Подопытные дети. Почему
маленьких инвалидов лишают образования?
По
всей стране закрывают коррекционные школы-интернаты. А их воспитанников
переводят в обычные школы, где они не только не получают знания, но и теряют
остатки здоровья.
Только за последний год закрыто почти 100
коррекционных школ для детей с ограниченными возможностями здоровья. Больше
всего - в Новгородской, Тверской, Калининградской, Ивановской областях, Пермском
и Краснодарском краях. И это при том, что, по официальным данным Минобрнауки,
число детей, нуждающихся в коррекционной помощи при обучении, наоборот,
возросло. Чем вдруг помешали чиновникам спецшколы для детей-инвалидов?
Это
профанация!
Полтора года назад РФ ратифицировала
Конвенцию о правах инвалидов, которая предполагает, в частности, инклюзивное,
то есть совместное, обучение детей-инвалидов и их здоровых сверстников. А
согласно госпрограмме «Доступная среда» к 2015 г. для обучения
детей-инвалидов должны быть оснащены и обычные школы - но не более 20%. Но,
видимо, те, кто в спешке ринулся эту норму выполнять, «забыли», что архитектура
и здравый смысл - далеко не всё, что необходимо для обучения ребёнка с особыми
образовательными потребностями. А ведь это значит не просто посадить
слабовидящего или плохо слышащего ребёнка за первую парту, пристроить пандусы,
оборудовать туалеты и расширить дверные проёмы, но и привлечь целый
дополнительный штат специалистов, разработать новые учебные программы. «Без создания
специальных условий такое слияние превращается в профанацию, - считает Олег
Смолин, первый зампред Комитета ГД по образованию, доктор философских наук. -
Сейчас модно ссылаться на зарубежный опыт. Да, в США и Канаде большинство детей
с проблемами здоровья учатся в обычных школах, но этому предшествовали долгие
годы создания удобной им среды, подготовки педагогов, кампания в СМИ - чтобы
изменить отношение в обществе к таким детям. Я изучал британский опыт: там
ребёнка с ограничениями здоровья принимают в обычную школу, только если в ней
созданы необходимые условия. Иначе у ребёнка не будет ни знаний, ни здоровья, а
только поломанная психика. Я сам учился в школе-интернате для слепых и
слабовидящих детей в Омске. И с гордостью могу сказать, что ни в какой другой
школе я бы такого образования не получил».
А что у нас? Всё шиворот-навыворот:
отказывают родителям, которые хотят перевести ребёнка из специальной в
общеобразовательную школу, а тех, кто хочет остаться в коррекционной, насильно
загоняют в обычную! Минобрнауки ещё в начале лета направило в регионы письмо о
недопустимости отказа от спецшкол. Но, несмотря на протесты родителей и
педагогов, недавно закрыли школу-интернат в Моршанске Тамбовской области, а
детей распределили - по одному! - в обычные школы. «У нас был класс коррекции,
- говорит Марина Думина, завуч начальных классов московской школы №1254. - Эти
дети ничем не отличались внешне, все закончили школу, но всё равно в плане
образования и реабилитации получили намного меньше, чем им могла дать специализированная
школа. Ведь там работают не просто учителя, а педагоги-дефектологи, там другой
режим занятий и отдыха, больше внимания уделяется занятиям в кружках, всему,
что связано с работой руками. И потом эти дети могут устраиваться на хорошую
работу, ведь они обучены делать то, что не умеют другие. Такие школы закрывать
нельзя!»
Сэкономили
«Думаю, чиновники считают, что спецшкола
дорого обходится бюджету, - поясняет Светлана Суворова, психолог, член центрального
совета общественного движения «Образование для всех». - Нужно покупать
учебники, оборудование, учителя там получают зарплату с надбавками. Выгоднее
закрыть школу и перестать тратиться на больных детей. Горе-экономисты
рассуждают так: зачем тратить деньги на обучение ребёнка-инвалида с серьёзной
умственной отсталостью? А ведь из них получаются отличные озеленители,
работники теплиц, швеи, упаковщики. Но инвалидам придётся платить положенную
зарплату, а ведь можно без всяких хлопот нанять гастарбайтеров, часть зарплаты
которых осядет в «нужных» карманах! И громкие слова о создании бóльшего числа
рабочих мест для инвалидов, похоже, тоже останутся на бумаге.
Нам говорят: школы будут более гуманными. То
есть сами взрослые расписываются в своей неспособности воспитать в детях
гуманизм и толерантность, хотят сделать это за счёт детей-инвалидов. Только
непонятно, как они собираются учить гуманизму на живых детях-инвалидах? У меня
двое сыновей закончили спецшколы. И начиналось всё одинаково - в обычной школе
слабовидящий ребёнок не вылезал из двоек, чувствовал себя хроническим
неудачником. Перешли в спецшколы. Сейчас оба закончили вузы и прекрасно
трудоустроились, старший сын - программист в английской компании, младший -
психолог».
«Родители вправе потребовать от чиновников
сохранить школу, если их дети в ней нуждаются, - говорит Елена Насибулова, мама
слепого ребёнка. - Я бы с удовольствием отвела ребёнка в обычную школу, но где
гарантии, что там с незрячим ребёнком не произойдёт несчастный случай? Нашу
школу-интернат хотели закрыть, перевести в статус социального учреждения. Но мы
её отстояли!» Родители и педагоги не дали уничтожить Пермскую областную
коррекционную школу, Боготольскую - в Красноярском крае. Депутаты ГД уже
подготовили законопроект, согласно которому родителям должны предоставить право
выбирать, где учиться их ребёнку - в обычной школе или в специальном
коррекционном интернате. Будем надеяться, что он станет законом. И это поможет
не только детям-инвалидам, но и их здоровым сверстникам, которые, получив
нездорового ребёнка в одноклассники, неминуемо лишатся части внимания учителя,
что снизит уровень их знаний.
Пора бы чиновникам в регионах, проводящим
реформы, хоть иногда думать об интересах людей, а не печься только о том, чтобы
выслужиться и отчитаться о выполнении «указивок» сверху. Кстати, поговаривают,
что дело не только в профессиональном рвении. Ведь здания этих школ, как
правило, находятся в центре города, и очень заманчиво передать их в аренду
банку или богатой бизнес-компании...
Юлия Борта
Источник: Аргументы и Факты
http://dislife.ru/articles/view/27316#cut
P.S.Инклюзивное образование и
коррекционное обучение вовсе не противоречат друг другу . Это разные
ситуации -когда человеку надо со всеми заниматься (не как сейчас
инвалид-значит обязательно в коррекционку или на на надомное или
дистанционное обучение ) но ситуации бывают разные . Кому-то инклюзивная
школа(от того что в обычную школу отправили детей-инвалидов она не
становится инклюзивной) .Инклюзивная школа это в которой проведенны
необходимые мероприятия по безбарьерной среде(не только пандус ( с
нарушением нормативов) у входа но и подьёмники между этажами,
увеличенные проёмы дверей кабинетов,овладение азами дефектогологических
методик педагогами и школьными психологами на курсах повышения
квалификации и т.п. довольно много мероприятий И не все школы ,а 20% .И не полкласса инвалиды ,а не более 3-х .Кстати о тьюторах .Есл коррекцционые школу не ликвидировать совсем ,а уменьшить количество обучающихся в ней. Недостающие часы .Педагоги из этой школы могли быть приходящими тьюторами в инклюзивных школах .Тьютор это не учитель- предметник и не классный руководитель ,а человек который помогает имея специфические знания учителям школьным психологам ,родителям особых детей ,самим таким детям.
Источник: http://dislife.ru/articles/view/27316#cut |