Кому учить детей-инвалидов?
Есть
среди наших благополучных и не очень деток такая категория - дети-инвалиды.
Дети эти очень разные - плохо слышащие, плохо видящие, не ходящие, не
разговаривающие или ходящие и разговаривающие, но плохо... Дети с тяжёлыми
формами ДЦП, интеллектуального или коммуникативного развития, которых, увы,
становится с каждым годом всё больше.
И простой житейский опыт говорит, что
практически все эти дети могут развиваться, социализироваться и становиться
полноценными членами общества. Более того - в чём-то даже и лучшими, чем
окружающие их "обычные дети". И нужно-то не так много: чтобы на них
не "махали рукой", чтобы ими и с ними занимались - доброжелательно и
умело.
В развитых странах такие дети получают
приспособления для компенсации своих физических недостатков и ходят в обычные
школы. Это называется "инклюзия". У нас тоже объявлено, что
образование переходит на эти самые "инклюзивные рельсы". Однако...
Однако сами чиновники от образования отмечают
на самых разных уровнях: в наших школах за редчайшим исключением возможностей
для инклюзивного обучения НЕТ. Нет ни материально-технической базы, ни
подготовки педагогов, ни решимости родителей, ни готовности других детей принять
в свой круг "особых деток". То есть ситуация "хотите учиться -
идите в спецшколу-интернат" продолжает оставаться актуальной и самой
распространённой.
С прошлого года вроде бы дело сдвинулось с
мёртвой точки. Было объявлено, что дети могут заниматься дистанционно, через
Skype, сдавая зачёты и экзамены по пройденным темам в ближайшей школе по
согласованному графику. Ура?
Ура-то ура, да только где те педагоги,
которые будут читать дистанционные курсы, проводить дистанционные практики и
контрольные работы? Где то оборудование и программное обеспечение? Ведь
дети-инвалиды далеко не всегда появляются в благополучных семьях, способных
обеспечить и ребёнка, и его учителей всем для такого образования необходимым. А
ждать, что детки сами "нароют" в Интернете нужные им ресурсы и будут
изучать то, что необходимо для полноценного образования без контроля и
руководства - это даже не маниловщина. Дети есть дети, и процент страдающих
синдромом Аспергера среди них очень мал.
Ну, и вот при Министерстве образования
Иркутской области был создан Институт развития образования. В частности, он
занимается и обучением детей, которые не имеют возможности (в том числе
психологической) учиться в обычных школах с их унифицированным подходом к
"потребителям образовательных услуг". Надо ли говорить, что такое
дистанционное учебное заведение - находка, "беда и выручка" для
ребятишек-аутистов, ребят с лёгкими и средними формами интеллектуального
отставания и "дэцэпэшников"? Тем более, что разрешили ведь учиться
дистанционно вообще всем детям!
Но тут-то "собака и порылась".
Главный вопрос наших дней - "кто будет
платить".
С одной стороны, образование вроде как всё
ещё бесплатное. С другой стороны, "дистанционка" - это уже вроде бы
"дополнительные услуги", на которых образовательное учреждение, сиречь
школа, должно зарабатывать себе на пропитание. А как быть в данном конкретном
случае?
Институт создало и руководит им областное
министерство. Вроде как и финансирование в таком случае должно быть бюджетным.
Но финансирование нынче подушевое. То есть для школы детей "чем больше,
тем лучше". А если эти дети для обучения в этих условиях нуждаются в
дорогостоящем оборудовании и дорогостоящей качественной связи? Вопрос,
нуждающийся в детальной проработке и политической воле руководителей.
И ещё один момент. Кто должен решать, тратить
или не тратить средства на ребёнка, чьи родители решили присоединиться к этой
системе образования? На всех-то желающих его не напасёшься.
На сегодня таким критерием институт считает
наличие у ребёнка инвалидности. Кто сталкивался с получением этой категории,
тот знает, с какими бюрократическими фокусами приходится иметь дело. Для
ребятишек с расстройствами развития приходится пройти ещё и через так
называемую "дурку", что само по себе может быть психической травмой,
это те, кто сталкивался, тоже отлично знают. То есть инвалидность - это совсем
не такое простое и лёгкое дело. И, казалось бы, если уж её присвоили, то
вопросы отпадают сами собой...
Но, как выяснилось, не тут-то было.
Что уж произошло в областных стуктурах, кто
кому наступил на мозоль и кто кого захотел "прищучить" - это вопрос
особый. Но против института вдруг ополчилась Контрольно-счётная палата. Заметим
себе: не против министерства, являющегося основателем и руководителем института
и юрлицом, заключавшим пресловутые договоры на обеспечение доступа в Интернет с
красноярскими провайдерами, а против собственно образовательного учреждения. И
в вину ему поставили оказание услуг детям, в личных делах которых медики из
комиссии, присваивавшей инвалидность, не написали "рекомендовано
дистанционное обучение".
Снова оговорюсь: те, кто сталкивался с
прохождением комиссии на назначение инвалидности, отлично знают, что это -
абсолютно бюрократическое действо, идущее по раз и навсегда заведённым
правилам, освящённым многодесятилетними традициями. Вы можете себе представить,
чтобы чиновники от медицины, а тем более - от психиатрии рекомендовали
"дебилам и олигофренам" не спецшколу, а дистанционное обучение? Да
ещё при условии, что официальный курс Минобраза РФ установлен на инклюзию и
сокращение числа специнтернатов?
И вот результат: около полутысячи детей,
обучавшихся дистанционно с установкой для них ХОРОШИХ компьютеров и
КАЧЕСТВЕННОЙ связи, были признаны КСП не имеющими права на предоставленное им
дистанционное образование. Со всеми вытекающими - то есть с исключением их
количества из числа оплаченных бюджетом "человеко-мест", с
объявлением этой оплаты незаконной. А такая оплата - это в основном фонд
зарплаты оказывавших "услугу" педагогов. Для справки: эта самая
зарплата составляла что-то в районе 19-20 тысяч. Ну, с внеурочными и
подработками, заменами и прочими мелочами - пусть до 24 тысяч. И вот теперь -
что, их заставят "покрывать убытки"?
А самое главное - что теперь будет с той полутысячей
ребятишек, которые начали было учиться по действительно новейшим технологиям, и
с теми тысячами, которые должны были бы придти, если бы узнали о такой
возможности? Родители многих из них ведь готовы были бы и платить что-то за
нормальное современное образование в нормальных современных условиях. При
фактическом уничтожении частных средних школ и нормально укомплектованных
специализированных учебных заведений это был реальный и прогрессивных шанс для
и так обиженных природой ребятишек.
Кстати, во время заседания Законодательного
собрания, на котором и были выдвинуты обвинения против института, в конце
концов было отмечено, этот проект представитель Заксобра госпожа Стенцова
видела, уровень удовлетворенности у учеников и родителей очень высокий, проект
реально продуктивный. Поэтому, как было обещано, никаких карательных мер
принимать никто не будет. Однако, видимо, конфликт интересов (вряд ли связанный
с интересами образования в целом и детей-инвалидов в частности) оказался
сильнее доводов о перспективности работы. И появились жуткие цифры
"воровства у детей-инвалидов". Ну что же, в таком случае, вероятно,
стоит поговорить и о "воровстве у детей-дошкольников", совершаемом
владельцами частных детских мини-садиков в сговоре с городской администрацией,
не предоставляющей малышам бесплатных муниципальных учреждений...
Анна Машерова
Источник: NewsBabr
Источник: http://dislife.ru/articles/view/29093#cut |