Инклюзивное образование – шанс на полноценное обучение
Во всем мире идет активная агитация
и внедрение инклюзивного образования, которое предполагает, что дети со
специальными потребностями могут и должны обучаться в обычной школе среди
обычных детей. Новшество пришло и в Украину, и почти год назад, 20 августа 2011
года вступило в силу постановление Кабмина об организации и внедрении
инклюзивного обучения в украинских общеобразовательных учебных заведениях.
Согласно постановлению, решение о создании классов
инклюзивного обучения принимает руководитель учебного заведения, учитывая
потребность населения, а также наличия материально-технической базы и штата
педагогов, имеющих необходимую специализацию. Власти же в свою очередь должны
выделить средства на обеспечение доступа к зданиям и помещениям детям с особыми
потребностями, способствовать созданию методической и материальной базы,
организовывать повышение квалификации преподавателей и оказывать содействие
ведению инновационной деятельности.
Говоря обывательским языком, именно непосредственный
владелец учебных заведений, т.е. государство в лице местных властей должно
построить пандусы, лифты, расширить дверные проемы, пустить школьные автобусы,
закупить необходимое оборудование, чтобы предоставить детям с особыми
потребностями возможность учиться в обычной школе. Все это призвано позволить
детям-инвалидам получать полноценное образование.
Если же говорить более широко, то не только
дети-инвалиды могут теперь учиться в обычной школе, но и дети, имеющие
особенности развития, в том числе и психики. Далеко не все они имеют
инвалидность, но при этом не готовы посещать обычные школы. Сегодня их
образование является головной болью и проблемой исключительно их родителей.
Подойдет такая программа инклюзивного обучения и детям из ортодоксальных семей,
исповедующих специфические для нашей страны религии. Как правило, у них
возникают большие сложности с адаптацией в обычной школе. В целом положительные
аспекты инклюзивного образования отмечают родители многих детей с ограниченными
возможностями и особенностями развития.
Впрочем, принятием закона пока что дело практически и
ограничилось. В настоящее время инклюзивное образование в Украине почти не
предлагается ввиду как финансовых сложностей, так и проблемы неготовности
нашего общества к подобным новшествам. Большая часть современных учителей
уверены, что образование дети с особыми потребностями должны получать в
специализированных учреждениях, где за ними может быть организован особый уход,
предлагается облегченная программа и множество других послаблений. К тому же,
это избавляет от проблемы адаптации детей-инвалидов в обществе здоровых
одноклассников. Увы, большинство людей нашей страны, как взрослых, так и детей,
пока еще не умеют адекватно реагировать и воспринимать детей с особыми
потребностями. То, что давно стало возможно за рубежом, в нашей стране пока
сложно осуществимо.
В настоящее время очень немногие детские сады и школы
Украины готовы принять детей по программам инклюзивного образования, в то время
как европейские государства уже вплотную подошли к возможности почти полностью
отказаться от специальных учебных заведений для детей с особенными
потребностями.
Олена Рикова
Mamaclub
Источник: http://invak.info/obuchenie/1034-inklyuzivnoe-obrazovanie-shans-na-polnotsennoe-obuchenie.html |