...
Примечательно,
что позиции родителей и учителей в оценке состояния обустроенности среды
почти идентичны. Не столь уж велики и
различия относительно вопросов финансирования.
В оценке же ряда других факторов обнаруживается некоторая разница. Более существенным, например,
является расхождение мнений о содержании программ, квалификации специалистов и законодательстве
как ограничителях интеграции детей-инвалидов в школу. Эти вопросы больше, чем какие-либо другие из рассматриваемого
блока требуют экспертного знания.
Комментировать тот факт, что
ответы именно на них показали большую критическую позицию школьных
учителей, чем родителей, можно различным образом.
С одной стороны,
возможно, профессионалы лучше
знают, каковы трудности грядущей
интеграции, поэтому следует довериться их более рациональной оценке. В силу профессионального опыта учителя
иначе, чем родители, расценивают проблему адаптации школьной
программы, свою квалификацию и правовой
контекст школьного обучения, и
характерно то, что это видение
оказывается более пессимистичным. С
другой стороны, есть вероятность того,
что рассматриваемые данные отражают наличие скрытого конфликта между
профессионалами и сообществом по поводу непреодолимости социальных
преград, стоящих на пути интеграции
детей-инвалидов в школу. Это
обстоятельство лишний раз свидетельствует о сложности проблемы инклюзивного
образования в нашей стране.
* * *
Инклюзивное образование сегодня с полным правом может
считаться одним из приоритетов государственной образовательной политики
России. Переход к нему предопределен уже
тем, что наша страна ратифицировала
Конвенции ООН в области прав детей, прав
инвалидов. Однако, чтобы такой переход совершился, нужны не только соответствующие правовые
акты, но и необходимые условия, благоприятное общественное мнение.
Рассмотренные выше понятия и принципы инклюзивного
обучения, на наш взгляд, могут быть
полезны в отечественной практике образовательной интеграции. Можно также
надеяться, что анализ имеющихся данных социологических опросов поможет
сориентироваться субъектам системы образования в работе по преодолению
трудностей обучения детей-инвалидов в общеобразовательной школе.
К сожалению,
вопрос об инклюзивном образовании пока еще обсуждается
недостаточно. Некоторые учебные
заведения действуют с опережением, предвосхищая
централизованные реформы, которые, возможно, уже не за горами. Однако до сих пор не
разработаны единые нормативы организации учебного и реабилитационного
процессов, а также механизмы их материально-технического, социального,
психолого-педагогического, кадрового и реабилитационного сопровождения. Предстоит утвердить государственный стандарт
профессиональной реабилитации инвалидов и организовать систему специальной
подготовки и переподготовки, повышения квалификации преподавателей -
специалистов инклюзивного обучения. Подобные меры могут способствовать
расширению доступности образования для детей-инвалидов. Тем самым будут
создаваться более благоприятные условия для социальной мобильности выходцев из
наименее обеспеченных слоев современного российского общества.
Ярская-Смирнова Елена Ростиславовна
- доктор социологических наук,
профессор, зав. кафедрой
социальной антропологии и социальной работы Саратовского государственного
технического университета
Лошакова Инаргина Ивановна -
директор учебно-методического центра довузовской подготовки СГТУ, доцент,
докторант той же кафедры
Источник: http://www.dislife.ru/flow/theme/19738/#more |