...
Самый низкий уровень толерантности был выявлен в
отношении детей с нарушениями в умственном развитии - почти половина учащихся высказала
пожелание, чтобы те учились в отдельной
школе. Совершенно очевидно, что в данном случае обнаруживает себя глубоко
укоренившийся стереотип, создающий
серьезные барьеры для интеграции и детей, и взрослых в общество.
Несмотря на проявление указанного стереотипа по
отношению к некоторым формам инвалидности,
подавляющее большинство опрошенных убеждены, что необходимо предпринимать специальные
действия для того, чтобы инвалиды стали равноправными (85%).
Подобные взгляды в большей степени присущи тем, кто имеет личный опыт общения с
инвалидами. Более половины таких
респондентов полагает, что нужно
содействовать тому, чтобы люди воспринимали
инвалидов без предубеждения, а почти
40% уверены, что следует помочь инвалидам жить и работать
в условиях, которые бы не ограничивали
их передвижение, - например, ввести звуковые сигналы на светофорах, соорудить въезды в магазины для инвалидных
колясок, создать приспособленные для
инвалидов общественные места и транспорт.
Отметим, что
около 70% опрошенных родителей считают
возможной образовательную интеграцию детей с поражением опорно-двигательного
аппарата, тогда как к такому же мнению
склоняются менее 40% респондентов среди
учителей. Между родителями и учителями
существует разница в отношении к образовательной интеграции детей и с иными
отклонениями в развитии. Так, среди опрошенных родителей 36% положительно относятся к интеграции детей с
нарушениями речи, слуха и зрения, а
среди учителей таковых оказалось 20%.
Примерно восемь из десяти родителей не возражают
против того, чтобы в одном классе с их
детьми учились инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, тогда как всего лишь 16% учителей согласились бы вести занятия в таком
классе. Видимо, многим учителям понадобится переподготовка, если инклюзивное образование детей-инвалидов
развернется в более широком масштабе, чем сейчас. Лишь пятая часть всех
опрошенных педагогов считают себя вполне подготовленными к подобной
ситуации; по крайней мере, они не ожидают особых изменений в их
профессиональном статусе, карьере или
квалификации.
На наш взгляд,
даже при тех малых масштабах интеграции,
которые существуют, учитывая ее
потребности, переквалификация учителей и
социальных педагогов школ является насущной задачей.
По данным наших кейс-стади, специализированные школы-интернаты для
детей-инвалидов остро ощущают потребность в новых подходах к решению проблемы
инклюзивного обучения своих воспитанников.
Мнения родителей и учителей сошлись в том, какие последствия они ожидают от интеграции
детей-инвалидов в массовую школу: более
двух третей опрошенных (73 и 69%
соответственно) полагают, что это позволит учащимся стать более
толерантными, научиться
взаимопомощи, хотя не исключены и
конфликты между детьми - к такому мнению
склоняются каждый пятый родитель и каждый четвертый педагог.
что необходимо предпринимать специальные действия для
того, чтобы инвалиды стали равноправными (85%).
Подобные взгляды в большей степени присущи тем, кто имеет личный опыт общения с
инвалидами. Более половины таких
респондентов полагает, что нужно
содействовать тому, чтобы люди воспринимали
инвалидов без предубеждения, а почти
40% уверены, что следует помочь инвалидам жить и работать
в условиях, которые бы не ограничивали
их передвижение, - например, ввести звуковые сигналы на светофорах, соорудить въезды в магазины для инвалидных
колясок, создать приспособленные для
инвалидов общественные места и транспорт.
Отметим, что
около 70% опрошенных родителей считают
возможной образовательную интеграцию детей с поражением опорно-двигательного
аппарата, тогда как к такому же мнению
склоняются менее 40% респондентов среди
учителей. Между родителями и учителями
существует разница в отношении к образовательной интеграции детей и с иными
отклонениями в развитии. Так, среди опрошенных родителей 36% положительно относятся к интеграции детей с
нарушениями речи, слуха и зрения, а
среди учителей таковых оказалось 20%.
Примерно восемь из десяти родителей не возражают
против того, чтобы в одном классе с их
детьми учились инвалиды с нарушениями опорно-двигательного аппарата, тогда как всего лишь 16% учителей согласились бы вести занятия в таком
классе. Видимо, многим учителям понадобится переподготовка, если инклюзивное образование детей-инвалидов
развернется в более широком масштабе, чем сейчас. Лишь пятая часть всех
опрошенных педагогов считают себя вполне подготовленными к подобной
ситуации; по крайней мере, они не ожидают особых изменений в их
профессиональном статусе, карьере или
квалификации.
На наш взгляд,
даже при тех малых масштабах интеграции,
которые существуют, учитывая ее
потребности, переквалификация учителей и
социальных педагогов школ является насущной задачей.
По данным наших кейс-стади, специализированные школы-интернаты для
детей-инвалидов остро ощущают потребность в новых подходах к решению проблемы
инклюзивного обучения своих воспитанников.
Мнения родителей и учителей сошлись в том, какие последствия они ожидают от интеграции
детей-инвалидов в массовую школу: более
двух третей опрошенных (73 и 69%
соответственно) полагают, что это позволит учащимся стать более
толерантными, научиться
взаимопомощи, хотя не исключены и
конфликты между детьми - к такому мнению
склоняются каждый пятый родитель и каждый четвертый педагог.
Позиции респондентов в отношении влияния интеграции на
образование таковы: 10% учителей и
22% родителей ожидают, что качество обучения возрастет, а опасаются обратного соответственно 21% и 13%.
Возможно, такое расхождение во
мнениях объясняется различиями в профессиональном опыте респондентов, а также тем,
что родители более дистанцированы от школы и непосредственного опыта
взаимодействия с классом и отдельными учениками в школьной ситуации не
имеют. Очевидно, мнение учителей в основном связано с осмыслением
их собственного опыта. Позиция же
родителей в большей степени обусловлена представлениями о тех или иных
последствиях влияния образования на развитие конкретного ребенка.
Интересно, что
число тех, кто связывает прогресс
совместного обучения с расширением демократии,
значительно больше среди родителей,
чем среди педагогов, хотя в целом
эта связь довольно отчетливо эксплицируется обеими группами респондентов
(62 и 45% соответственно). Отвечая на вопрос о том, что препятствует сегодня образовательной
интеграции детей-инвалидов, родители и
педагоги были солидарны по ряду позиций.
На первое место все респонденты поставили несовершенство окружающей
среды, включая особенности архитектуры и
дизайна, транспорта и других элементов
физического пространства. Но не
удивительно, что для учителей, например,
дефицит соответствующих образовательных программ, собственной квалификации и, конечно же,
финансирования, а также
неразработанность соответствующего нормативного обеспечения, имеют большую
значимость, чем для родителей (см. табл.).
Судя по данным таблицы, большинство школ не готовы в должной мере к
встрече с абитуриентами-инвалидами: нет
ни обустроенной среды, ни специальных
программ, рассчитанных на такое
обучение. То есть, отсутствуют важнейшие факторы инклюзивного образования. Ведь равные возможности образования
предполагают создание специальной образовательной среды для инвалидов (персональный наставник-помощник, специальные
лифты и транспортеры во всех учебных учреждениях, специализированные клавиатуры для людей с
нарушениями зрения или ограниченными возможностями физического здоровья). ..
Источник: http://www.dislife.ru/flow/theme/19738/#more |