«Люди боятся слова
"ДЦП" - такой пещерный уровень»
В пятницу
в московском Независимом пресс-центре медики и психологи обсудили
достоинства и недостатки инклюзивного образования.
Справка
Инклюзивное образование — это совместное
обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих таких
ограничений. Внимание уделяется индивидуальным потребностям и особенностям
каждого ребенка, и преподавание строится, исходя из этих потребностей и
особенностей. В России инклюзивное образование регулируется Конституцией,
законом «Об образовании», законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также
Конвенцией о правах ребенка, Протоколом № 1 Европейской конвенции о
защите прав человека и основных свобод и Конвенцией о правах инвалидов. По
данным Минтруда, к концу 2013 года в России должно быть более пяти тысяч
инклюзивных школ. В мире инклюзивное образование внедряется с 1970-х годов.
По словам ревматолога Александра
Шелехова-Кравченко, врачам не совсем ясна концепция такой педагогической
модели. «Инклюзивное образование вводится быстро, без широкого обсуждения с
врачами, родителями и вообще с общественностью. Медицинский аспект этого
введения непонятен: не ухудшит ли совместное обучение медицинское состояние
детей? Также не совсем понятен адаптационный период для такого образования в
России», — сказал он.
«У ребенка с ограниченными физическими
возможностями другой ритм жизни, другое восприятие мира. Он по-другому спит,
его день наполнен по-другому, гигиена, физические нагрузки — все другое. Раз мы
его вводим в жизнь обычных детей, то и дома ему надо такую жизнь сделать», —
рассуждал доктор медицинских наук, врач-реабилитолог Евгений Блюм.
«Если исходить из того, что ребенок здесь
главный, то нужно понять, что будет на выходе и за что мы боремся: за
результат, за процесс или отдаем дань современным гуманистическим течениям, —
задался вопросом реабилитолог. — Хотим ли мы приравнять детей-инвалидов и детей
с ограниченными возможностями к здоровым, а здоровых — к ним, или хотим найти
нечто среднее?»
По словам директора Института проблем
инклюзивного образования МГППУ, кандидата психологических наук Светланы
Алехиной, в области инклюзивного образования Россия отстает от остального мира
на 30—40 лет.
«До 1 сентября 2013 года (дата вступления в
силу нового закона "Об образовании". — РП) инклюзивное образование
находилось в процессе обсуждения, и лишь единицы из российских школ пробовали
включать детей с ограниченными возможностями в обычные классы.
Сейчас 53—55% таких детей учатся в обычных
школах, это общероссийский показатель», — отметила она и напомнила, что в 2012
году Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов.
По мнению Алехиной, проблема инклюзии
является настолько серьезным вызовом для системы образования, что все решения в
этой области являются политическими. И образование пока не готово на этот вызов
ответить. «К 2016 году требуется, чтобы только 20% учреждений достигли высокого
уровня инклюзивного образования, создали инклюзивные образовательные
пространства, среду и так далее», — отметила она.
«Традиция заключается в том, что мы видим
проблему в ребенке и адаптируем его к условиям российского образования,
сегментируем детей по типу нарушений здоровья и адаптируем. И дети находятся в
обществе себе подобных, потому что проще создать им специализированные условия
в отдельном учреждении, чем во всей системе образования», — рассказала Алехина.
Коллега и сын Евгения Блюма Леонид Блюм
обратил внимание на то, что говорить об инклюзивном образовании вне контекста
социальной среды в целом бессмысленно: «Посмотрите на обычную девятиэтажку:
инвалид там застрянет».
По мнению Блюма-сына, главный положительный
эффект инклюзивного образования — в том, как оно влияет на обычных, здоровых
детей.
«Дети с раннего возраста учатся воспринимать
других такими же, как они сами, но с особенностями. В этом заключается
принципиальный прорыв», — убежден врач. Кроме того, у родителей детей-инвалидов
появляется право выбора.
«Одна семья отдаст ребенка в интернат для
слабовидящих детей на 5 дней в неделю, а другая отдаст ребенка в инклюзивный
класс. Все родители разные», — поддержала его Алехина.
По мнению Блюма-сына, сейчас дети с
ограниченными возможностями находятся в России в своеобразной резервации. «Люди
боятся слова "ДЦП" как тотемного знака — такой пещерный уровень.
Резервация сохранится и будет разрушительно
влиять на общество, пока мы не преодолеем это тотемное мышление», — уверен
врач.
«Инвалид выполняет сверхважную роль
оздоровления общества. Иначе мы скатываемся к спартанскому подходу», —
предупредил Блюм-сын, имея в виду, очевидно, упоминавшийся у Плутарха
спартанский обычай сбрасывать «слабых и уродливых» младенцев в ущелье.
Для успешного обучения ребенка в инклюзивной
системе требуется адаптация к его возможностям образовательной программы,
создание специальных условий и психолого-педагогическое сопровождение, а
некоторым детям необходимы тьюторы — персональные наставники, рассказала
Алехина. По словам психолога, на данный момент трудности начинаются уже с
вопроса транспортной (как детям-инвалидам добраться до школы) и архитектурной
(как попасть в класс) доступности. Кроме того, инклюзивная школа не может
обойтись без психологов, логопедов и дефектологов, но пока 85% бюджета школ
уходит на зарплаты учителям-предметникам.
«Нет никакой безбарьерной среды, у входа в
каждый кабинет — порожек. Тратим деньги на сенсорные комнаты, с которыми не
умеем работать, а элементарные меры по доступности принять не можем», — сетует
Алехина.
«Медики же сейчас выведены из системы
образования. Мы решаем включить в школу детей с инвалидностью, и лишаем их
медицинской помощи. Это очень серьезное противоречие, — добавила она. — Школа
становится инклюзивной только тогда, когда создает условия для детей с разными
потребностями».
По словам Алехиной, уже сейчас в
педагогических вузах открываются магистратуры по инклюзивному образованию, в
четырех вузах открыт бакалавриат. Также обсуждается вопрос о том, чтобы ввести
модуль по инклюзии в программу общей подготовки учителей. Блюм-отец тут же
задался вопросом, на кого будет ориентироваться педагог в классе — «на сильное
или на слабое звено»?
«Введение инклюзивного образования потребует
много времени, и это будет непросто — в людях очень много психологических
барьеров, в том числе в учителях и родителях», — резюмировала Алехина.
Ранее «Русская планета» писала об инклюзии в
связи с вступлением в силу нового закона об образовании: сомнения учителей
вызывала как готовность школ к такой системе, так и разработка новых
профессиональных стандартов.
«Заниматься с этими детьми в обычных школах
никто не умеет, мы не можем переходить на инклюзию, — говорила тогда
исполнительный директор центра „Контакт" Елена Багарадникова. — Кроме того,
положенные четыре часа бесплатной коррекции теперь урезали в два раза, и этим
можно заниматься только в неучебное время. Это невозможно без продленки, а
продленка платная. Мы не знаем, что делать».
«Я видел выжимку из проекта профстандарта.
Согласно ему, учитель — это супергений, который непонятно где обучался и
непонятно где работает», — отмечал в сентябре член совета профсоюза «Учитель»
Всеволод Луховицкий, говоря о преподавании в инклюзивных классах. «В стандарте
заложен супергений. Ни один из работающих учителей такому стандарту не
соответствует», — уверен педагог.
Юлиана Лизер
Источник: Русская Планета
Источник: http://dislife.ru/articles/view/27987#cut |