Дистанционное обучение
Основополагающая роль
современных технологий и IТ в образовании и трудоустройстве людей с
ограниченными физическими возможностями, реабилитация и жизнь в цифре.
Для большинства людей, вполне здоровых и независимых, проблемы инвалидов
зачастую кажутся слишком далекими и чуждыми, недостаточно актуальными.
Происходит это потому, что те возможности и блага, которые человеку со
специфическими потребностями даются с огромным трудом, порою недоступны, в
жизни полноценная личность воспринимает как должное, не придает им особого
значения.
Мы привыкли видеть, слышать,
ходить, заниматься любимыми делами, совсем не осознавая того, что рядом
существуют и хотят жить настоящей жизнью тысячи людей с физическими, сенсорными
отклонениями, а ведь они многого попросту лишены.
Сегодня около 10% всего
населения мира (650 миллионов человек) являются инвалидами. Приблизительно 1
миллион из них проживают в Республике Беларусь, 3 миллиона на территории
Украины, в России - 15 млн. По данным Программы развития ООН (ПРООН), на долю
развивающихся стран приходится 80% людей с ограниченными возможностями. Тем не
менее, встретить сегодня человека на коляске или с палочкой в метро, на улице
можно нечасто. Причина - неприспособленность окружения к специфическим требованиям
таких людей. Это обязывает инвалидов искать и находить решение возникающих
проблем самостоятельно, с помощью всевозможных средств, одним из которых
является компьютер. В последнее время во всем мире произошло осознание роли
информационных технологий в общественном развитии, поэтому проблема
формирования информационной культуры личности человека с ограниченными
возможностями приобрела особое значение. Виртуальный мир уже отчасти
готов принять инвалида, открывает новые возможности в вопросах развития и
самореализации предоставляет ему технический и технологический прогресс.
Одним из самых важных компонентов комплексной реабилитации инвалида,
обеспечивающей человеку с ограниченными возможностями определенного рода
самостоятельность и независимость, является обучение. Согласно данным ЮНЕСКО,
сегодня более 90% детей с особенными потребностями в развивающихся странах не
посещают школу.
Половина из всех проживающих
на территории Беларуси инвалидов - трудоспособного возраста. Ни для кого не
секрет, что подавляющее большинство людей с ограниченными возможностями живут
за чертой бедности. Причины - недостаточный уровень обеспечения их со стороны
государства, отсутствие возможности получения интересной и высокооплачиваемой
работы. Проблема поиска рабочих мест обусловлена несколькими факторами:
неимение у людей необходимых знаний и навыков, нежелание работодателей иметь
дело с инвалидами. С точки зрения экономиста, государственным и социальным
структурам намного выгоднее предоставить инвалидам возможность получения
соответствующих профессиональных знаний, поиска достойной работы, нежели вести
политику поддержания особого морального настроя и своевременного предупреждения
депрессий и самоубийств. Как говорится, выгоднее и проще научить человека
добывать пищу, нежели кормить его всю жизнь.
Сегодня из 100 инвалидов
получить высшее образование удается только двум абитуриентам. Большинство вузов
аргументирует свое нежелание сотрудничать со студентами-колясочниками или
инвалидами по слуху банальной неприспособленностью программ и несоответствием
условий обучения специфическим требованиям. Тем не менее, как показывает опыт
вузов других стран, наиболее эффективным способом решения этих вопросов
является использование в учебном процессе компьютерных систем. Трудно поверить,
но сегодня более 70% людей с ограниченными возможностями, живущих в Норвегии,
Голландии, Финляндии получают профессиональное образование именно с помощью
информационных технологий.
Среди наиболее
распространенных методик обучения инвалидов с применением IT можно выделить:
- дополнительное обучение - организация объединениями инвалидов или
работающими в этой сфере организациями обучающих тренингов, семинаров и
курсов;
- раздельное обучение - подготовка специалистов в специализированных
учреждениях;
интегрированное обучение - инвалиды обучаются наравне с обычными
студентами или слушателями; - дистанционное обучение - реализуемый посредством современных
технологий коммуникации и интернета тип обучения, который предусматривает
удаленное взаимодействие преподавателя и учащегося.
Каждая из этих методик имеет
свои преимущества и недостатки, однако, судя по данным экспертных оценок и
статистики, наиболее эффективным для людей с ограниченными возможностями
является применение IТ именно в рамках дополнительного обучения.
Наряду с вышеперечисленными
методами обучения, используются компьютерные центры. На данный момент в
Беларуси действуют учреждения, предлагающих людям с ограниченными возможностями
услуги бесплатного обучения, как компьютерной грамотности в целом, так и по
специальностям. На протяжении долгого времени популяризация таких организаций
во многом зависела от доступности технологий, средств, программного
обеспечения. Сейчас, к счастью, компьютер уже не является дорогим
удовольствием, позволить которое себе могут только обеспеченные люди. К слову,
некоторые компьютерные центры в России и Европе предоставляют возможность
реабилитации посредством обучения не только взрослым, но и детям-инвалидам. Для
этого используются специальные программные комплексы, игры. Согласно данным
Международного института инвалидности, в США использование компьютерных
технологий в образовании людей с ограниченными возможностями способствует
повышению успеваемости студентов на 50%, а также улучшает усвоение материалов
на 30%.
Кроме специализированных
компьютерных классов и центров, услуги обучения инвалидам предоставляют центры
занятости, университеты и институты. Ниже представлен перечень государственных
и негосударственных вузов России и Украины, имеющих опыт работы со студентами-инвалидами:
Сложным остается вопрос
последующего трудоустройства инвалидов, получивших образование в вузах или
специализированных центрах. Для того, чтобы создать для инвалида необходимые
условия реабилитации и интеграции, обществу необходимо не только дать этим
людям возможность научиться, но и в дальнейшем применить полученные знания на
практике.
Стремительное развитие средств коммуникации и интернета, наконец, позволило
представителям многих профессий избавить себя от необходимости ежедневно ездить
на работу. Бизнес и обязанности перекочевали в легкие переносные ПК, появились
тысячи рабочих мест в Сети. Для инвалидов интернет открыл возможности не только
доступа к любой информации, общения, обучения, но и работы в различных областях
в удалённом режиме.
В целом, среди наиболее
удобных для людей с ограниченными возможностями (в частности, колясочников) и
востребованных специальностей в сфере IТ можно назвать следующие:
- оператор ПК;
- переводчик;
- веб-разработчик;
- художник компьютерной графики;
- администратор сети;
- дизайнер.
В то же время, говоря о
состоянии рынка труда для инвалидов и привлекательности профессий в том или
ином регионе, стране, нужно учитывать множество специфических факторов, включая
конъюнктуру рынка, состояние экономики и другие.
Сегодня в базах данных вакансий и резюме можно найти десятки предложений вроде
"Работа в интернете на дому". Вдобавок ко всему прилагается
обнадеживающая информация о достойной оплате труда, простоте рабочего процесса,
минимальных затратах времени.
Основываясь на личном опыте,
хотелось бы посоветовать заинтересовавшимся быть бдительными и осторожными.
Для начала - лучше несколько
раз все проверить и подумать, стоит за это браться или нет. Самый быстрый
способ - прочесть отзывы пользователей и удостовериться в существовании и
авторитете организации-работодателя с помощью любого поискового сервиса.
Реально сопоставляйте сложность и оббьем предлагаемой работы, с зарплатой
которую за нее обещают. Кроме того вычтите из этой суммы, оплату за
интернет и электричество, расходуемых во время работы
Источник: http://nnd.do.am/index/0-8 |