Новый сайт инвалидов
Зеленогорска (красноярского края)
Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 03.12.2024, 18:29



Меню сайта
Категории раздела
инвалиды и общество [436]
работа и образование [190]
параспорт [81]
интервью [277]
Historia -magistra vita [62]
История-учитель жизни(лат.)
дети-инвалиды [169]
юридическая страничка [200]
медицина,фармакология и тех.средства реабилитации [13]
соц.обслуживание [1]
безбарьерная среда [4]
Наш опрос
инвалиды и решения о судьбах общества
Всего ответов: 95
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
WoWeb.ru - портал для веб-мастера
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » работа и образование

Дайджест по инклюзивному образованию №7

Дайджест по инклюзивному образованию январь-февраль 2011

 

Уважаемые читатели, и предлагаем Вам очередной Дайджест по инклюзивному образованию –

 

Спасибо Вам за отклики – они очень важны для нас.

 

С предыдущими шестью выпусками Вы можете познакомиться на сайте Региональной общественной организации инвалидов «Перспектива»:

http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?1073(№ 1, июнь 2010)

http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?1081(№ 2, июль 2010)

http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?1083(№ 3, август 2010)

http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/i?1086(№ 4, сентябрь 2010)

http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?1093(№ 5, октябрь–ноябрь 2010)

http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?1096 (№ 6, декабрь 2010)

 

 

С уважением,

 

РООИ «Перспектива»,

 

Национальная Коалиция «За образование для всех»

 

Содержание:

 

ПРОГРАММА «STEP BY STEP» И ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ИНКЛЮЗИЯ КАК ИТОГ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВСЕЙ СИСТЕМЫ

 

ЦЕННОСТИ, КОТОРЫЕ СТАЛИ «ОБЩИМ МЕСТОМ» И ПРЕВРАТИЛИСЬ В ТЕКСТЫ ДЛЯ ОТЧЕТОВ И ДОКЛАДОВ, ПЕРЕСТАЮТ БЫТЬ РЕАЛЬНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ…

 

РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР «ДЕТСКИЙ САД ДЛЯ ВСЕХ!»

 

ВЗГЛЯД С ИНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТАДЖИКИСТАНЕ, КЫРГЫЗСТАНЕ, КАЗАХСТАНЕ – СТРАНАХ, ГДЕ ДОСТУП К ОБРАЗОВАНИЮ ЗАТРУДНЕН ДЛЯ МНОГИХ ДЕТЕЙ.

 

ПРИМЕР ДЕСЯТИ ОБЩИХ ПРАВИЛ ЭТИКЕТА, СОСТАВЛЕННЫХ ЛЮДЬМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

 

ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГОВОР ПРО ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ – АВА

 

МЕТОД ЗАМЕЩАЮЩЕГО ОНТОГЕНЕЗА (МЗО) В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ

 

НАСТОЯЩИЙ ПОДАРОК ЧИТАТЕЛЯМ ДАЙДЖЕСТА!

 

 

 

ПРОГРАММА «STEP BY STEP» И ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ИНКЛЮЗИЯ КАК ИТОГ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВСЕЙ СИСТЕМЫ.

Всем известно, что принципы (стандарты) программы «STEP BY STEP» выделяют инклюзивное образование как одну из важных ценностей. Однако просто выделить инклюзию, как ценность – недостаточно. Именно поэтому часто оказываются неудачными попытки многих учреждений в инклюзивном образовании, так как сама система воспитания и обучения не только не способна принять инклюзию, но и во многом противоречит ей. Воплотить эту ценность в жизнь способна только программа, которая учитывает многие факторы и опирается на индивидуальные потребности ребенка.

Вот они – стандарты программы STEP BY STEP. Проследите за их логикой, и вы поймете, почему их итогом естественно становится социальная инклюзия.

Стандарт 1: Индивидуализация

Педагоги используют свои знания о развитии детей, а также свои взаимоотношения с детьми и их семьями для того, чтобы понять и оценить многообразие детей в каждой д/с группе /классе и учесть уникальные потребности и потенциальные возможности каждого ребенка.

Стандарт 2: Учебная среда

Педагоги способствуют тому, чтобы их классы /группы детсада были инклюзивными, со стимулирующей атмосферой взаимной заботы, организуя среду таким образом, чтобы у детей были оптимальные возможности в процессе обучения не бояться идти на риск, практиковать демократию и работать как в сотрудничестве с другими детьми, так и самостоятельно.

Стандарт 3: Участие семьи

Педагоги выстраивают партнерские отношения с родителями, чтобы обеспечить оптимальную поддержку для удовлетворения потребностей, возникающих у детей в процессе обучения и развития.

Стандарт 4: Методы преподавания, обеспечивающие обучение, имеющее для детей смысл

Педагоги разрабатывают и используют различные методы, которые способствуют осмыслению понятий детьми, поощряют инновации, творчество, самостоятельное изучение, социальное сотрудничество и процесс «исследования» как в рамках отдельных предметов, так и на междисциплинарном уровне.

Стандарт 5: Планирование и оценивание

Педагоги разрабатывают планы на основании национальных стандартов, тех целей, которые ставит учебное заведение /программа, и индивидуальных потребностей детей, а также используют систематический подход при наблюдении и оценке развития и успехов каждого ребенка.

Стандарт 6: Профессиональное развитие

Педагоги регулярно оценивают и повышают качество и эффективность своей работы, а также сотрудничают с коллегами, стараясь улучшить учебное заведение /программу и практику работы с детьми и их семьями.

Стандарт 7: Социальная инклюзия (включение)

Педагоги моделируют и поощряют ценности и модели поведения, которые поддерживают права человека, социальную инклюзию и создание открытого демократического гражданского общества, включая защиту прав всех меньшинств.

Подробнее вы можете прочитать в журнале международной ассоциации «Step by Step»:

www.issa.nl/members/member_docs/issa_journal_9_rus.pdf (на странице 33 читайте

статью «Инклюзия: Дети со спец. нуждами – Латвия, Монголия и Украина»).

Этот ряд исследований конкретных случаев («кейс-стади») предлагает взглянуть на то, как программа «Step by Step» откликается на нужды семей детей со специальными нуждами. Посредством наблюдений групп детских садов и классов начальной школы, работающих по программе «Step by Step» в Латвии, Монголии и Украине, авторы прослеживают, как ориентированная на ребенка методология «Step by Step» легко адаптируется применительно к индивидуальным учебным потребностям таких детей.

 

ЦЕННОСТИ, КОТОРЫЕ СТАЛИ «ОБЩИМ МЕСТОМ» И ПРЕВРАТИЛИСЬ В ТЕКСТЫ ДЛЯ ОТЧЕТОВ И ДОКЛАДОВ, ПЕРЕСТАЮТ БЫТЬ РЕАЛЬНЫМИ ЦЕННОСТЯМИ…

Проблемой, к сожалению, является то, что в настоящее время провозглашение ценностей отнюдь не ведет за собой их реализацию. Стало «модным» говорить об участии семьи, так же как о системе профессиональной оценки, развивающей учебной среде и предоставлении детям выбора. Однако, только лишь когда эти принципы действительно становятся важными для профессионалов – социальной инклюзии «не избежать». К ней приводит логика следования за возрастными потребностями детей и развитием ребенка в демократическом обществе, к которым причисляет себя РФ, и в соответствии с международными декларациями и конвенциями, которые подписывает. Но вот не превращаются ли эти принципы и ценности в «красивые слова» для отчетов, докладов, конференций…

 

 

РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР «ДЕТСКИЙ САД ДЛЯ ВСЕХ!»

К счастью, есть примеры, когда это не так.

Читайте заметку о ГОУ ДОУ № 228, работающем в Москве по программе STEP BY STEP:

http://dou.edu.ru/home/88-detskij-sad-dlja-vsex/63--q-q

Здесь в 2008 году в рамках совместного пилотного проекта Департамента образования города Москвы и ЮНЕСКО на базе детского сада комбинированного вида был создан Ресурсный центр инклюзивного дошкольного образования «Детский сад для всех!».

В настоящее время в Ресурсном центре «Детский сад для всех!» создается и реализуется модель инклюзивного образовательного учреждения, включающая систему служб – таких, как Консультативный пункт, Лекотека, Служба ранней помощи, группа развития «Особый ребенок», инклюзивные группы, – деятельность которых направлена на оказание вариативных образовательных услуг семьям детей от 0 до 7 лет.

Рукавичникова Анна Николаевна, педагог-психолог: «Когда я впервые оказалась в нашем детском саду, то сразу поняла: это место особое, место, где и педагоги, и дети — все обращаются друг к другу на «ты», где все стены и полки пестрят детской фантазией и творческим настроением, где даже в свободную минутку специалисты живо и увлеченно обсуждают совместную стратегию развивающих и коррекционных занятий. Это место, где все вместе и все на равных, где не важны диагнозы, а важны дети, которые так же могут радоваться своим достижениям, могут злиться и обижаться, так же хотят общения и умеют быть благодарными».

Ресурсный центр инклюзивного дошкольного образования «Детский сад для всех!»
в интернете:

http://detsad288.ucoz.net/

 

ВЗГЛЯД С ИНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ТАДЖИКИСТАНЕ, КЫРГЫЗСТАНЕ, КАЗАХСТАНЕ – СТРАНАХ, ГДЕ ДОСТУП К ОБРАЗОВАНИЮ ЗАТРУДНЕН ДЛЯ МНОГИХ ДЕТЕЙ.

Ситуация с инклюзией в РФ, если ее сравнивать со многими странами бывшего СНГ, парадоксально благополучна. Здесь практически все дети имеют доступ к специальному образованию. И усилия тех, кто проводит идеи инклюзии, сосредоточены на том, чтобы предоставить семьям выбор (специальное или общее образование).

А вот как обстоит дело в Таджикистане по данным ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития): «Многие из детей с особыми образовательными потребностями происходят из групп экономически маргинальных. C раннего возраста они лишены адекватного питания и медицинского обслуживания, доступ к иным услугам может отсутствовать по причине бедности или географической удаленности. Причем речь идет о целом спектре услуг, предоставляемых разными институтами. Возможно, отсутствовал пре и постнатальный уход, равно как и поддержка в развитии в раннем детстве. Если ребенок рожден с физическим недостатком, родители и семья могут быть подвержены общественной изоляции и остракизму. Иногда дети бросают школу, чтобы ухаживать за родственником-инвалидом или зарабатывать необходимые для этого деньги...»

« Имея в виду ограниченность бюджетных ресурсов, откровенный скепсис официальных лиц в отношении возможности реализации инклюзивной модели образования в сегодняшнем Таджикистане, стигматизирование, которому подвергаются дети-инвалиды и их семьи, почти полное отсутствие элементов инклюзивности и ориентации на особые потребности учеников в существующей системе образования и отсутствие внимания к этой проблеме, – нижеследующие рекомендации соединяют в себе политические советы на краткосрочную перспективу и долгосрочные меры, поддерживающие переход к образованию, обращенному лицом к человеческим потребностям, – таким образом мы пытаемся избежать ловушки „чистого мечтательства".

Читайте документ ОЭСР подробнее:

www.oecd.org/dataoecd/54/10/43851524.pdf

и взгляните на ситуацию с инклюзией в России с точки зрения другой перспективы.

Россия прошла большой путь, и, вероятно, единственное и самое важное, что осталось реализовать в жизнь, – это грамотное распределение средств и огромных профессиональных высококвалифицированных ресурсов на благо детей с нарушениями в развитии и права их семей выбирать окружение для роста и развития, так же, как это делают все.

 

ПРИМЕР ДЕСЯТИ ОБЩИХ ПРАВИЛ ЭТИКЕТА, СОСТАВЛЕННЫХ ЛЮДЬМИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Согласно известной притчеиудеев, один язычник, решивший изучать Тору, пришел к раввину и сказал ему: «Я обращусь в иудаизм, если ты расскажешь мне всю Тору, пока я стою на одной ноге». Тот обратил его в иудаизм, изрекши свое Золотое Правило: «Не делай соседу того, что ненавистно тебе: в этом вся Тора. Остальное— комментарии; теперь иди и учись». «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе» – это золотое правило нравственности лежит в основе многих религий.

Более всего многие из нас не хотели бы быть бестактными в отношении людей с инвалидностью, пытаясь поступать так, как мы хотели бы, чтобы поступали с нами. Но проблема в том, что примеряя на себя «чужую рубашку», особенно тех, кто сильно отличается способом восприятия, особенностями передвижения и т.д., мы можем ошибиться. Мы рискуем начать быть либо слишком навязчивыми, либо невнимательными, рискуем начать избегать или сильно доминировать. Говоря о равных правах, необходимо услышать голос тех, о ком мы так заботимся, самих людей с инвалидностью. Спасибо им, что они заботятся о нас и тактично рассказывают о том, как бы им хотелось, чтобы с ними поступали.

Читайте материалы РООИ «Перспектива»:

http://perspektiva-inva.ru/?1223,

и тогда у нас есть шанс чаще выполнять золотое правило нравственности.

И это особенно важно в ситуации инклюзивного образования – расскажите об этом детям, обсудите с родителями и учителями, попробуйте примерить на себя ситуацию, и тогда люди с инвалидностью, будут чувствовать себя равными, а не эксклюзивными в программах инклюзии.

 

ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГОВОР ПРО ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ – АВА

Поведенческий анализ становится все более популярным в России. Все больше людей хотят узнать, что это такое и как это работает. Пользователи Интернет, которые заинтересованы в получении такой информации, видят ее чаще всего по-английски. Практически нет переведенных книг по поведенческому анализу. В российских вузах нет отделений, готовящих специалистов по поведенческому анализу. На этом сайте вы найдете информацию о теории и практике этого метода на своем родном языке.

http://www.behavioranalysiseducation.com/

Для детей с аутизмом и различными нарушениями поведения различной этиологии во многих странах мира рекомендовано около 30-40 часов поведенческой терапии.

Многие профессионалы задаются вопросом – чем это похоже или отличается от привычных российских структурированных занятий по обучению навыкам? Для того чтобы понять эту разницу, а она есть и она огромна, необходимо познакомиться с методом подробно. Для этого проявились прекрасные возможности – пройти дистанционное обучение на сайте Юлии Эрц: http://www.aba-kurs.com/

 

МЕТОД ЗАМЕЩАЮЩЕГО ОНТОГЕНЕЗА (МЗО) В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ

Идеология метода замещающего онтогенеза основывается на теории А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга и Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов. Создание и апробация МЗО обусловлены теоретическими и научно-прикладными исследованиями (Симерницкая, 1985; Симерницкая, Московичюте, 1987;Голод,1987;Семенович,1991, 1995, 1997, 2000, 2005;Семенович, Архипов,1995, 1997), позволившими описать основные закономерности формирования мозговой организации психических процессов в онтогенезе и синдромологию отклоняющегося развития. В качестве основополагающего в МЗО выступает принцип соотнесения актуального статуса ребенка с основными этапами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков его онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были эффективно освоены. «Замещающий онтогенез» – это соотнесение актуального статуса ребенка с основными этапами и векторами формирования мозговой организации психических процессов и последующим ретроспективным воспроизведением тех участков его онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены.

Читайте об этом методе, а также о других нейропсихологических методах (Метод формирующего обучения, Нейропсихологический подход к коррекции отклоняющегося развития, коррекция и развитие когнитивных функций у детей, имеющих трудности в обучении) на сайте: http://lone-wolf.narod.ru/metody.html#mzo

 

НАСТОЯЩИЙ ПОДАРОК ЧИТАТЕЛЯМ ДАЙДЖЕСТА!

Сайт Educational Resources for Special Needs (http://www.do2learn.com/) – мощнейший ресурс для тех, кто занимается коммуникативным, когнитивным и эмоциональным развитием детей. Его сила в том, что он подходит для любых детей и может быть прекрасно использован в инклюзивной ситуации, в работе с детьми в группе. Здесь вы найдете наборы картинок, схемы и последовательности действий, веселые обучающие мультфильмы. Здесь вы можете изучать с детьми эмоции по специальным программам:

www.do2learn.com/organizationtools/EmotionsColorWheel/index.htm

Сайт не переведен на русский, однако многое вы сможете использовать и понять без языка, а что-то при необходимости перевести переводчиком он-лайн. Удобно то, что вы можете скачать здесь много заготовок для работы, раскрасить их и приступать к играм немедленно! Успехов Вам!

 

Всего Вам доброго!

 

Свои вопросы, предложения, сомнения, замечания и отзывы присылайте на адреса:

 

составителя дайджеста Виктории РЫСКИНОЙ (Санкт-Петербург)

 

vryskina1@mail.ru,

 

редактора Сергея Прушинского (Москва)

 

prushinsky@perspektiva-inva.ru

 

и руководителя Ресурсного центра РООИ «Перспектива»

 

Игоря Кипчатова (Московская обл.)

 

kipchatov@perspektiva-inva.ru

 

Смотрите также:

 

блог «Перспективы» в Живом Журнале:

 

http://rooiperspektiva.livejournal.com/

 

страница «Перспективы» в Facebook:

 

www.facebook.com/rooiperspektiva

 

видеоканал «Перспективы» на YouTube!

 

www.youtube.com/user/rooiperspektiva




Источник: http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/index.php?1101
Категория: работа и образование | Добавил: Пилюлькин (01.03.2011) | Автор: Виктория Рыскина E
Просмотров: 1340 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz
Преодоление - мы делаем людей сильными! Сайт для продвинутых людей, современные технологии без комплексов. Мобильность, интеграция, коммуникация и инновация для инвалидов  Искусство созданное без рук инвалидность не приговор ”voi-deti.ru”