Дайджест
по инклюзивному образованию, август 2010
Уважаемые читатели,
предлагаем Вам Третий выпуск дайджеста по инклюзивному образованию. Спасибо Вам
за отклики! Они очень важны для нас!
В предыдущими двумя выпусками
Вы можете познакомиться на сайте РООИ «Перспектива»
http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?1073
(июнь, 2010)
http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?1081
(июль, 2010)
С уважением,
РООИ
«Перспектива»,Национальная
Коалиция «За Образование для всех»
НА ЯСНОМ ЯЗЫКЕ
Одним из направлений поддержки людей с
нарушениями в развитии на Западе являются многочисленные ресурсы, где
информация излагается на так называемом ЯСНОМ ЯЗЫКЕ. В Европе, где принята
Социальная хартия ЕС, в обязанности государства входит и обеспечение
доступности информации людям с особыми потребностями.
Согласитесь, часто понять язык некоторых
учебников, газет, новостей, непросто даже тем, кто не имеет проблем в развитии.
Отдельные категории людей – к ним относятся пожилые люди, иностранцы, плохо знающие
язык страны, а также люди с трудностями обучения, дислексией и нарушением
восприятия по причине функциональных нарушений, – нуждаются в адаптации
письменных и устных текстов, которые поступают к ним из разных источников. В
России идеи ЯСНОГО ЯЗЫКА пока широко не распространены. Сразу же оговоримся для
тех, кто считает, что это ограничивает общающихся и лишает их возможности
познать все богатство русского языка, – простыми короткими предложениями с
ясной структурой часто можно передать очень сложные мысли. И даже если мысль
будет упрощена, из двух зол мы выберем меньшее – человек с трудностями
понимания нас поймет. Мы предлагаем Вам познакомиться с некоторыми ресурсами.
Возможно, Вы найдете этим идеи полезными для себя, и сможете адаптировать хотя
бы часть письменных и устных текстов для нуждающихся в этом людей. В Финляндии,
к примеру, на таком языке выходит газета «Селкоуутисет» («Ясные новости»).
Читайте по теме материал Галины Артеменко: www.gaoordi.ru/digest/id/000219.shtml
Сайт ИСКРА, подготовленный Финской
Ассоциацией помощи людям с нарушениями развития и Семейным Центром "Адаин
Ло"для молодых людей с нарушениями в развитии на ясном языке,
поднимающий важные вопросы взросления и идентичности:
www.1.kipina.z8.ru/iskra.php
Также на ЯСНОМ ЯЗЫКЕ организуются специальные
форумы, например на сайте ХАВУРА: www.havura.net/obshhenie_na_jasnom_jazyke
«ЕСЛИ В УЧЕБНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ПРИХОДИТ МАМА С ЗАЯВЛЕНИЕМ О ПРИЕМЕ РЕБЕНКА С ОРГАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ, ТО ЕЙ ОТКАЗАТЬ НЕ МОГУТ, И В ШКОЛЕ СТАВИТЬСЯ «СТУПЕНЬКОХОД»
«Новые известия» 20 августа 2010:
«Невыученные уроки жизни (С какими проблемами столкнутся дети-инвалиды, перед
которыми впервые откроются двери обычных школ)»
Принятый в конце апреля этого
года Мосгордумой закон предусматривает, что в каждом классе допускается не
более трех учащихся с ограниченными возможностями, а в школе в целом доля таких
учеников не может превышать 10%. Однако положение закона о дополнительном
материально-техническом обеспечении школ вступает в силу лишь со следующего
года. В нынешнем же году городские власти не выделяют деньги на оборудование
школ пандусами и лифтами для колясочников, а также тактильными линиями для
слабовидящих.
Из комментария к статье в газете «Новые
известия» Пресс-секретаря Департамента образования Москвы Александра Гаврилова:
– В московских
образовательных учреждениях в прошлом году обучались 50 тыс. детей с
ограниченными возможностями, из них 19 тыс. имели статус инвалидов. Сейчас в
Москве приспособлено для детей-инвалидов 1651 учреждение. Это, конечно, не
100%, но пока в этом нет острой необходимости. В инклюзивном образовании могут
участвовать дети не со всеми заболеваниями. Сейчас у нас стоит вопрос, чтобы в
каждом районе хотя бы одна такая школа была оборудована спецсредствами. В
основном в инклюзивном обучении участвуют дети с нарушениями
опорно-двигательного аппарата. Для них предусмотрены пандусы, специальные
парты, «ступенькоходы» (мобильные лестничные подъемники). Преимущество
последних в том, что они быстро монтируются. Мы закупили 606 комплектов
мобильно-лестничных подъемников, которые позволяют оперативно приспособить
школу. Если в учебное учреждение приходит мама с заявлением о приеме ребенка с
ограниченными возможностями, то отказать ей не могут, и в школе ставится
«ступенькоход». Кроме этого, мы приспосабливаем и учреждения дополнительного
образования. Чтобы дети-инвалиды могли посещать не только школу, но и
заниматься досугом. Для детей, которые не могут выходить из дома, предусмотрено
так называемое дистантное обучение. Они бесплатно получают в пользование
компьютеры, за которыми работают дома. Учителя занимаются с ними также с
помощью компьютеров. В прошлом году мы оборудовали 300 таких мест для детей и
60 – для педагогов. Создали библиотечный фонд, медиаресурс.
Подробнее см. в газете «Новые известия»: www.newizv.ru/news/2010-08-20/131815
РАБОТА АССИСТЕНТА
В образовательных учреждениях, где проводятся
инклюзивные программы, ассистент – одна из основных потребностей процесса. При
этом очень важно, чтобы работа ассистента не мешала деятельности основного
педагога, не отделяло ребенка с нарушениями от группы, а с другой стороны –
помогала и ребенку, и педагогу. Гибкость – одно из основных качеств, которое
необходимо тем, кто участвует в процессе инклюзивного образования. Быть
незаметным для детей класса, не выделять ребенка с нарушениями так, чтобы это
дискриминировало его еще больше, быть подмогой для учителя – а не помехой.
Многие образовательные учреждения не хотят допускать в класс лишнего чужого
человека, даже если родители сами готовы оплатить его услуги. Важно поэтому,
чтобы ассистент был «участником образовательного процесса», чтобы
образовательное учреждение могло влиять на выбор такого человека и сотрудничать
с ним. Предлагаем вашему вниманию интервью с одним из ассистентов детского
сада: www.efaspb.narod.ru/06_5.pdf
ВЫГОДЫ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Возможно, Вам уже не надо доказывать, что
ИНКЛЮЗИЯ ВЫГОДНА как тем, так и другим категориям детей. Вопрос только в том,
выгодна ли она учителям и государству. Безусловно, чем более адаптированы люди
с нарушениями и способны выполнять простую работу, тем выгоднее это развитому
обществу, которое способно обеспечить их работой и независимым проживанием.
Учителя же находят выгоду в том, что работа в инклюзивных классах повышает их
квалификацию и приносит небольшие надбавки к заплате (к сожалению, пока не
всегда). О выгодах инклюзивного образования читайте на английском языке:
www.kidstogether.org/inclusion/benefitsofinclusion.htm
А на другом англоязычном сайте Вы найдете
материалы адаптированных учебных планов по инклюзивному образованию: www.ualberta.ca/~jpdasddc/inclusion/schoolcaring/intro.htm
НОРМАЛИЗАЦИЯ ЖИЗНИ
Одна из основных целей улучшения качества
жизни людей с инвалидностью – сделать ее максимально «нормальной», то есть
приближенной с обычной жизни человека, – ходить и ездить без ограничений, а не
только так, как позволяет состояние здоровья, общаться по собственному выбору,
а не только с теми, с кем определили пребывать члены
психолого-медико-педагогической комиссии или БМСЭ, вступать в коммуникацию
всеми доступными способами и рассчитывать на понимание.
Инклюзивное образование – одна из частей
программы НОРМАЛИЗАЦИИ жизни людей с нарушениями. Читайте про нормализацию
жизни подробнее:
http://www.osoboedetstvo.ru/children-info/normal//
Здесь же Вы можете прочитать об эффективной
реабилитации и о современных подходах к помощи при церебральном параличе:
www.osoboedetstvo.ru/children-info/normal/rehab.htm
Для педагогов очень важно знать, что
нарушения в развитии – не болезнь, а состояние, и медицинская поддержка для
многих не столь важна, как потребность в адаптации среды, мобильности,
ежедневной активности и общении. Поэтому, когда учителя общеобразовательных
учреждений ссылаются на то, что они не могут взять ребенка, так как «они не
врачи», «или у них в учреждении нет серьезной реабилитационной программы», им
всегда можно объяснить, что нормализация жизни, то есть все выше перечисленное,
может быть обеспечено человеку ТОЛЬКО в обычном окружении. Во всех остальных
случаях нарушается главный принцип – нормализация жизни.
КНИГИ, ПОМОГАЮЩИЕ
ЖИТЬ
«Принято считать, что любой разговор о людях
с особыми потребностями, непременно будет тяжелым и окрашенным в
пессимистически благотворительные тона – поговорим о несчастных и подумаем, как
им помочь. Однако, несколько лет назад в Кембридже прошла конференция,
посвященная художественной литературе об особых детях, в которой участвовали не
только критики, но и читатели-подростки, в том числе инакоодаренные. Они
говорили о том, зачем нужна такая литература, чего от нее ждут. И сам факт
конференции, и глубина обсуждения, а главное, общественный отклик, который
вызывает такая литература, ее педагогическая востребованность (она непременно
присутствует в школьных и библиотечных рекомендательных списках) говорят о том,
что подобные книги -- не маргинальное, «благотворительное» направление, а
полноценный участник литературного процесса, к которому читатель и критики
предъявляют те же требования, что и ко всей остальной словесности. К книгам про
особых детей относятся так же, как к самим особым детям, то есть серьезно и
уважительно, отсюда и высокие требования к художественному уровню, и
проблематика, явно выводящая за пределы отношений «больной–здоровый». По итогам
конференции был выпущен любопытный документ, в котором говорилось о том, какие
книги об особых детях мы ждем. Оказалось, что на первом месте в перечне
ожидаемых слов стоит слово «правдоподобие», а за ним следует слово «надежда».
«Мир особого детства: составлен
рекомендательный указатель литературы»:
www.miloserdie.ru/index_old.php?ss=1&s=8&id=7936
«Книги об особых детях очень нужны нам,
здоровым читателям. Они помогают воспитывать в детях внимание и доброту к
людям, это очень важно, ведь мы, их родители, постарев, тоже можем превратиться
в особых людей, нуждающихся в помощи и поддержке. Ребенок к разговору об
особенных людях готов, причем готов с самого раннего возраста», – комментирует Светлана Панич, переводчик,
преподаватель, литературный консультант издательства «Нарния».
Издательский дом НАРНИЯ приводит список
художественных произведений, где
среди героев есть люди с инвалидностью, тяжелой болезнью и особыми
потребностями, многие из них можно скачать. Среди них есть как книги для детей,
которые можно использовать для классного чтения при подготовке класса к
включению процесс инклюзии, так и книги для подростков и взрослых:
www.narniacenter.ru/go/osoboe_detstvo
РЕСУРСНЫЕ ЦЕНТРЫ
НА СЛУЖБЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Как рассказали на Байкальском образовательном
форуме ведущие эксперты России в области инклюзивного образования – Перфильева
Мария Юрьевна, руководитель программ по образованию РООИ «Перспектива» и
Прушинский Сергей Анатольевич, координатор проектов по инклюзивному образованию
с сообщением «Практический опыт продвижения инклюзивного образования в г.
Москве», – в Центральном Образовательном Округе Москвы созданы сетевые
объединения нескольких дошкольных учреждений, средних общеобразовательных школ
и ресурсных центров по поддержке и развитию инклюзивного образования.
Координируют работу «вертикали инклюзии» специалисты окружного управления
образования, а также Совет по инклюзии, созданный непосредственно при
управлении образования Центрального административного округа города Москвы.В
Москве осознали, что каждая школа не в состоянии содержать всех необходимых
специалистов для внедрения инклюзивных подходов в обучении. Поэтому необходимую
помощь оказывают специалисты ресурсных центров – психологи, специальные
педагоги, логопеды. Как мы видим, московские школы активно используют для
ресурсного обеспечения инклюзивного образования форму экспериментальной
площадки, а также сотрудничество с НКО, поскольку проекты этих организаций по
продвижению инклюзивного образования в настоящее время являются не только
«стартовым механизмом» для внедрения инклюзивных подходов в образовательный
процесс, но и основным содержательным и организационным ресурсом обеспечения
деятельности школ в этом направлении.
Читайте подробнее об этом и об опыте Бурятии:
http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?1076
ИНКЛЮЗИВНЫЕ ШКОЛЫ
НЕЛЬЗЯ ОЦЕНИВАТЬ ПО КРИТЕРИЮ УСПЕВАЕМОСТИ
Легко ли инклюзия дается родителям, учителям
и самим ребятам, в интервью РИА «Новости» говорит директор Московского центра
образования № 1429 Любовь Хечанова. Она убеждена: нельзя оценивать
результативность и эффективность работы школы по такому показателю, как
успеваемость школьников. Ведь в одни школы – конкурс и отбор с первого класса,
в другие – идут все ребята, и эти школы решают совсем другие задачи. Пятибалльная
оценка знаний учащихся неприемлема. Она по сути трехбалльная – «3», «4», «5».
«Если же мы хотим обеспечить
дифференцированный подход к учащимся, шкала оценивания должна быть больше – до
100 баллов. И главное – дети после окончания школы должны получать документы
единого образца. А не как сегодня: у одного аттестат, у другого справка. Просто
в документ об окончании школы должны быть вписаны баллы по предметам. К
примеру, ребенок с синдромом Дауна научился в школе считать, рассчитываться в
магазине, знает время, и пусть по математике у него 5–7 баллов, зато по истории
– 50 баллов. Чтобы ребенок смог продемонстрировать достижения в разных
областях, шкала должна быть большой».
Читайте подробнее http://2berega.spb.ru/user/SCHOOL700FP/blog/4788/
Свои
вопросы, предложения, сомнения Вы можете присылать на адрес составителя
дайджеста
Виктории
Рыскиной vryskina1@mail.ru
Источник: http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?1083 |