уже в архиве... так что я
перекопировала текст сюда... вдруг кому-нибудь понадобится.
Просто хочу рассказать. Случайно получилось в Германии посетить обычную
государственную школу для особых деток. Она одна такая в радиусе 70 км.
Разумеется бесплатная. Приехали мы к ней в 8 утра. Огромный комплекс из
нескольких зданий соединенный внутренним переходом. Детей еще не было.
Подтягивались только педагоги и соцработники. На улице под навесом в ожидании
были выставлены подписанные коляски. Они были совсем разные. В 8.15 один
за другим стали приезжать микроавтобусы - развозка. Оттуда с веселым гомоном
начали высыпаться детки. Кто бегает сам, кто в ходунках. Кого сразу сажают в
инвалидную коляску (электрическую или простую). Кто-то вообще садиться на
большой трехколесный велосипед и рулит в школу. Некоторые лежат в колясках с
более менее отсутствующим видом, с датчиками давления и пульса на руках,
капельницами, и обмотанные еще какими-то медицинскими приборами. В
воротниках-корсетах. Вообщем абсолютно разные.
Огромное количество взрослых (на 200 деток - 100 взрослых педагогов). Но.
Родителей-родственников уже нет. Это соцработники. Они же и забирают на
развозке утром из дома и возвращают деток родителям около 16-18 часов.
Удивило, что очень много молодых мужчин. Я спросила - Кто это? Мне
ответили - Армия, альтернативщики.
Вся эта гурьба отправилась в раздевалку. Мы чуть позже пошли в один из классов.
Система устроена следующим образом - детки одного возраста разбиты по классам.
В классах младшей школы по 7 человек. Там есть и бегающие- говорящие и лежащие-
молчащие. Слепые-тотальники и детки с психиатрическими диагнозами. Все
разные. В классе 2 педагога, и еще, к каждому ребенку, который не может
самообслуживаться, прикреплен соцработник, который сопровождает ребенка
всюду... на уроке, перемене, в столовой, туалете и т.д. (тут в первую
очередь и заняты молодые люди-альтернативщики). В классе детки поют песни, у
класса есть свой талисман, перед уроками обсуждают планы всех одноклассников на
день, вместе празднуют праздники, ходят в столовую. Это похоже на семью внутри
школы.
На занятия же все детки в школе ходят по группам, в которые их распределяют не
по возрасту, а по способностям к тому или иному предмету. Таким образом ты в
одном классе, а ходишь в группу по математике к одним деткам, по языку к другим
и т.д. Постоянно чувствуется общий радостный настрой. Собрались приятные
друг другу совсем разные люди, которые вместе занимаются изучением всяких
интересных штук (математики, языка, а позже и химии и физики и биологии.:)..).
При этом они поют, играют в спектаклях...ежедневная веселая и
разносторонняя деятельность. И вот, деток, которые смотрят в потолок и
лежат в колясках (которые похожи на космические корабли), привозят
всюду... и они медленно и постепенно, годами... включаются в общий процесс. ..
начинают выкарабкиваться. Что еще добавить... то что там есть внутренний
садик с качелями где можно качаться не слезая с коляски, что лифты там огромные
и могут вместить в себя несколько человек на специальных 3х колесных
велосипедах (в школе можно на них передвигаться :)), что многие с удовольствием
и делают). Сенсорная комната и бассейн, где есть подьемник, облегчающий
перенесение со стола-раздевалки человека прямо в воду. Спортивный-тренажерный
зал. Очень активно используются речевые компьютеры для неговорящих деток.
И напоследок, маленькая заметочка - мы стоим в лифте, большая
перемена. В лифт на полном ходу заезжает мальчик лет 9 на электрической коляске
(сам не сидит, пристегнут, множество приспособлений). К ней прикреплен речевой
компьютер (видимо, сам не говорит) и он с помощью этого компьютера спрашивает -
лифт вниз? Ему говорят- нет вверх. Он быстро выкатывается обратно. На меня
произвело очень большое впечатление, что человек не умеющий сидеть и говорить,
абсолютно самостоятельно передвигался-общался-жил. Кажется к этому и надо
стремиться... ведь так?
Источник: http://mrs-mcwinkie.livejournal.com/58260.html |