Вторая
часть публикации посвящена правовым аспектам трудоустройства инвалидов. Здесь
рассматривается назначение и содержание документов медико-социальной
экспертизы, обязанности нанимателя в части квотирования и оборудования
специальных рабочих мест.
Индивидуальная программа реабилитации
По результатам МСЭ
в соответствующих случаях выдается справка об инвалидности. Форма справки
утверждена приказом Минздравсоцразвития РФ от 24.11.2010 № 1031н "О формах
справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и выписки из акта
освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, выдаваемых федеральными
государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и порядке их
составления”. В справке обязательно указывается группа инвалидности, причина и
срок установления инвалидности, дата очередного освидетельствования.
Помимо справки выдается
индивидуальная программа реабилитации (ИПР). Документ содержит комплекс
оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий. ИПР готовится
специалистами соответствующего бюро МСЭ и заверяется его руководителем. Форма и
порядок разработки ИПР утверждены приказом Минздравсоцразвития РФ от 4.08.2008
№ 379н.
Разработку ИПР
проводят при медико-социальной экспертизе на основе оценки ограничений
жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, и
реабилитационного потенциала. Программа может быть рассчитана на год, на два
года либо бессрочно.
Индивидуальная
программа включает виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских,
профессиональных и других мер, направленных на восстановление, компенсацию
нарушенных или утраченных функций организма, а также способностей к выполнению
определенных видов деятельности.
Данные,
содержащиеся в ИПР, важны для последующего трудоустройства либо продолжения
трудовой деятельности. В программе указываются: степень ограничения способности
к трудовой деятельности лица, признанного инвалидом; перечень мероприятий по
профессиональной реабилитации инвалида, в том числе мероприятия по
профориентации, профобучению (переобучению), содействию в трудоустройстве и
производственной адаптации; сведения о противопоказанных и доступных для
инвалида видах труда.
Программу
осуществляют организации-работодатели, учреждения государственной службы
реабилитации инвалидов, а также негосударственные реабилитационные и
образовательные учреждения.
ИПР обязательна к
исполнению соответствующими органами власти и местного самоуправления, а также
организациями-работодателями независимо от организационно-правовых форм и форм
собственности (ч. 2. ст. 11 ФЗ № 181 от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов
в РФ”).
В то же время ИПР
носит рекомендательный характер для самого инвалида: он вправе отказаться от
того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий или же от
реализации ИПР в целом. Но такой отказ освобождает соответствующие органы государственной
власти, органы местного самоуправления и организации от ответственности за
выполнение ИПР.
Квоты
для трудоустройства
Гарантии трудовой
занятости инвалидам предоставляются федеральными органами власти и органами
власти субъектов РФ. Для этого такие органы проводят специальные мероприятия,
способствующие повышению конкурентоспособности инвалидов на рынке труда.
Перечень мероприятий приведен в ст. 20 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ”.
В их числе:
- установление в
организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности
квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных
рабочих мест для инвалидов;
- резервирование
рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
- стимулирование
создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест
(в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
- создание
инвалидам условий труда в соответствии с ИПР;
- создание условий
для предпринимательской деятельности инвалидов;
- обучение
инвалидов новым профессиям.
Законодательством
субъектов РФ для организаций, где численность работников превышает сто человек,
устанавливается квота для приема на работу инвалидов. Квота действительна для
организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности,
определяется в процентном отношении к среднесписочной численности работников и
должна составлять от 2 до 4 процентов (ст. 21 ФЗ "О социальной защите инвалидов
в РФ”). Кроме того, федеральным законом № 183 от 02.07.2013 внесены изменения в
ст. 21 ФЗ № 181 от 24.11.1995: с 14 июля 2013 года субъектам РФ предоставлено
право устанавливать в региональном законодательстве квоту для приема на работу
инвалидов для работодателей с численностью работников от 35 до 100 человек; при
этом квота не может превышать 3% среднесписочной численности работников.
Квотирование
рабочих мест подразумевает обязанность работодателя создавать или резервировать
рабочие места для инвалидов, обеспечивать на таких местах условия труда в
соответствии с ИПР инвалида, а также предоставлять в установленном порядке
информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
От обязательного
квотирования рабочих мест для инвалидов освобождаются общественные объединения
инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные
товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада
общественного объединения инвалидов.
Эта квота служит
минимумом, ниже которого работодатель не вправе опускаться. За неисполнение
обязанности по созданию или выделению мест для трудоустройства инвалидов в
соответствии с квотой, а также за отказ в приеме на работу инвалида в пределах
квоты установлено административное наказание работодателя в виде штрафа для
должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 рублей (ст. 5.42 КоАП РФ). В то же
время работодатель может принять инвалидов на работу сверх установленной квоты,
но это уже его право, а не обязанность. Отказ в приеме на работу инвалида сверх
установленной квоты признается правомерным.
Установленную
квоту для трудоустройства инвалидов нельзя рассматривать как гарантию приема
инвалида на работу в любую организацию численностью более ста человек. Ведь
места, выделенные для инвалидов, могут быть уже заняты другими работниками с
ограниченными возможностями; также для работы на квотируемых местах может
потребоваться квалификация, которой соискатель-инвалид не обладает.
Специальные
рабочие места
Органы
исполнительной власти субъектов РФ в пределах квоты для трудоустройства
инвалидов устанавливают для каждого предприятия, учреждения и организации
минимальное количество специальных рабочих мест для инвалидов. Такие места
требуют дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и
вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения,
дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом
индивидуальных возможностей инвалидов.
Создание
специальных рабочих мест для инвалидов требует от работодателя финансовых
затрат, поэтому не все работодатели с охотой выполняют данную обязанность. В
связи с этим возможна финансовая поддержка со стороны государства. Субъекты РФ
вправе самостоятельно устанавливать в региональном законодательстве порядок и
условия предоставления средств на создание рабочих мест для инвалидов. Некоторые
регионы выделяют субсидии организациям, создавшим специальные рабочие места и
трудоустроившим на них людей с ограниченными возможностями. Так, постановлением
правительства Санкт-Петербурга от 14.02.2013 № 92 утвержден "Порядок
предоставления в 2013 г.
субсидий на создание, модернизацию рабочих мест, в том числе специальных, для
трудоустройства инвалидов, на мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к
рабочим местам и объектам производственной инфраструктуры, на образование и
профессиональную подготовку инвалидов в Санкт-Петербурге”.
Зачастую
специальное рабочее место для инвалида возможно создать с минимальными
затратами. По данным исследований, проведенных в США, в 70% случаев создание
такого рабочего места обходилось дешевле 500 долларов. Иногда бывает достаточно
оснастить рабочее место недорогим беспроводным переговорным устройством к
телефону, модифицировать рабочее кресло или произвести другие несложные и
недорогие операции.
Справка
при трудоустройстве
Будет полезным
обратить внимание на то, что справка об инвалидности и ИПР не указаны в перечне
документов, предъявляемых при заключении трудового договора (ст. 65 ТК РФ).
Более того, наниматель не вправе требовать от соискателя какие-либо документы
кроме предусмотренных Трудовым кодексом, иными федеральными законами, указами
президента РФ и постановлениями правительства страны (ч. 3 ст. 65 ТК РФ). Не
предусмотрена данными нормативно-правовыми актами и обязанность работника
предъявлять при трудоустройстве документы, подтверждающие наличие инвалидности
либо ее отсутствие.
Таким образом,
работник может получить работу на общих основаниях и не заявлять нанимателю о
своей инвалидности, но в этом случае работодатель не несет ответственности за
непредоставление такому работнику гарантий и льгот, за необеспечение условий
труда, предусмотренных законодательством для инвалидов. Если же работник
претендует на квотированное для трудоустройства инвалидов либо на специально
оборудованное рабочее место, то без подтверждения факта инвалидности и
ознакомления с ИПР работодатель не может принять работника на такие места;
предъявление справки об инвалидности и ИПР в данном случае - в интересах
работника.
Денис Журавлев
Источник: www.solidarnost.org
http://www.dislife.ru/flow/theme/25557/#more
Источник: http://www.dislife.ru/flow/theme/25557/#more |