Предоставьте каждому человеку все те права, которыми
бы вы хотели обладать сами.
Роберт Ингерсолли
За
последние годы в Украине происходит интенсивное развитие государственной
поддержки детей с особыми образовательными потребностями.
Верховная
Рада Украины своим постановлением за №2442-VI от 06.07.2010 г. внесла
изменения в часть 3 статьи 9 Закона Украины «Об общем среднем образовании».
Предложение «Общеобразовательные учебные заведения могут создавать в своем
составе…» дополнено словами «специальные и инклюзивные классы для обучения
детей с особыми образовательными потребностями». Министерством образования и
науки Украины разработаны и утверждены: Концепция развития инклюзивного
образования (приказ №912 от 01.10.2010 г.); Положение о специальных классах
по обучению детей с особыми образовательными потребностями в
общеобразовательных учебных заведениях (приказ №1224 от 09.12.2010 г.);
Порядок организации инклюзивного обучения детей с особыми образовательными
потребностями в общеобразовательных учебных заведениях (приказ №872 от
15.08.2011 г.).
Впервые
принципы инклюзивного образования на международном уровне были зафиксированы
в Саламанкской декларации (Испания) в 1994 году. Цель конференции в Саламанке
заключалась в содействии идее «Школы для всех» учреждений, которые объединяют
всех, учитывают различия, содействуют процессу обучения и соответствуют
индивидуальным потребностям. Один из принципов декларации: имеющие особые
потребности в области образования должны иметь доступ к обучению в обычных
школах, которые создадут им условия на основе педагогических методов,
ориентированных в первую очередь на детей с целью удовлетворения этих
потребностей.
К этой
категории относится очень большая группа детей, для обучения которых
необходимы какие-то изменения. К этой группе, в частности, относятся и
одаренные дети, потому что нуждаются в другом подходе к обучению. Сюда входят
и дети с особенностями психофизического развития, с инвалидностью. Часто всех
этих очень разных ребят называют детьми с особыми образовательными
потребностями, и этот термин отражает не медицинский – диагностический, а
социальный подход к их потребностям.
Здесь
нужно уточнить: не всегда ребята с инвалидностью относятся к числу детей с
особыми образовательными потребностями. Например, не все школьники с
проблемами слуха или зрения – инвалиды. Но для их качественного обучения в
школе нужно предпринять какие-то особые изменения.
Каждый
ребенок, имеет ли он особые образовательные потребности или имеет особенности
культурного, языкового, религиозного характера, может прийти в обычную
общеобразовательную школу по месту проживания. И такая школа должна принять
его без всяких условий. Безусловное принятие школой ребенка и есть инклюзия.
В основе
практики инклюзивного образования лежит идея принятия индивидуальности
каждого отдельного учащегося, следовательно, обучение должно быть организовано
таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого.
Когда речь
идет об обучении детей-инвалидов в общеобразовательных школах, используют два
термина: «интеграция» и «инклюзия». В чем разница? Интеграция предполагает,
что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, инклюзия –
адаптацию системы к потребностям ребенка. При интеграции ребенок с
особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми.
Если он не справляется, то уходит, школьная система при этом не меняется.
Инклюзия – более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные,
что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все
могут учиться. Это значит, что школа должна быть предназначена для обучения
любого ребенка: кому-то понадобится отдельная образовательная программа,
кому-то – пандус, лифт. Мы привыкли, что если ребенок не может ходить на
физкультуру, то его освобождают. Инклюзия утверждает, что физкультуру надо
приспособить под ребенка. В школе должен быть преподаватель адаптивной
физкультуры. И когда все бегут стометровку, ребенок с инвалидностью,
допустим, играет в мяч на той же площадке, что и остальные.
Одним из
вариантов решения этой проблемы является развитие в Крыму института
инклюзивного образования, нацеленного в том числе на: вовлечение детей с
ограниченными возможностями в образовательный процесс; социализацию
детей-инвалидов в современном обществе; создание активной поведенческой
установки у детей-инвалидов на уверенное позиционирование себя в современном
обществе; умение превращать свои недостатки в достоинства; изменение
отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями через
вовлечение детей с ограниченными возможностями в наше общество.
Система
инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного,
среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание
безбарьерной среды в обучении и профессиональная подготовка людей с особыми
образовательными потребностями, в том числе и с ограниченными возможностями.
На
основании приказа Министерства образования и науки АРК №479 от 01.12.2009
года «Об утверждении плана действий по внедрению инклюзивного образования в
учебных заведениях Автономной Республики Крым на 2009-2012 годы» в Крымском
республиканском институте последипломного педагогического образования
согласно приказу ректора 1 сентября 2011 года были открыты кафедра
инклюзивной педагогики и андрагогики, учебно-методическая лаборатория
инклюзивного и специального образования.
Тема
научно-исследовательской деятельности кафедры – «Андрагогические аспекты
совершенствования системы повышения квалификации руководящих и
научно-педагогических кадров на основе внедрения инновационных технологий».
Основные задачи: целенаправленно повышать квалификацию руководящих и
научно-педагогических кадров на основе внедрения инновационных технологий в
условиях инклюзивного образования; осуществлять научно-исследовательскую
работу по разработке и внедрению андрагогических технологий в систему
повышения квалификации руководящих и педагогических кадров; повышать качество
курсовой подготовки слушателей на основе внедрения инновационных технологий;
обеспечить применение современных средств информационных технологий в период
курсовых и межкурсовых мероприятий; разработать методические рекомендации по
андрагогическому и инклюзивному сопровождению профессионального развития
руководящих и научно-педагогических кадров в процессе повышения квалификации.
В
планировании научно-исследовательской работы предусматриваются сбор, анализ и
обработка теоретических и экспериментальных данных по общей проблеме кафедры;
теоретико-методологическое обоснование применения инновационных технологий в
системе повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров;
оказание научно-методической помощи специалистам системы специального и
инклюзивного образования при подготовке учебных программ, учебников, рабочих
тетрадей, практических пособий, методических рекомендаций, статей, конспектов
уроков и др.
Преподаватели
кафедры приняли активное участие в международном Крымском педагогическом
конгрессе «Инновации в образовании: компетентностный подход к обучению» в
Алуште, в международной конференции-практикуме «Актуальные проблемы
инклюзивного обучения и преподавания курсов по инклюзивному образованию» во
Львове, во Всеукраинской научно-практической конференции
«Научно-педагогические способы формирования социальных компетенций учеников с
особыми образовательными потребностями как составляющая
учебно-реабилитационного процесса» в Запорожье.
Совместно
с Министерством образования и науки, молодежи и спорта подготовлен и проведен
республиканский семинар для директоров школ-интернатов «Перспективы
функционирования специальных общеобразовательных школ-интернатов» (Феодосия).
Очень
важный момент – подготовка самих педагогов. Мы должны помочь им преодолеть
искусственно созданные стереотипы. В институте начато чтение лекций для
руководящих работников образования и учителей-предметников по основам
инклюзивного образования. На основании данных органов управления образованием
создается банк данных о педагогах, осуществляющих образовательный процесс
детей-инвалидов, в том числе обучающихся на дому, о специалистах
психолого-педагогического сопровождения базовых школ: педагог-психолог;
учитель-дефектолог; социальный педагог и т.п.
Разработаны
методические материалы и программы повышения квалификации учителей массовых
школ по инклюзивному и интегрированному образованию. Будет развиваться
дистанционное обучение с помощью ресурсных центров (специальных школ), которые
подготовят программы работы с педагогами, работающими с детьми с особыми
потребностями.
Помимо
этого планируется проведение курсов и семинаров, мастер-классов, открытых
мероприятий педагогами общеобразовательных учреждений в регионах автономии.
Сегодня
можно выделить несколько проблем для реализации инклюзивного образования:
отсутствие гибких образовательных стандартов; несоответствие учебных планов и
содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям
ребенка; отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива
образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной
педагогики и специальной психологии; отсутствие у педагогов массовых школ
представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ,
методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса
для таких детей; недостаточное материально-техническое оснащение
общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов,
лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования,
специально оборудованных учебных мест и т.д.); отсутствие возможности
введения в штатное расписание образовательных учреждений дополнительных
ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги)
и медицинских работников; неготовность общества к принятию детей с
ограниченными возможностями здоровья, настороженное, местами даже негативное
отношение общества к детям с ограниченными возможностями.
Эффективность
инклюзивного образования зависит: от сотрудничества специалистов разных
областей: здравоохранения, образования, социальной защиты; от грамотного
использования имеющихся учреждений коррекционной направленности в качестве
опорных площадок для осуществления методической помощи педагогам других
учреждений; от правильного выбора формы обучения, специальных образовательных
потребностей и необходимой сопутствующей психолого-педагогической и
медико-социальной помощи для каждого ребенка с ограниченными возможностями
здоровья.
Актуальной
задачей являются выявление, культурное оформление, осмысление и пропаганда
имеющегося крымского опыта инклюзивного образования, изучение и пропаганда
международного опыта развития системы инклюзивного образования. Обобщение
опыта и развитие центров документации следует поддерживать на республиканском
уровне наряду с расширением доступа к источникам информации. Осмысление
имеющегося опыта позволит аккумулировать различные подходы, механизмы и
технологии инклюзивного образования и эффективно использовать имеющиеся
ресурсы, уменьшить риски и возможные ошибки; соотнести разные (теоретические
и практические) подходы и модели инклюзивного образования.
Особое
внимание в этой области необходимо уделять научным исследованиям,
ориентированным на практическую деятельность, с акцентированием основного
внимания на новаторские стратегии в области преподавания и обучения.
Нельзя
идти вперед с головой, повернутой назад. Инклюзивное образование требует
серьезного научного осмысления исходя из реалий нашего общества. Прежде всего
необходимо провести фундаментальные исследования и тщательную апробацию новых
прикладных разработок. Необходима последовательная и планомерная
трансформация современной системы образования в систему образования для всех.
Развитие системы инклюзивного образования – долгосрочная стратегия, требующая
терпения и терпимости, последовательности, непрерывности, поэтапности и
комплексного подхода для ее реализации.
Мухиддин
Хайруддинов, заведующий кафедрой инклюзивной педагогики и андрагогики КРИППО,
доктор педагогических наук, профессор.
Газета
"Республика Крым"
|