...
Выводы
Феномен
инвалидности и социальная политика оказывают друг на друга взаимное влияние.
При этом реализация инвалидами их прав как граждан социального государства
зависит от степени участия государства в решении проблем инвалидов, вклада
общественных движений инвалидов в формулирование социальной политики и
общественного признания инвалидности как следствия социальной несправедливости,
а не медицинского диагноза. Тот тип политики инвалидности, который складывается
в современной России, характеризуется максимальной вовлеченностью государства в
системное решение проблем инвалидов как миноритарной группы, подлежащей
реабилитации и интеграции, при этом само общественное устройство не изменяется.
Несмотря на
действующее федеральное законодательство, гарантирующее льготы для абитуриентов
с инвалидностью, целый ряд факторов делает поступление инвалидов в вуз
проблематичным. Большинство университетов России не обеспечены даже
минимальными условиями, необходимыми для обучения в них инвалидов. Эти условия
касаются архитектуры зданий и аудиторий, дверных проемов и лестниц, мебели и
оборудования, обустроенности столовых, библиотек и туалетов, отсутствия комнат
отдыха и стульев в коридорах, медицинских кабинетов, необходимых для
повседневных нужд некоторых студентов-инвалидов. Учреждения высшего образования
не имеют возможностей реконструировать свои помещения по принципам
универсального дизайна из собственных бюджетных средств. Внебюджетные средства
расходуются на базовые нужды вузов, при этом особые потребности инвалидов при
ремонте и реконструкции помещений не учитываются. Недостаток финансирования
является больным вопросом для многих вузов, особенно в том случае, когда этот
вуз не является бенефициаром целевых федеральных программ, не получает средства
из регионального или городского бюджета. Существует несколько частных вузов,
которые привлекают спонсоров для поддержки образовательных программ для
инвалидов.
Доступность
понимается респондентами как с возможность свободы выбора факультета и специальности
и отсутствие финансовых, бюрократических или иных социальных барьеров.
Доступность системы высшего образования гарантирована инвалидам федеральным
законом об образовании. Способы реализации политики доступности высшего
образования для инвалидов различаются от вуза к вузу. Единичные примеры
учреждений высшего профессионального образования теперь приняли и реализуют
внутренний распорядок в отношении к обучающимся здесь инвалидам. Недавние
инициативы в этих вузах возымели положительный эффект на абитуриентов и
студентов с инвалидностью, число которых растет, как и число вузов, в которых
открываются программы довузовской подготовки инвалидов, специальные центры и
факультеты. Политика высшего образования инвалидов ориентируется на инвалидов
как на социальное меньшинство, оставляя за государством и учебными заведениями,
а не за самими абитуриентами, право выбора образовательной программы и места
обучения: большинство существующих программ специализированы по диагнозу и
локализованы в отдельных регионах, что существенно сужает образовательный выбор
инвалида.
Высшее образование
инвалидов развивается сегодня вопреки существующему негативному социальному
отношению, которое выражается в бездействии, явном или неявном противодействии
со стороны общества, и, в частности, скрытых дискриминирующих практиках,
реализуемых приемными комиссиями. Централизованную помощь в процессе обучения
инвалиды получают далеко не всегда, и создание адекватных образовательных
условий в основном зависит от усилий семьи, иногда от частной инициативы
однокурсников, профессорско-преподавательского состава, администрации вузов.
Административные работники хотя и признают необходимость расширения доступности
высшего образования, но во избежание лишних неприятностей предпочитают не разворачивать
широкомасштабных мероприятий по социально-образовательной интеграции лиц с
ограниченными возможностями здоровья.
Мотивация
абитуриентов-инвалидов к поступлению в вуз снижается в случае низкого качества
подготовки в интернатах, изза страха мейнстримной, то есть наличной,
неприспособленной среды, отсутствия специальных приспособлений и оборудования в
вузах, затрудненной мобильности, ввиду отсутствия специального транспорта.
Некоторые студенты приходят в вуз прямо после школы, где они получили неплохую подготовку
и поощрялись на дальнейший образовательный рост. Многие
респонденты-старшеклассники демонстрировали неверие в свои силы и
психологическую неготовность обучаться в вузе. Опросы экспертов среди
инвалидов, в качестве которых выступали лидеры общественных организаций,
показывают, что статус инвалида во многом зависит от систематических усилий
родителей инвалида по продвижению ребенка в структуре образования. Отказываясь
от помещения ребенка-инвалида в специализированный интернат, родители вступают в
«борьбу» с косностью, бюрократичностью и стереотипностью системы советского, а
сейчас российского, института образования. Притязания самих студентов-инвалидов
на получение высшего образования, безусловно, сопряжены с установками семьи.
Однако чаще планируют и поступают в вузы инвалиды, имевшие опыт
интегрированного образования. Опыт совместного обучения инвалидов и неинвалидов
снимает страхи и напряжения по поводу коммуникаций со студенческой средой,
добавляет уверенности учащимся с особыми потребностями в доступности для них
учебного материала. Интеграция должна начинаться с дошкольного и школьного
образования и продолжаться в системах дополнительного и высшего образования.
Важной проблемой является задержка принятия закона о специальном образовании,
который призван отрегулировать политику интеграции и другие ключевые вопросы
образования инвалидов.
Доступность
качественного высшего образования снижается в отсутствии так называемой
реабилитационной компоненты высшего образования, которая требует дополнительных
бюджетных ассигнований и должна предоставляться, наряду с образовательными
услугами. Для многих студентов-инвалидов ситуация ухудшается в силу низкого
экономического статуса их семей, что выражается в недостаточных условиях
домашней подготовки, отсутствии телефона, компьютера, электронной коммуникации.
Академический опыт студентов-инвалидов сильно различается от вуза к вузу и от
факультета к факультету. Отношение студентов и преподавателей к социальной
интеграции инвалидов в условиях высшего образования зависит от того, как
определяется инвалидность, доступны ли необходимые услуги, от индивидуальных
качеств и опыта студентов, политики на уровне отдельного вуза, навыков и
идеологии конкретного преподавателя. Внеакадемические аспекты высшего
образования не менее важный фактор успешного обучения. Преподаватели
делают акцент на положительной роли интеграции для личностного роста
студентовнеинвалидов. Студенты с инвалидностью в свою очередь получают большие
возможности социального опыта в интегрированной среде. В большинстве вузов не
предоставляется никаких программ переподготовки или повышения квалификации
преподавателей, работающих с инвалидами, тогда как сами преподаватели считают
вопрос переподготовки и разработки специальных методик актуальным. Студент-инвалид
в типовых вузах далеко не всегда считает нужным записать себя как инвалида,
поскольку не имеет уверенности в том, какие услуги ему полагаются, не возымеет
ли негативный эффект это самораскрытие, а также в том, следует ли ему занимать
исключительную позицию в отношениях с преподавателями и однокурсниками.
Больше внимания
следует уделять предупреждению и устранению в учреждениях элементов
дискриминационной политики, реализуемой посредством скрытого учебного плана, то
есть неформальных отношений, основанных на стереотипах 26, неформальных
отношений в мейнстримных и порой даже в интегрированных контекстах. Порой эти
практики конфликтуют с повседневной жизнью студентов, которые толерантно
относятся к интеграции и придерживаются положительной и активной позиции в
отношении к совместному обучению с инвалидами. Учреждения могли бы доносить
вопросы инвалидности до понимания студентами и сотрудниками.
В настоящее время
у абитуриентов с инвалидностью есть только две альтернативы. Первая
поступать в вуз по месту жительства, где вряд ли есть приспособленная
безбарьерная среда, где преподаватели вряд ли подготовлены к работе с
инвалидами. Еще одна альтернатива отправляться в другой регион, где такая
среда есть. Здесь же возникает еще одна проблема, связанная с тем, что студент,
приехавший из другого региона, должен «привозить с собой» финансирование своей
реабилитационной программы, что затруднено в силу рассогласованности ведомств,
неотлаженности данной процедуры.
Отечественные вузы
в разное время и по разным причинам начинали работу по обучению инвалидов и
приобретали этот бесценный опыт. В некоторых случаях такое решение принималось
правительством, в иных ситуациях инициатива принадлежала руководителю высшего
учебного заведения или комуто из его команды. При этом, как правило, речь шла о
«специализации» вуза на той иной категории инвалидов. Источники и степень
образовательной интеграции представляют собой другие основания для сравнения: в
некоторых случаях программа осуществляется при поддержке Минобразования России,
в иных при поддержке зарубежных фондов. В некоторых вузах сформировался
«традиционный» набор предложений для абитуриентов-инвалидов, например
компьютерные технологии и дизайн. В других вузах из года в год предложения
меняются в зависимости от набора на те или иные специальности.
Концепция
независимой жизни инвалидов это право человека быть неотъемлемой частью
жизни общества и принимать активное участие в социальных, политических и
экономических процессах, это свобода выбора и свобода доступа к жилым и общественным
зданиям, транспорту, средствам коммуникации, страхованию, труду и образованию.
Изучение отечественного и зарубежного опыта реализации концепции независимой
жизни убеждает, что высшее профессиональное образование выступает важнейшим
ресурсом ее воплощения. Очевидно, что концепция независимой жизни как
возможности для инвалида самому определять и выбирать, принимать решения и
управлять жизненными ситуациями пока еще находится в стадии формирования. Во
многом ее воплощение зависит в этом плане от реализации политики высшего
профессионального образования инвалидов.
Источник: Романов
П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Политика инвалидности: Социальное гражданство
инвалидов в современной России. - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006.
Источник: http://www.dislife.ru/flow/theme/14799/#more |