Доступность высшего образования для
инвалидов
|
|
|
Реализация
прав инвалидов на образование сопряжена с целым рядом проблем, связанных с
реформированием системы образования и социальной политики в отношении к
инвалидам. С 1930-х по 60-е годы открылись первые специализированные программы
в технических вузах, ориентированные на отдельные виды инвалидности, в том
числе в МГТУ им. Баумана, Северо-Западном политехническом институте в
Ленинграде, однако эта проблема являлась периферийной для государственной
политики, общественного мнения и системы управления высшей школой в целом.
Высшее образование инвалидов: базовая информация
Начиная с 1960-х
годов, ряд центральных вузов принимает инвалидов на групповое и индивидуальное
обучение (Институт культуры, Мухинское высшее училище, Ленинградский
государственный педагогический институт им. А.И. Герцена, Ленинградский
государственный университет, Ленинградский политехнический институт),
расширяется количество специальностей. Отметим, что до 1990-х годов социальная
политика в отношении инвалидов носила преимущественно компенсационный характер,
когда меры сводились к предоставлению универсальных денежных выплат и услуг.
Задача приспособления жизненной среды к особенностям и нуждам инвалидов тогда
еще не формулировалась. Коренное преобразование политических институтов
российского общества стимулировало принятие Федерального закона «О социальной
защите инвалидов в Российской Федерации» (1995), официально закрепившего цели
государственной политики в отношении инвалидов, новые понятия инвалидности и
реабилитации инвалидов, изменения в институциональной основе политики. Впервые
целью государственной политики объявляется не помощь инвалидам, а «обеспечение
инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских,
экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных
Конституцией РФ». Правда, при этом сохранились политические и идеологические
основания дифференциации причин и «групп» инвалидности и соответствующих им
статусов, а также подход к инвалидам как социальному меньшинству, нуждающемуся
в специальных условиях и услугах, в реабилитации и интеграции. С 1990-х годов
политика в отношении инвалидов существенно изменяется, принимаются новые
нормативные акты в согласии с международным гуманитарным правом: новая
Конституция РФ, закон об образовании (1992), с поправками 1996 года, закон о
социальной защите инвалидов (1996), Национальная доктрина образования в РФ
(2000) и ряд других нормативных актов, включая приказ Министерства образования
Российской Федерации от 12.11.2003 № 4206 «О совершенствовании профессионального
образования инвалидов».
Разработка и
принятие указанных законов запустили в действие новые схемы решения проблем
инвалидности, были созданы соответствующие структуры при министерствах и
ведомствах, запущены новые механизмы установления инвалидности и реабилитации.
В России реализуется целый ряд федеральных целевых программ, посредством
которых несколько вузов получили целевое финансирование на укрепление
материально-технической базы высшего образования инвалидов. Это позволяет
увеличить прием инвалидов в вузы, расширить количество и вариативность
образовательных программ, в том числе гуманитарного профиля.
Вузов, в которых
реализуются целевые программы подготовки студентов-инвалидов, не так много, но
их число постепенно растет. До 2000 года только три уполномоченных вуза (МГТУ
им. Баумана, Московский институт-интернат и Новосибирский государственный
технический университет) предоставляли специальные
образовательно-реабилитационные программы для студентов-инвалидов в форме
госзаказа3.
В соответствии с
постановлением Правительства Российской Федерации продолжается создание и
оснащение этих и ряда других модельных центров среднего и высшего
профессионального образования, принимаются меры по профессиональной
реабилитации инвалидов. Кроме упомянутых выше трех вузов, среди тех, что ведут
образовательные программы для инвалидов по госзаказу, следует назвать
Красноярский торгово-экономический институт, Московский городской
педагогический университет, Российский государственный педагогический
университет им. Герцена в Санкт-Петербурге.
Следует отмстить,
что помимо тех программ, которые поддержаны Министерством образования РФ,
существуют и первопроходцы, которые по собственной инициативе и при грантовой
поддержке реализуют разные модели высшего образования инвалидов. Так, в
Челябинском государственном университете с 1992 года обучались инвалиды,
сначала в форме эксперимента, а с 1995 года вуз перешел к систематической
работе по созданию условий для студентов-инвалидов со всеми видами нарушений.
Финансирование программы расширения доступности высшего образования
осуществляется из проекта ТЕМПУС, внебюджетных средств вуза и средств
Челябинской области, выделяемых органами образования, социальной защиты,
другими властными структурами.
По данным
управления специального образования при Министерстве образования РФ, за
последние пять лет (1996-2000 годы) прием инвалидов в вузы России увеличился
втрое. Число студентов-инвалидов в российских вузах продолжает расти: с 5,4
тыс. человек в 2002 году до 14,5 тыс. в 2003 году. В период с 1996 по 2003 год
удельный вес инвалидов среди студенчества вырос с 0,08 % до 0,4 %. Это
положительная тенденция, хотя до европейского уровня здесь еще далеко (во
Франции доля инвалидов среди студентов составляет 5 %). Отметим, что статистика
поступления в вузы инвалидов в России не учитывается при подсчетах рейтингов
вузов, в отличие от показателей конкурса и объема внебюджетных средств, тогда
как в Великобритании, например, от количества студентов, представляющих
социальные группы бедных, мигрантов, инвалидов, а также от наличия программ
подготовки этих абитуриентов к поступлению в вуз зависит объем целевого
бюджетного финансирования.
В настоящее время
сформировались четыре основных направления деятельности вузов в этой области:
специальные отделения в вузах; специализированные вузы для инвалидов; центры
подготовки инвалидов для поступления в вуз; центры психолого-педагогической
помощи инвалидам, обучающимся в вузах. При этом общая концепция образования
инвалидов варьируется от полной сегрегации к частичной или полной интеграции. В
2001 году в 299 вузах системы Министерства образования РФ обучаются 11 073
студента-инвалида, в том числе: в политехнических 4 454 человека;
классических университетах 3 591 человек; педагогических вузах 2
161 человек; экономических 840 человек. При этом, по данным управления
специального образования Министерства образования РФ, число таких студентов
распределено в этих вузах неравномерно: в 14 более 100, в 52 высших
учебных заведениях обучается от 50 до 100 инвалидов, а количество студентов с
инвалидностью во всех остальных вузах до нескольких десятков.
В соответствии с
подходом Министерства образования РФ, студент и инвалид это два разных
статуса, предполагающих дополняющие друг друга отношения между индивидом, вузом
и государством. В связи с этим высшее образование инвалидов в целом
представляется развивающимся по двум сценариям. В первом случае студент с
инвалидностью имеет в вузе статус обычного студента со всеми вытекающими отсюда
плюсами и минусами. Положительные стороны подобной ситуации связаны, скорее, с
моральной точкой зрения, которую транслируют сами инвалиды: речь идет о том,
чтобы к инвалидам относились так же, как и ко всем остальным, так как это
означает реальное равенство, уважение человеческого достоинства, партнерство.
Вместе с тем при таком развитии событий многие студенты с инвалидностью
оказываются исключенными из учебного процесса в силу неприспособленности
вузовского образовательного пространства к их особенностям.
Во втором случае
студент с инвалидностью имеет в вузе статус не только студента, но и инвалида.
Это отражается в учебных планах, методах преподавания, расчета нагрузки и
особенностях штатного расписания высшего учебного заведения, а также в том
спектре услуг и приспособлений вузовской среды, которые позволяют абитуриенту,
а впоследствии студенту-инвалиду, обучиться навыкам учения, поведения в
интегрированной среде, беспрепятственно добираться до нужного места в вузе,
иметь доступ к специальной технике и библиотеке. При этом говорят о коррекционной
составляющей учебного плана и реабилитационном компоненте высшего образования.
Коррекционную составляющую финансирует министерство образования, а
реабилитационную компоненту обеспечивает регион.
Несмотря на все
усилия, состояние прав людей с инвалидностью далеко до полной реализации,
особенно в том, что касается их полноценного участия в социальной жизни
общества в целом. Получению инвалидами качественного высшего образования
препятствуют множественные структурные ограничения, характерные для обществ со
сложной стратификационной структурой. В частности, редкость интегрированных
программ в средних школах и целый комплекс других факторов сужают выбор в
послешкольном и высшем образовании для молодых людей с инвалидностью.
Высшее
образование инвалидов: проблематика исследований
За рубежом
проблематика высшего образования инвалидов обращает на себя внимание
исследователей с конца 1980-х годов. В частности, в Великобритании к середине
1990х годов интерес все более возрастает, методы изучения становятся все более
разнообразными, включая гибкие техники сбора данных, а акценты смещаются от
проблем академической успеваемости и повседневного обустройства студентов,
вынужденных догонять своих однокурсников в не пригодных для этого условиях, к
анализу жизненного опыта учащихся с разными формами инвалидности, которые
по-прежнему могут испытывать депривацию, хотя для них и создана система
поддержки, а среда обучения стала более доступной. Здесь обсуждаются аспекты
социальной идентичности студентов, их непростой путь к знаниям, к самим себе и
своей профессии, к друзьям, наставникам и коллегам через барьеры, в
первую очередь, социального характера.
К концу 1990-х
годов ставятся вопросы о доступности для инвалидов различных видов
дополнительного образования, издаются учебные пособия для преподавателей и
вспомогательного персонала вузов координаторов программ поддержки
инвалидов, в роли которых нередко выступают специалисты по социальной работе.
Дж. Холл и Т. Тинклин в 1997-1998 годах провели исследование в Шотландии методом
глубинных интервью со студентами-инвалидами. Эти исследователи через
микроуровень жизненного опыта, текстуру личностных переживаний студентов с
инвалидностью выявили круг тех проблем и дилемм, которые было бы неплохо учесть
высшим учебным заведениям, чтобы обеспечить студентам с особыми потребностями
равные возможности получения высшего образования. Опыт обучения инвалида в вузе
охватывает широкий круг проблем, начиная с вопросов организации высшего
образования и равного доступа до определения «инвалидности» различными
участниками возникающих при этом социальных взаимодействий.
Вопросы о способах
и эффектах профессиональной реабилитации инвалидов поднимаются исследователями
из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода в аспектах межведомственного и межсекторного
взаимодействия при организации программ профессионального и дополнительного
образования, организации социальной инфраструктуры учебного процесса и
оптимизации способов трудоустройства. Коллектив Челябинского госуниверситета
вносит вклад в разработку проблемы доступности высшего образования для
инвалидов, проводит опросы студентов и представляет новые методы
образовательной интеграции 13.
Проблемы и
перспективы внедрения инклюзивного образования для инвалидов обсуждаются в
России начиная с 1990-х годов. Исследования ценностных установок подростков с
нарушением слуха, в том числе, в отношении образования и будущей профессии,
проведенные B.C. Собкиным, показали, что чем более высокий уровень образования
присутствует в жизненных экспектациях старшеклассников, тем больше среди них
сторонников интегрированного обучения в школе. В исследовании это
интерпретируется, в первую очередь, как ориентация на социальное продвижение,
хотя обучение в специализированной школе, судя по опросу, понимается учащимися
еще и как преграда для получения высокого уровня образования. Над социальными
факторами, оказывающими влияние на формирование жизненного выбора у
старшеклассников, в упомянутом исследовании довлеют дефекты слуха, от которых и
отталкиваются авторы, сравнивая структуру ценностных предпочтений у «глухих,
слабослышащих и нормальных» подростков. На наш же взгляд, не индивидуальные
особенности, а отношение окружающих, государственная политика и условия,
созданные в соответствии с принятыми законами, как и социальное положение семьи
и география ее проживания, обусловливают как особые потребности детей, так и
доступность способов их удовлетворения, в том числе, посредством
образования качественного в академическом и социальном аспектах.
Данные наших
опросов 16 свидетельствуют о том, что, во-первых, большинство учащихся,
родителей и школьных учителей выступают в поддержку инклюзии по крайней
мере, на словах, а во вторых, установки окружения в отношении образовательной
интеграции зависят от ряда факторов, среди которых наиболее значимым является
наличие у респондента опыта общения с инвалидами в повседневной жизни. Вместе с
тем существует целый ряд объективных препятствий для подобной реформы
образовательной системы, среди которых значимое место занимают
неприспособленность школьной среды, неподготовленность педагогических кадров и
неадекватность финансирования системы образования. Лишь около 1/3 опрошенных в
2002 году старшеклассников имели возможность познакомиться с
ребенком-инвалидом. Это, на наш взгляд, говорит о том, что возможности для
такого знакомства невелики, и отчасти они заданы институциальными рамками, в
частности, организацией системы образования.
В ряде
отечественных вузов сегодня учреждены и продолжают развиваться программы
довузовской подготовки абитуриентов с инвалидностью, создается и развивается
система услуг, сопровождающих студента-инвалида на всем пути к получению
диплома. Учеными РГПУ им. Герцена подготовлен целый ряд работ, посвященных
проблемам социальной интеграции студентов-инвалидов в учебный процесс.
Отметим, что
некоторые авторы, изучающие отношение студенческой молодежи к инвалидам, в
результате анализа данных массовых опросов приходят к выводам, которые лишь
констатируют неравенство и нетерпимость, но не предлагают путей изменения
сложившейся ситуации. Так, получив данные парных распределений, которые
демонстрируют связи между переменными «пол» и «отношение к инвалидам»,
исследователи заключают, что «более предпочтительным для
социально-психологической адаптации инвалидов окружением в сфере вузовского
образования выступает женский студенческий коллектив»; а проанализировав связи
между переменными «специальность» и «отношение к инвалидам», получают
аналогичный вывод: «оптимальной в социально-психологическом плане вузовской
образовательной областью является для инвалидов сфера гуманитарного
образования». С нашей точки зрения, подобные выводы могут повлиять на
политические решения, которые, во первых, будут ограничивать выбор абитуриентов
с инвалидностью, а во вторых, никоим образом не позволят изменить барьеры
социально-психологического свойства, возможно, более заметные там, где
доминируют стереотипные «мужские» представления, например, на инженерных и
естественнонаучных факультетах.
С нашей точки зрения, социальные отношения к инвалидам следует понимать
не как раз и навсегда принятую данность, но как социальный порядок, который
можно реконструировать и изменять. Между тем независимая жизнь и свободный
выбор жизненных стратегий инвалидами сегодня обсуждаются лишь наиболее
вовлеченными в данную проблематику кругами отдельными общественными
организациями инвалидов, некоторыми университетскими преподавателями и
исследователями......
Источник: http://www.dislife.ru/flow/theme/14799/#more |