Новый сайт инвалидов
Зеленогорска (красноярского края)
Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 04.12.2024, 12:42



Меню сайта
Категории раздела
инвалиды и общество [436]
работа и образование [190]
параспорт [81]
интервью [277]
Historia -magistra vita [62]
История-учитель жизни(лат.)
дети-инвалиды [169]
юридическая страничка [200]
медицина,фармакология и тех.средства реабилитации [13]
соц.обслуживание [1]
безбарьерная среда [4]
Наш опрос
инклюзивное образование
Всего ответов: 72
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
WoWeb.ru - портал для веб-мастера
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » работа и образование

Инклюзивное образование: от мечты к реальности

Инклюзивное образование: от мечты к реальности



 


Предоставьте каждому человеку все те права, которыми бы вы хотели обладать сами.

Роберт Ингерсолли

За последние годы в Украине происходит интенсивное развитие государственной поддержки детей с особыми образовательными потребностями.

Верховная Рада Украины своим постановлением за №2442-VI от 06.07.2010 г. внесла изменения в часть 3 статьи 9 Закона Украины «Об общем среднем образовании». Предложение «Общеобразовательные учебные заведения могут создавать в своем составе…» дополнено словами «специальные и инклюзивные классы для обучения детей с особыми образовательными потребностями». Министерством образования и науки Украины разработаны и утверждены: Концепция развития инклюзивного образования (приказ №912 от 01.10.2010 г.); Положение о специальных классах по обучению детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных учебных заведениях (приказ №1224 от 09.12.2010 г.); Порядок организации инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных учебных заведениях (приказ №872 от 15.08.2011 г.).

Впервые принципы инклюзивного образования на международном уровне были зафиксированы в Саламанкской декларации (Испания) в 1994 году. Цель конференции в Саламанке заключалась в содействии идее «Школы для всех» учреждений, которые объединяют всех, учитывают различия, содействуют процессу обучения и соответствуют индивидуальным потребностям. Один из принципов декларации: имеющие особые потребности в области образования должны иметь доступ к обучению в обычных школах, которые создадут им условия на основе педагогических методов, ориентированных в первую очередь на детей с целью удовлетворения этих потребностей.

К этой категории относится очень большая группа детей, для обучения которых необходимы какие-то изменения. К этой группе, в частности, относятся и одаренные дети, потому что нуждаются в другом подходе к обучению. Сюда входят и дети с особенностями психофизического развития, с инвалидностью. Часто всех этих очень разных ребят называют детьми с особыми образовательными потребностями, и этот термин отражает не медицинский – диагностический, а социальный подход к их потребностям.

Здесь нужно уточнить: не всегда ребята с инвалидностью относятся к числу детей с особыми образовательными потребностями. Например, не все школьники с проблемами слуха или зрения – инвалиды. Но для их качественного обучения в школе нужно предпринять какие-то особые изменения.

Каждый ребенок, имеет ли он особые образовательные потребности или имеет особенности культурного, языкового, религиозного характера, может прийти в обычную общеобразовательную школу по месту проживания. И такая школа должна принять его без всяких условий. Безусловное принятие школой ребенка и есть инклюзия.

В основе практики инклюзивного образования лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого.

Когда речь идет об обучении детей-инвалидов в общеобразовательных школах, используют два термина: «интеграция» и «инклюзия». В чем разница? Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, инклюзия – адаптацию системы к потребностям ребенка. При интеграции ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми. Если он не справляется, то уходит, школьная система при этом не меняется. Инклюзия – более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Это значит, что школа должна быть предназначена для обучения любого ребенка: кому-то понадобится отдельная образовательная программа, кому-то – пандус, лифт. Мы привыкли, что если ребенок не может ходить на физкультуру, то его освобождают. Инклюзия утверждает, что физкультуру надо приспособить под ребенка. В школе должен быть преподаватель адаптивной физкультуры. И когда все бегут стометровку, ребенок с инвалидностью, допустим, играет в мяч на той же площадке, что и остальные.

Одним из вариантов решения этой проблемы является развитие в Крыму института инклюзивного образования, нацеленного в том числе на: вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс; социализацию детей-инвалидов в современном обществе; создание активной поведенческой установки у детей-инвалидов на уверенное позиционирование себя в современном обществе; умение превращать свои недостатки в достоинства; изменение отношения современного общества к людям с ограниченными возможностями через вовлечение детей с ограниченными возможностями в наше общество.

Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения дошкольного, среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональная подготовка людей с особыми образовательными потребностями, в том числе и с ограниченными возможностями.

На основании приказа Министерства образования и науки АРК №479 от 01.12.2009 года «Об утверждении плана действий по внедрению инклюзивного образования в учебных заведениях Автономной Республики Крым на 2009-2012 годы» в Крымском республиканском институте последипломного педагогического образования согласно приказу ректора 1 сентября 2011 года были открыты кафедра инклюзивной педагогики и андрагогики, учебно-методическая лаборатория инклюзивного и специального образования.

Тема научно-исследовательской деятельности кафедры – «Андрагогические аспекты совершенствования системы повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров на основе внедрения инновационных технологий». Основные задачи: целенаправленно повышать квалификацию руководящих и научно-педагогических кадров на основе внедрения инновационных технологий в условиях инклюзивного образования; осуществлять научно-исследовательскую работу по разработке и внедрению андрагогических технологий в систему повышения квалификации руководящих и педагогических кадров; повышать качество курсовой подготовки слушателей на основе внедрения инновационных технологий; обеспечить применение современных средств информационных технологий в период курсовых и межкурсовых мероприятий; разработать методические рекомендации по андрагогическому и инклюзивному сопровождению профессионального развития руководящих и научно-педагогических кадров в процессе повышения квалификации.

В планировании научно-исследовательской работы предусматриваются сбор, анализ и обработка теоретических и экспериментальных данных по общей проблеме кафедры; теоретико-методологическое обоснование применения инновационных технологий в системе повышения квалификации руководящих и научно-педагогических кадров; оказание научно-методической помощи специалистам системы специального и инклюзивного образования при подготовке учебных программ, учебников, рабочих тетрадей, практических пособий, методических рекомендаций, статей, конспектов уроков и др.

Преподаватели кафедры приняли активное участие в международном Крымском педагогическом конгрессе «Инновации в образовании: компетентностный подход к обучению» в Алуште, в международной конференции-практикуме «Актуальные проблемы инклюзивного обучения и преподавания курсов по инклюзивному образованию» во Львове, во Всеукраинской научно-практической конференции «Научно-педагогические способы формирования социальных компетенций учеников с особыми образовательными потребностями как составляющая учебно-реабилитационного процесса» в Запорожье.

Совместно с Министерством образования и науки, молодежи и спорта подготовлен и проведен республиканский семинар для директоров школ-интернатов «Перспективы функционирования специальных общеобразовательных школ-интернатов» (Феодосия).

Очень важный момент – подготовка самих педагогов. Мы должны помочь им преодолеть искусственно созданные стереотипы. В институте начато чтение лекций для руководящих работников образования и учителей-предметников по основам инклюзивного образования. На основании данных органов управления образованием создается банк данных о педагогах, осуществляющих образовательный процесс детей-инвалидов, в том числе обучающихся на дому, о специалистах психолого-педагогического сопровождения базовых школ: педагог-психолог; учитель-дефектолог; социальный педагог и т.п.

Разработаны методические материалы и программы повышения квалификации учителей массовых школ по инклюзивному и интегрированному образованию. Будет развиваться дистанционное обучение с помощью ресурсных центров (специальных школ), которые подготовят программы работы с педагогами, работающими с детьми с особыми потребностями.

Помимо этого планируется проведение курсов и семинаров, мастер-классов, открытых мероприятий педагогами общеобразовательных учреждений в регионах автономии.

Сегодня можно выделить несколько проблем для реализации инклюзивного образования: отсутствие гибких образовательных стандартов; несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка; отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии; отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей; недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ (отсутствие пандусов, лифтов, специального учебного, реабилитационного, медицинского оборудования, специально оборудованных учебных мест и т.д.); отсутствие возможности введения в штатное расписание образовательных учреждений дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников; неготовность общества к принятию детей с ограниченными возможностями здоровья, настороженное, местами даже негативное отношение общества к детям с ограниченными возможностями.

Эффективность инклюзивного образования зависит: от сотрудничества специалистов разных областей: здравоохранения, образования, социальной защиты; от грамотного использования имеющихся учреждений коррекционной направленности в качестве опорных площадок для осуществления методической помощи педагогам других учреждений; от правильного выбора формы обучения, специальных образовательных потребностей и необходимой сопутствующей психолого-педагогической и медико-социальной помощи для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальной задачей являются выявление, культурное оформление, осмысление и пропаганда имеющегося крымского опыта инклюзивного образования, изучение и пропаганда международного опыта развития системы инклюзивного образования. Обобщение опыта и развитие центров документации следует поддерживать на республиканском уровне наряду с расширением доступа к источникам информации. Осмысление имеющегося опыта позволит аккумулировать различные подходы, механизмы и технологии инклюзивного образования и эффективно использовать имеющиеся ресурсы, уменьшить риски и возможные ошибки; соотнести разные (теоретические и практические) подходы и модели инклюзивного образования.

Особое внимание в этой области необходимо уделять научным исследованиям, ориентированным на практическую деятельность, с акцентированием основного внимания на новаторские стратегии в области преподавания и обучения.

Нельзя идти вперед с головой, повернутой назад. Инклюзивное образование требует серьезного научного осмысления исходя из реалий нашего общества. Прежде всего необходимо провести фундаментальные исследования и тщательную апробацию новых прикладных разработок. Необходима последовательная и планомерная трансформация современной системы образования в систему образования для всех. Развитие системы инклюзивного образования – долгосрочная стратегия, требующая терпения и терпимости, последовательности, непрерывности, поэтапности и комплексного подхода для ее реализации.

Мухиддин Хайруддинов, заведующий кафедрой инклюзивной педагогики и андрагогики КРИППО, доктор педагогических наук, профессор.

Газета "Республика Крым"

 





Источник: http://invak.info/content/view/14136/1/
Категория: работа и образование | Добавил: Пилюлькин (26.11.2011) | Автор: Мухиддин Хайруддинов
Просмотров: 2725 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz
Преодоление - мы делаем людей сильными! Сайт для продвинутых людей, современные технологии без комплексов. Мобильность, интеграция, коммуникация и инновация для инвалидов  Искусство созданное без рук инвалидность не приговор ”voi-deti.ru”