Дайджест по инклюзивному образованию № 6 (декабрь
2010)
Уважаемые читатели, поздравляем Вас с наступившим
Новым годом
и предлагаем Вам очередной Дайджест по инклюзивному
образованию –
заключительный выпуск за минувший 2010 год.
Спасибо Вам за отклики – они очень важны для нас.
С
предыдущими пятью выпусками Вы можете познакомиться на сайте Региональной
общественной организации инвалидов «Перспектива»:
http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?1073
(№ 1, июнь 2010)
http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?1081
(№ 2, июль 2010)
http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?1083
(№ 3, август 2010)
http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/i?1086(№
4, сентябрь 2010)
http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?1093
(№5, октябрь–ноябрь 2010)
С уважением,
РООИ
«Перспектива»,
Национальная
Коалиция «За образование для всех»
В этом номере Дайджеста мы расскажем Вам в
основном о том, как можно использовать ресурсы глобальной сети (Интернета) в
помощь людям с теми или иными особенностями – с инвалидностью.
В настоящее время высокие технологии стали
доступны для многих россиян. Довольно большая часть населения уже владеют
смартфонами, ipad-ми, не говоря уже о ноутбуках, имеют постоянный доступ к
Интернету.
Многие люди с инвалидностью учатся и работают
дистанционно – обсуждения этой темы вызывают противоречия: «А способствует ли
это инклюзии или совсем наоборот?»
Давайте не будем забывать о том, что доступ к
Интернету «виртуализировал» общение большинства людей, отнюдь не только людей с
инвалидностью. Является ли это позитивным изменением или негативным для того,
что мы называем «инклюзией»? Люди стали меньше встречаться, однако, стали
больше переписываться, обмениваться короткими посланиями, а иногда и просто
«смайликами», разнообразие которых все увеличивается.
Заметим, что многие «знаки», которые сейчас
входят в широкое употребление, уже давно используются в системах альтернативной
коммуникации для людей с инвалидностью, поэтому можно сказать, что два мира –
людей с инвалидностью и так называемых «нормальных» людей, – идеологически и
виртуально сближаются посредством использования Интернета.
Вспомогательные технологии
Вспомогательные технологии – это технологии,
используемые людьми с ограниченными физическими/умственными возможностями в
целях выполнения функций, которое может быть затруднено или невозможно
привычным, традиционным образом.
Вспомогательные технологии могут включать в
себя мобильность устройств, таких как ходунки и инвалидные коляски, а также –
оборудование, программное обеспечение и периферийные устройства, которые
помогают людям с ограниченными функциональными возможностями в получении
доступа к компьютерам или другим информационным технологиям.
Высокие технологии предоставляют
разнообразные возможности для непосредственного общения и обучения:
www.youtube.com/watch?v=GT2pJrArbWs.
Вы можете познакомиться с этими возможностями
на сайтах:
www.microsoft.com/enable/at/matvplist.aspx,
http://aac-rerc.psu.edu/index_3.html,
www.washington.edu/accessit/articles?109
Коммуникация – это не
только слова
Есть много дополнительных средств, которые
облегчают как понимание, так и выражение мыслей. Этими средствами пользуются
люди, когда процесс коммуникации затруднен.
Дополнительные знаки, жесты, письменные слова
облегчают коммуникацию. Об этом всегда нужно помнить, когда мы имеем дело с
людьми с функциональными особенностями.
«Коммуникация – это не только слова». /
Методическое пособие по дополнительной коммуникации для родителей и педагогов –
коммуникация с помощью картинок.
В этом пособии освещается работа в основном с
графическими символами.
Пособие издано при поддержке Филиала
благотворительной компании «Эвричайлд» (Великобритания) в РФ.
Авторы: Елена ЛАЗИНА, Виктория РЫСКИНА.
64 страницы, в формате pdf, см. на сайте:
http://everychild.ru/library/2/23/
Социальные сети и
дополнительная коммуникация (ААС)
В социальных сетях достаточно своевременно
отражается последняя информация в этой и других областях.
Если Вы имеете доступ к социальной сети
ВКОНТАКТЕ, то Вы можете вступить в группу, посвященную использованию системы
карточек (PECS) для работы с людьми с аутизмом:
http://vkontakte.ru/club17159821
Такие же возможности предоставляет и FACEBOOK
– Вы можете следить за новинками в этой области на странице:
www.facebook.com/pages/PECS-USA/85640329444
На сайте ОДНОКЛАССНИКИ есть группа «Аутизм в
Америке»:
www.odnoklassniki.ru/dk?st.cmd=userMain&tkn=8345#st.cmd=altGroupMain&st.groupId=fohmulzxcrexhyojikv0rdfppcrgasifplhkbxq,
где ААС активно обсуждается участниками
группы.
Бесплатный браузер для
детей с аутизмом
Бизнесмен в сфере разработки софта Джон
ЛЕСЬЕР обратил внимание на те трудности, которые испытывает его внук с
аутизмом, пытаясь научиться работе на компьютере. Опции и количество настроек
ПК настолько смущали ребенка, что тот не мог понять всей логики.
Джон Лесьер безуспешно пытался найти в Сети
уже готовые разработки, которые бы смогли помочь детям с аутизмом свободно
использовать возможности Интернета.
После этого Джон был вынужден лично создать «Браузер
Зак» для детей с аутизмом», получивший название в честь его внука Заккери.
Сейчас Лесьер пытается внести свою разработку
в массы.
По сообщению The Register, программа
предоставляется бесплатно всем желающим. Большинство детского софта слишком
сложно для аутистов, а потому «Зак» фрагментарно убирает лишнее, говорит
создатель браузера.
Тут акцентируется внимание на возможности
ребенка. К примеру, отключена клавиша «Print Screen» и не функционирует правая
кнопка мышки. Зато появились необычные иконки, которые значительно больше своих
обычных «собратьев».
В остальном остается сожалеть, что такая
малость, как туалеты для инвалидов, находятся только в McDonalds, в то время
как в Японии создают телепатический интерфейс для людей с тяжелыми формами
инвалидности:
www.world-mobile.net/news.php?pr1=2809#2809
БЕСПЛАТНО СКАЧАТЬ БРАУЗЕР ДЛЯ АУТИСТОВ:
http://www.zacbrowser.com/
Интернет-сайт, на котором
можно узнавать и выучивать символы дополнительной коммуникации
На этом замечательном сайте, наведя мышкой на
английское слово, можно увидеть всплывающий символ, который обозначает это
слово в системе:
www.widgit.com/products/symwriter/index.htm
iPad – это новые возможности
для детей с тяжелыми нарушениями быть включенными в социальную жизнь и
обучение.
Планшетный компьютер Apple iPad –
перспективный инструмент для людей с инвалидностью и для развития ребенка.
Действительно, для современного мира идея
применения Apple iPad очень интересная – ведь планшет может помочь людям с
ограниченными функциональными возможностями легче общаться с окружающим миром.
Открывается удивительная возможность говорить
посредством символов или набора слов, а символы или слова затем будут
автоматически переводиться программным обеспечением iPad в нормальный голос, то
есть озвучиваться: http://iphone-news-game-video.blogspot.com/2010....en.htmlApple назначили поставщиком техники для
реализации федеральной программы «О предоставлении в 2009 г. субсидий из
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию
дистанционного образования детей-инвалидов».
Под требования, заложенные в программу, попал
только Mac Mini.
Здесь можно увидеть, как выглядит рабочее
место:
http://tagmac.ru/apple-mac/apple-dlya-invalidov-836
Вопрос активно обсуждается в сети – не всем
нравится то, что Apple оказался единоличным поставщиком и разработчиком этих
программ для России:
www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2009/12/18/374041
На этой записи видно, как маленький ребенок с
двигательными нарушениями управляет событиями, происходящими на экране:
www.youtube.com/watch?v=Z_s624Ao7vs&feature=player_embedded
Любая кнопка клавиатуры
может «говорить» целые слова и фразы
Запрограммировать любую кнопку под любой
звуковой файл может программа Sounding Keyboard and Mouse 2.1
Бесплатно скачать ее можно на сайте:
http://soft.2uha.net/programs/61-578-sounding-keyboard-and-mouse-download.shtml
А то, как ей пользоваться, можно посмотреть в
видеоинструкции Ирины КУЗНЕЦОВОЙ:
http://www.youtube.com/watch?v=sArwI1ENThs
Ирина занимается вопросами вспомогательных
технологий и живет в Калифорнии. Когда-то, вместе с другими родителями, она
создавала интегративный родительский клуб «Быть вместе» и была одним из
ведущих сотрудников информационно-правового центра Института раннего
вмешательства.
Ирина Кузнецова готова отвечать на Ваши
вопросы в отношении вспомогательного оборудования и программного обеспечения,
за новинками которого она следит.
Вы можете следить за новинками и
переписываться с ней на страницах ее ЖЖ:
http://thelittle-ca.livejournal.com/30615.html#cutid1
Go-Talktalkers уже по
карману многим россиянам
Так называемые «Go-Talk talkers» и
другие коммуникативные устройства Вы можете увидеть на этом сайте:
www.bindependent.com/gotalk.htm
Озвучьте любой текст
Бесплатно и онлайн Вы можете озвучить любой
текст, обратившись по ссылке:
http://text-to-speech.imtranslator.n/et
Выбирайте «Русский Язык» в меню в правой
верхней части экрана, печатайте в окошке и жмите кнопку «Say it».
Это может пригодиться многим – возможность
озвучивать текст может оказаться важной для людей с аутизмом, церебральным
параличом и нарушением слуха.
Показатели инклюзии.
Практическое пособие.
РООИ «Перспектива» перевела на русский язык и
опубликовала пособие из Великобритании «Index of Inclusion: developing learning
and participation in schools»:
Тони Бут, Мэл Эйнскоу, под ред. Марка
Вогана. «Показатели инклюзии. Практическое пособие». / Перевод с англ. языка:
Игорь Аникеев. Научный редактор: Наталия Борисова. Общая редакция: Мария
Перфильева. // Москва: РООИ «Перспектива». 2007.
«Показатели инклюзии» – это подборка
практических материалов, направленных на формирование действий по созданию
такой атмосферы в школах, которая позволяет по-настоящему включить всех
участников образовательного процесса в школьную жизнь, иначе говоря, действий
по созданию и развитию в школе «включающей», инклюзивной образовательной среды
для всех членов школьного сообщества.
Материалы пособия «Показатели инклюзии» могут
оказать школам существенную помощь в самостоятельной разработке шагов, ведущих
к созданию у себя инклюзивной образовательной среды. Данные материалы основаны
на тех знаниях, которыми участники образовательного процесса уже обладают в той
или иной степени. Эти материалы способствуют также развитию любой школы,
независимо от того, насколько «инклюзивной» она сама себя считает.
Инклюзию часто соотносят с учениками с
инвалидностью, или с теми, у которых есть так называемые «особые
образовательные потребности». Данное Пособие рассматривает пути включения в
образовательный процесс всех детей, а не только детей с инвалидностью
или особыми образовательными потребностями.
Пособие предоставляет школам возможность
разработать у себя такую стратегию инклюзии, которая будет направлена на
постоянную поддержку и развитие всех учеников и взрослых – участников
образовательного процесса. Эта стратегия будет основываться на тех
представлениях, которые существуют в отношении инклюзии у всех сотрудников,
педагогов, руководителей этой школы, учеников, родителей или опекунов, а также
других членов местного сообщества, и эти представления данное Пособие как раз и
позволит выявить.
Полученная в результате такой работы стратегия
включения предоставит возможность детально рассмотреть и понять, каким образом
можно искоренить те барьеры, которые стоят на пути получения образования для
любого ребёнка в этой школе. На странице 114 Вы можете найти индикаторы
инклюзии, которые представлены в форме опросных листов.
Текст Пособия см. на сайте:
http://divo.tomsk.ru/files/pokazatel.pdf
ПОРА! Семинар09
Расширяются возможности Интернета для
повышения квалификации специалистов и просвещения родителей.
Вы можете познакомиться с лекциями на разные
темы, связанные с абилитацией людей с нарушением слуха, на сайте:
www.lehnhardt-akademie.net/poraseminar09
Этот сайт является своего рода обучающей
программой для родителей и специалистов – здесь есть аудиолекции, презентации,
проходят онлайн-конференции.
Подобного рода сайты показывают нам
возможности интернета для повышения квалификации родителей и специалистов.
В предлагаемых лекциях рассматриваются:
скрининг слуха новорожденных, диагностика слуха у детей раннего возраста,
методы для оптимизации аппаратного обеспечения и параметров среды окружения, возможности
аппаратного обеспечения, то, как родители и окружающие изначально реагируют на
диагноз нарушения слуха и какая им может быть оказана поддержка с
профессиональной стороны.
Вы также можете прочитать, как можно
поддерживать развитие слухового восприятия детей в раннем возрасте, как нужно с
ними говорить, чтобы стимулировать естественное развитие речи, и какую роль
играют в этом процессе взаимодействующие специалисты-педагоги.
Здесь рассматриваются вопросы, которые
возникают, если при развивающем воспитании необходимо учитывать наличие
дополнительных отклонений и ограничений, – например, вследствие других
нарушений органов чувств или в рамках синдромов, – обсуждаются особые
требования и потребности реабилитации слабослышащих и глухих детей, находящихся
в двуязычном пространстве – например, по причине семейной миграции.
Отдельно представлен модуль «Эффективная
инклюзия» (Эндрю БРЕЙТОН):
www.lehnhardt-akademie.net/poraseminar09/?page_id=837&wpmllanguage=ru,
где автор излагает, как необходимо применять
основное развивающее воспитание слабослышащих и глухих детей в свете стратегии
инклюзии.
Здесь же предлагается «Контрольный
тест-лист» для оценки собственной педагогической практики под аспектом
инклюзии.
Права особого ребенка в
России
Книгу с таким названием недавно выпустили
специалисты правового отдела Центра Лечебной Педагогики:
«Права особого ребенка в России: как
изменить настоящее и обеспечить достойное будущее». Руководство для родителей,
социальных адвокатов, работников системы образования и сферы реабилитации /
Р. Дименштейн, Е. Заблоцкис, П. Кантор, И. Ларикова; под ред. И. Лариковой –
М.: Теревинф, 2010.
Авторы книги размышляют о том, как изменить
настоящее и обеспечить достойное будущее особому ребенку.
В книге рассматриваются вопросы социального
права в России, даются рекомендации для эффективного сотрудничества – включая
обращение в суд, как вынужденную меру.
Также обсуждаются вопросы реабилитации: от оформления
инвалидности и грамотного составления ИПР (индивидуальной программы
реабилитации) до путей ее реализации в полном объеме.
Проблемы образования, начиная с ранней
помощи, описываются с учетом трудностей в выборе школы и детского сада,
прохождения ПМПК и возможных проблем, которые могут встать на пути у родителей.
Для тех, кто интересуется инклюзивным
обучением в школе, будет очень важно познакомиться размышлениями специалистов,
касающихся государственной аттестации, трудностей организации обучения ребенка
в обычной школе (стр. 75 – 95).
Важно, что в пособии рассмотрены вопросы
также и взрослой жизни инвалидов и форм поддерживаемого трудоустройства и
проживания.
См. на сайте:
www.osoboedetstvo.ru/rights/ibase/files/child_rights2010web.pdf
Дистанционный курс по АВА
– уникальная возможность подробно познакомиться с методом, не выходя из дома
В прошлом номере нашего Дайджеста http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?1093
мы немного уже рассказывали Вам про то, что такое АВА – прикладной анализ
поведения для детей с аутизмом.
Эти программы распространены на Западе и в
США, и практически неизвестны в России.
Для того, чтобы понять, что это такое и как
это эффективно и грамотно использовать в работе с детьми, Вы можете принять
участие в дистанционном курсе, который проводит специалист из Израиля Юлия ЭРЦ
– см.:
http://www.aba-kurs.com/
КУРС УЖЕ ОЧЕНЬ СКОРО НАЧИНАЕТСЯ – 17 ЯНВАРЯ
2010 ГОДА.
Спешите принять участие!
Всего
Вам доброго!
Успехов
в Вашей важной и очень полезной работе в новом 2011 году!
Свои вопросы, предложения, сомнения,
замечания и отзывы
присылайте на адреса:
составителя дайджеста Виктории РЫСКИНОЙ
(Санкт-Петербург)
vryskina1@mail.ru,
редактора Сергея Прушинского (Москва)
prushinsky@perspektiva-inva.ru
и руководителя Ресурсного центра РООИ
«Перспектива»
Игоря Кипчатова (Московская обл.)
kipchatov@perspektiva-inva.ru
Смотрите
также:
блог «Перспективы» в Живом Журнале:
http://rooiperspektiva.livejournal.com/
страница «Перспективы» в Facebook:
www.facebook.com/rooiperspektiva
видеоканал «Перспективы» на YouTube!
www.youtube.com/user/rooiperspektiva
Источник: http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?1096 |