Обычные школы для особенных
детей
Сегодня в Самаре существует
только одно учебное заведение с инклюзивным образованием. О том, почему важно
внедрять инклюзивное образование и как это сделать, нам рассказал председатель
правления Самарской городской общественной организации инвалидов-колясочников
«Ассоциация Десница» Евгений Печорских. Проблему инклюзивного образования в
нашей губернии обсуждают уже не первый год. С 2005-го года Евгений Печорских
поднимает вопрос о специальном законе, но пока даже нет нормативных документов,
регулирующих принципы инклюзивного образования. Между тем, проблема
действительно очень серьезная.
Такое образование необходимо
не только для детей-инвалидов, но и для ребят из неблагополучных семей, детей
мигрантов и даже одаренных детей. «Всем этим детям трудно попасть в стандарты,
которые есть сейчас, поэтому просто необходимы особые образовательные
маршруты», - считает Печорских. В настоящий момент складывается ситуация, в
которой детям необходимо приспосабливаться к школам, а это означает, что
ребенок с ограниченными способностями зачастую просто лишается возможности
ходить в обычный класс. Родители вынуждены отдавать его в специализированные
школы или нанимать учителей на дом. «Получается, что ребенок с самого начала
остается оторванным от общества, в результате чего испытывает сложности в
адаптации к жизни после школы», - продолжает Евгений.
Вместе с тем, большинство
ребят спокойно могли бы заниматься со сверстниками и при этом не отставать от
них в развитии. Сегодня в Самаре существует только одна школа, в которой
реализовано инклюзивное образование. Конечно, всех особенных детей туда не
устроишь. Остальные же учебные заведения пока не могут включить всех детей в
образовательный процесс.
Влиять могут и родители
Но даже если в близлежащих
школах вашего района нет ни одной с инклюзивным образованием, то это не
означает, что ребенку негде учиться. Даже обычную школу можно подготовить к
обучению в ней особенных детей. И помочь в этом могут сами родители. Как
рассказал Евгений Печорских, для этого необходимо обратиться в специальные
центры переподготовки преподавателей. В Самаре этим занимаются в самарском
областном институте повышения квалификации и переподготовки работников
образования, а также в региональном ресурсном центре. Конечно, специалистам
понадобиться время, чтобы провести все необходимые консультации, изучить
ситуацию и подготовить учителей к работе с детьми. Поэтому родителям не стоит
медлить с обращением.
«У обычной школы есть много
препятствий на пути к инклюзивному образованию, но их вполне можно преодолеть,
если в школе будут заранее знать, кто к ним придет учиться», - отмечает
Евгений.
Правильное позиционирование –
половина успеха
По мнению Печорских, проблема
таится не только в школах, но и в родителях. «Родители подчас проявляют
излишнюю заботу, все делая за своего ребенка, а впоследствии может получиться
так, что он будет ими манипулировать, ничего не желая делать», - считает Евгений.
В результате едва ли не с рождения ребенка возникает проблема его
позиционирования.
Принято думать, что ребенка с
ограниченными возможностями часто не принимают дети. Но Евгений Печорских
считает, что это не так. «В этом подчас виноваты учителя. Молодые педагоги
проще относятся к ситуации. Учителям старой закалки сложнее – многие из них
считает, что особенному ребенку не место в обычной школе».
Очень многое зависит от того,
как ребенок представлен классу и в каком качестве будет позиционироваться в дальнейшем.
От первого впечатления зависит очень многое. К сожалению, многие педагоги сразу
выделяют такого ребенка из общего круга, автоматически делая его изгоем».
«Задача учителя не только в
том, чтобы учить, но и в том, чтобы учиться. Поэтому необходимо научиться
работать со всеми ребятами», - считает Печорских.
К сожалению, не многие
педагоги желают учиться. Даже в специальных школах дети и родители часто
жалуются на учителей, но отсутствие кадров приводит к тому, что ситуация
остается неизменной.
Личный опыт
Что нужно сделать, чтобы
школа стала инклюзивной?
Как сделать учебное заведение
приспособленным для всех детей, знает директор самарской школы №139 Ирина
Раткевич. Свои рекомендации она изложила в модели формирования инклюзивного
образования, используя личный опыт.
Необходимые и достаточные
условия для формирования модели инклюзивного образования:
- Создание безбарьерной
среды;
- Создание
нормативно-правовой базы инклюзивного образования;
- Профессиональная
переподготовка педагогического состава;
- Формирование команды из
персонала школы, обеспечивающий необходимый уровень поддержки ребенка с особыми
образовательными потребностями;
- Организация системы
эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного
образования;
- Создание единой
психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные
стартовые возможности;
- Наличие детей с особыми
образовательными возможностями, родители которых готовы обучать их в условиях
инклюзивного образования;
- Готовность классных
коллективов к приему детей с особыми образовательными потребностями;
- Поддержка образовательного
учреждения со стороны органов управления образованием, заинтересованных
общественных организаций и партнеров школы.
Вячеслав Сорокин
Источник:
samarskieizvestia.ru
Источник: http://www.dislife.ru/flow/theme/21287/#more |