Соломон ВЫГОН
Недавно мы рассказали
о молодом ученом-физике Павле Стрижаке, защитившем докторскую
диссертацию в 26 лет. Как оказалось, его способности с детства
развивала бабушка, создавшая простую, но оригинальную домашнюю систему
обучения. А есть и действует ли система развития
и поддержки одаренных детей в школах? Об этом накануне
1 сентября учебного года мы беседуем с заведующей
организационно-методическим центром Томского института усовершенствования
учителей Евгенией Зыряновой.
Соревноваться интересно
— Евгения Викторовна, группу моей дочери
перед выпуском из детсада тестировали психолог и работники районо.
В школу каждому ребенку дали характеристику способностей, увлечений.
Но это было десять лет назад…
— Система сохранилась и сегодня,
психологи в детских садах ведут индивидуальные карты
и индивидуальный дневник ребенка, готовят его в социальном плане
к переходу в новый, незнакомый школьный мир, умению вступать
в контакт со сверстниками. Это важно — жизнь становится все
сложней, тяжело и детям. Ребенок может быть очень одарен
в математике, но не уметь общаться, и это затормозит его
развитие как личности. Мы наблюдаем обе ситуации — и сложности
в общении малышей, и то, что ребят, развитых не по годам, становится
все больше.
В муниципалитетах, например,
проводится мониторинг одаренных детей, база данных ежеквартально обновляется.
Ежегодно в одном из детских садов Кожевниковского района проходит
научно-исследовательская конференция воспитателей детсадов, где тема
индивидуальной работы с одаренными детьми стала главной.
В этом же районе большое внимание уделяется олимпиадам для учеников
начальных школ по математике, русскому языку, экологии, что также дает
возможность выявлять одаренных детей. Сборники обобщения опыта лучших
воспитателей, психологов, учителей в рамках работы с одаренными
детьми издаются совместно с нашим институтом.
В области создается
и региональная база данных талантливых детей.
— Похоже, в наше время главным
способом поиска одаренных детей становятся олимпиады, а индивидуальная
работа с ребенком отходит на второй план…
— Это не так. Олимпиада
незаменима своей азартной, соревновательной составляющей. А именно дух
соревнования так привлекает детей. Например, благодаря всероссийской
олимпиаде впервые томский школьник Павел Осипов вошел в сборную страны
для подготовки и участия в международной олимпиаде
по математике. На заключительном этапе всероссийской олимпиады по мировой
художественной культуре томская школьница Эльвира Рыбакова
заняла призовое место. Еще одно достоинство
олимпиад системность и возможность привлечь много детей из районов
нашей области по территории, равной двум Франциям. Тем более что очная
система олимпиад у нас дополнена заочной и дистанционной олимпиадой
для ребят 5–11-х классов. И наконец, олимпиады дали возможность
участвовать в них подросткам, осужденным за преступления
и отбывающим наказание в колонии. Результаты, показанные этими
подростками, приятно удивили.
Конкурс — ступень роста
— Но кроме олимпиад у нас
действует региональная программа «Ступени роста», в которой
старшеклассники сотрудничают с учеными технико-внедренческой зоны.
В ходе третьего Всероссийского робототехнического фестиваля команда
томских школьников на заключительном этапе в Москве была отмечена
грамотой и благодарственным письмом. Еще одна форма поиска
одаренных — первые областные интеллектуально-творческие
игры, в которых приняло участие
12 команд. Впервые прошли конкурсы музыкальных и детских школ
искусств.
На творческие конкурсы школьники
представляют интересные, сложные, неожиданные работы. Выпускница, томичка
Полина Чубарь, например, стала победителем конкурса областной думы
за исследование позиции автора романа «Отцы и дети»
в отношении женского равноправия и образования женщин.
Третьеклассник Леня Щукин из села Бакчар изучил экологическое состояние
местного парка по асимметрии листьев березы повислой. Его работа
получила в Москве второе место на конкурсе «Человек на Земле»,
а Мария Васильева из Высокоярской школы стала призером
всероссийского интеллектуального форума «Нанотехнологии — прорыв
в будущее», который ежегодно проводит МГУ.
Такие дети-звездочки раскрываются именно
в повседневной, кропотливой работе педагогов. Преподаватель технологии
из Северска Сергей Путилин растит талантливых ребят уже четверть века.
Бывший авиаинженер, он на уроках труда присматривается к ребятам,
дает им задания посложней, но в кружок резьбы по дереву
и авиамодельный приглашает всех желающих. Ежегодно, вот уже 11 лет,
его ребята становятся призерами всероссийской олимпиады, а трое стали
ее победителями.
Тревожная статистика
— Но это здоровые дети. А те, кто
«с ограниченными возможностями»? Среди них ведь тоже есть талантливые,
но обычная школа, к сожалению, для них не приспособлена.
Не только лифтов, но и пандусов в большинстве нет. Где
им себя проявить?
— Статистика в этом плане
тревожная — таких детей, увы, становится все больше и с ними
педагогам надо учиться работать. Проблема и в том, что часто
их родители не хотят отдавать детей в обычную школу, боясь
нездоровой реакции окружающих, да и родители здоровых школьников, увы,
против такого соседства. Тем не менее в регионе не исключают
таких детей из интеллектуального и творческого круга, они активно
принимают участие в заочных олимпиадах, интеллектуальных марафонах,
конкурсах и фестивалях. В рамках модернизации образования ведется
дистанционное обучение детей-инвалидов.
На этот проект выделены федеральные
и областные деньги, создано 80 автоматизированных рабочих мест для
педагогов, обучающих детей дистантно, на дому. Обучение детей
с ограниченными возможностями — дело новое, к нему порой
не готовы не только педагоги, но и родители, которые, как раз
должны быть первыми помощниками учителей, а не ограждать своих детей
от мира. Конечно, вырастая, такие дети могут не стать врачами или
учителями, но они могут стать прекрасными садоводами, делать красивые
вещи, работать в сфере обслуживания. В ряде школ Томска
и области педагоги работают по системе инклюзии —
«включающего» образования, которое сегодня в российском образовании
лучший вариант качественного образования для детей с ограниченными
возможностями. Наш институт развивает такую коррекционную педагогику уже не один
год в пяти школах Томска и в школе-интернате села Моряковка.
http://tomsk.aif.ru
|