....
Критическая
перспектива анализа социальной политики в отношении инвалидов представлена
социологами и экономистами, привлекает внимание к жизненной активности самих
людей с инвалидностью. Исследователи указывают на важную роль семьи и
общественных организаций в совместной работе вузов и других субъектов
образовательного процесса, когда речь идет о высшем образовании для студентов с
инвалидностью. Необходимо специально отметить представителей общественных
организаций инвалидов, вносящих в дискуссию перспективу непосредственного опыта
и потому обладающих правом на экспертизу образовательных проектов. 7
Проблемы
доступности высшего образования для инвалидов с точки зрения субъектов
образовательного процесса
В проекте были
проведены интервью с 34 экспертами в городах Саратове, Самаре, Москве,
Челябинске, Санкт-Петербурге, осуществлен опрос преподавателей (N=106) и
студентов в Саратове (N=266) и Челябинске (N=100) 24, составлены базы данных
молодых инвалидов Саратовской области, нуждающихся в профессиональном
образовании разного уровня (N=842). Задача следующего этапа заключалась в том,
чтобы установить особенности и проблемы интеграции с точки зрения
студентов-инвалидов, а также мотивы и стратегии абитуриентов-инвалидов. Было
собрано 11 интервью со студентами и 21 интервью со старшеклассниками в Саратове
и Самаре. Кроме того, проведено два кейсстади интеграции детей-инвалидов в
общеобразовательной школе в Самаре. Ниже мы представим анализ данных опроса
студентов и преподавателей.
Как уже
упоминалось, в Челябинском госуниверситете уже несколько лет успешно
развивается программа интегрированного образования инвалидов, реализуется
комплекс услуг довузовской подготовки и реабилитационного,
социально-психологического сопровождения обучения в вузе. В вузах Саратова нам
с трудом удавалось получить данные о количестве студентов-инвалидов. Основной
источник данных по этому вопросу студенческий профком, куда учащиеся
обращаются по социальным вопросам, однако данные из этого ресурса нельзя
назвать полными. Статистика по группам инвалидности и типам заболевания в вузах
отсутствует. Доля студентов-инвалидов в крупных вузах Саратова, несмотря на
желание данной социальной группы получать высшее образование (по данным опросов
и интервью), очень мала. Лидирует по числу студентов-инвалидов Саратовский
госуниверситет, здесь в 2002/03 учебном году на различных факультетах обучалось
более 140 студентов-инвалидов, создан методический кабинет доступности
образования.
В основание
исследовательской программы было положено представление о том, что получение
инвалидами высшего образования разворачивается в специфической социокультурной
среде вуза, формируемой установками трех групп акторов студенческой
средой, преподавателями и вузовскими администраторами. Каждая из этих групп
характеризуется своими особенностями восприятия рассматриваемой проблемы в силу
различия ролевых позиций в учебном процессе. Мнение администрации вуза
изучалось методом фокусированного интервью, в то время как студенты и
преподаватели стали респондентами массового опроса. С учетом различий в
организации программ в вузах Саратова и Челябинска, мы полагаем, что речь может
идти о сравнении между обычным и интегрированным образованием в отношении таких
индикаторов, как:
а) осознание
необходимости специальных навыков работы с инвалидами в стенах вуза,
б) отношение
преподавателей к студентам с инвалидностью,
в) отношение
студентов к инвалидности в целом и к своим товарищам с инвалидностью, в
частности.
Сравнение
результатов опроса в саратовских и челябинских вузах показывает, что в среде
интегрированного образования доля преподавателей, которые не ощущают
потребность в особых знаниях и умениях при работе со студентами-инвалидами,
существенно ниже почти на 17 %. Осознание потребности в специальных
знаниях и умениях у педагогов, работающих с инвалидами, характеризует, скорее
всего, такой уровень профессионализации, когда столкновение с реальностью
учебного процесса стимулирует рефлексию преподавателями собственных
возможностей организовывать учебный процесс в новых условиях.
Те, кто выразил
потребность в обладании особыми знаниями и умениями, приблизительно в равной
степени (ниже уровня ошибки выборки) представлены в Саратове и Челябинске, в то
время как среди преподавателей Челябинска оказалась значительная группа
респондентов, не определившихся с ответом (11,9 %). Это преподаватели разных
дисциплин, возраста, пола, объединенные тем обстоятельством, что их уверенность
в достаточности собственных педагогических умений в новых условиях оказалась
поколебленной.
Наличие особого
психологического климата, в соответствии с гипотезой исследования, указывает на
формирование культуры отношений в учебной группе, где с течением времени
складываются характерные типы установок, ценностей и формы межличностной
коммуникации. Включение в поле таких отношений студентов с инвалидностью
является важным фактором, опосредующим характер коммуникаций в повседневной
жизни учащихся и преподавателей. По данным опроса, в подобных группах
существует особый климат, на что указывают около 1/3 опрошенных, причем
приблизительно в равной степени в Челябинске и Саратове. Основными
характеристиками такого климата, по мнению преподавателей, являются дружелюбие,
дух партнерства и взаимопомощи.
Отношения в
студенческом коллективе являются важным контекстуальным условием интеграции
инвалида в социальную среду вуза. По данным опроса преподавателей и студентов,
отношение к инвалидам как к обычным студентам чаще проявляется в
интегрированной среде Челябинского государственного университета: и учащиеся, и
преподаватели этого вуза намного чаще (от 10% до 13%) оценивают такие отношения
в студенческих группах как обычные. В данном случае позитивный результат интеграции
проявляется в постепенном снижении напряженности в отношениях к инвалидам как к
Другим, необычным, непохожим на «обычных» учащихся вузов. «Нормализация»
социальных отношений выражается в снижении уровня «особости». Количество тех,
кто полагают, что к студентам-инвалидам в студенческой среде складывается
особое отношение, у челябинских преподавателей почти вдвое ниже, чем среди
саратовских вузовских работников.
Существенные
различия в отношении к инвалидности в двух разных социальных контекстах свидетельствуют,
на наш взгляд, о позитивном влиянии интегрированного образования на восприятие
студентами и преподавателями учащихся с инвалидностью.
И все же доля тех
студентов, которые относятся к инвалидам по-особому, остается довольно большой.
В исследовании были выделены негативные и позитивные аспекты особого отношения
к студентам-инвалидам (табл. 1).
Первое, что
представляется важным в сравнительном анализе, значительно более высокая
(на 24 %), чем в Саратове, доля челябинских студентов, полагающих, что в
группах, где учатся инвалиды, им стараются оказывать моральную поддержку.
Впрочем, этот показатель, хотя и в разных пропорциях, лидирует в обоих городах,
а вот в Саратове на второе место вышел негативный аспект: респонденты считают,
что инвалидов сторонятся. В Челябинске вторым по значимости (и это суждение
отмечается почти в два раза чаще, чем в Саратове) стал вариант «помогают с
учебой». Третье место по проценту ответивших в Саратове занимают два варианта:
«помогают с передвижением» и «подшучивают» (по 21,6 %), тогда как в
Челябинске третьим по популярности оказался вариант помощи с
передвижением (16,7 %). Таким образом, в интегрированной среде студенты чаще
отмечают позитивные аспекты «особых» отношений среди однокурсников.
Таблица
1
Признаки особого
отношения к студентаминвалидам по мнению их однокурсников, % (можно было
выбрать несколько вариантов ответа) Саратов
|
Челябинск
|
Стараются оказать моральную
поддержку
|
48
|
72,2
|
Сторонятся
|
40,8
|
8,3
|
Помогают с учебой
|
26,4
|
41,7
|
Подшучивают
|
21,6
|
5,6
|
Помогают с передвижением
|
21,6
|
16,7
|
Существует неприязненное
отношение
|
17,6
|
8,3
|
|
|
|
|
Как позитивные,
так и негативные аспекты отношения студентов к своим товарищам с инвалидностью
по-разному объясняются в двух студенческих сообществах, различающихся по
степени интегрированности социальной среды (табл. 2). По вопросу позитивной
мотивации были выявлены значимые различия: в Саратове большим удельным весом
характеризуются такие показатели личной добродетели, как доброта отдельных
студентов, необходимость помощи инвалидам ввиду их обделенности. В Челябинске
большее значение приобретает уверенность респондентов в том, что
студенты-инвалиды нуждаются лишь в моральной помощи, поскольку с учебой они и так
справляются; кроме того, более важен факт личных отношений со
студентами-инвалидами. Такие различия, на наш взгляд, обусловлены спецификой
инклюзивной учебной среды абстрактная доброта в ней сменяется реальной
практикой поддержки, обусловленной личными отношениями с инвалидами, знанием их
мотивации и способностей к учебе.
Таблица
2
Мотивация студентов
на оказание поддержки сокурсникам-инвалидам по мнению студентов, % (можно
было выбрать несколько вариантов ответа) Саратов
|
Челябинск
|
Мы должны помогать тем, кто
испытывает трудности
|
42,4
|
43,6
|
В этом проявляется уважение к
любому человеку, независимо от его физических возможностей
|
39,6
|
35,9
|
Студентыинвалиды вполне
справляются с учебой, и их лишь нужно поддержать морально
|
33,3
|
43,6
|
С добротой некоторых
студентов
|
30,8
|
17,9
|
Инвалиды во многом обделены и
могут рассчитывать хотя бы на малую помощь
|
26,9
|
20,5
|
У меня хорошие личные
отношения со студентами-инвалидами
|
12,0
|
20,5
|
|
|
|
|
Причины негативных
отношений, встречающихся в учебных группах, в которых обучаются инвалиды, тоже
различаются в двух городах. В Саратове на первое место (вдвое чаще, чем в
интегрированной учебной среде) вышло суждение о том, что в нашем обществе
привыкли во всем притеснять инвалидов и относиться к ним свысока. Здесь чаще,
чем в Челябинске, указывают на то, что специальность, по которой обучались
инвалиды, им не подходит (табл. 3). В свою очередь, челябинские студенты в
большей степени, чем саратовские проигнорировали позицию, которая отражает
страхи сегрегированного общества («некоторые не любят людей с инвалидностью,
потому что боятся их»).
Противоречивые
представления об инвалидности и неспособность нашего общества признать и
принять людей с ограниченными возможностями отражаются в интервью с
представителями вузовской администрации: «Я знаю одну девочку с физическим
недостатком, которой отказали вузы нашего города, но приняли в вуз в Израиле. И
сейчас она прекрасно там учится» (жен., 50 лет, Саратов). По сути, эта цитата
иллюстрирует «инвалидность» отечественной системы высшего образования, на деле
неспособной реализовать федеральное законодательство.
Таблица
3
Причины негативного
отношения студентов к своим однокурсникам-инвалидам по мнению студентов, %
(можно было выбрать несколько вариантов ответа) Саратов
|
Челябинск
|
В нашем обществе привыкли
инвалидов во всем притеснять, относиться к ним свысока
|
26,1
|
12
|
Некоторые не любят людей с
инвалидностью, потому что боятся их
|
23,7
|
36
|
В нашем обществе слабые,
больные никому не нужны
|
22,5
|
20
|
Таким студентам всюду
делаются поблажки
|
17,3
|
16
|
Специальность, которой мы
учимся, не подходит студентам с инвалидностью
|
10,1
|
4
|
Испытываю личную неприязнь
|
3,6
|
4
|
|
|
|
|
Причины негативных
отношений, встречающихся в учебных группах, в которых обучаются инвалиды, тоже различаются
в двух городах. В Саратове на первое место (вдвое чаще, чем в интегрированной
учебной среде) вышло суждение о том, что в нашем обществе привыкли во всем
притеснять инвалидов и относиться к ним свысока. Здесь чаще, чем в Челябинске,
указывают на то, что специальность, по которой обучались инвалиды, им не
подходит (табл. 3). В свою очередь, челябинские студенты в большей степени, чем
саратовские проигнорировали позицию, которая отражает страхи сегрегированного
общества («некоторые не любят людей с инвалидностью, потому что боятся их»).
Противоречивые
представления об инвалидности и неспособность нашего общества признать и
принять людей с ограниченными возможностями отражаются в интервью с
представителями вузовской администрации: «Я знаю одну девочку с физическим
недостатком, которой отказали вузы нашего города, но приняли в вуз в Израиле. И
сейчас она прекрасно там учится» (жен., 50 лет, Саратов). По сути, эта цитата
иллюстрирует «инвалидность» отечественной системы высшего образования, на деле
неспособной реализовать федеральное законодательство.
Таблица
4
Причины негативного
отношения студентов к своим однокурсникам-инвалидам по мнению студентов, %
(можно было выбрать несколько вариантов ответа) Саратов
|
Челябинск
|
В нашем обществе привыкли
инвалидов во всем притеснять, относиться к ним свысока
|
26,1
|
12
|
Некоторые не любят людей с
инвалидностью, потому что боятся их
|
23,7
|
36
|
В нашем обществе слабые,
больные никому не нужны
|
22,5
|
20
|
Таким студентам всюду
делаются поблажки
|
17,3
|
16
|
Специальность, которой мы
учимся, не подходит студентам с инвалидностью
|
10,1
|
4
|
Источник: http://www.dislife.ru/flow/theme/14799/#more |