Дайджест по инклюзивному образованию, июль 2010
Здравствуйте, дорогие коллеги!
Мы очень надеемся, что первый номер ДАЙДЖЕСТА
ПО ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ вы получили http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/index.php?id=1073
и он был вам полезен.
Многие из вас прислали свои отклики. Спасибо
вам! Предлагаем вашему вниманию следующий выпуск.
РООИ
«Перспектива»,Национальная
Коалиция «За Образование для всех».
Интересно, что термин «инклюзивное
образование» распространился в России в основном силами общественных
организаций, которые борются за права детей с нарушениями в развитии учиться в
общеобразовательных школах. В связи с этим он ассоциируется только с детьми с
нарушениями и их правами. На самом деле – инклюзивное образование – термин
ЮНЕСКО и направление «Образование для всех» – касается ВСЕХ дискриминированных
в отношении образования групп. В некоторых странах – это девочки, которых
родители не отдают в школу, в каких-то странах – религиозные и этнические
меньшинства, которых не принимают в школы или отделяют в отдельные классы. В
настоящее время в России – эта проблема коснулась и детей-мигрантов. Это важно
понимать, так как это делает нас более чуткими к дискриминации как таковой. В
сборнике материалов конференции ЮНЕСКО «Проблемы совершенствования
образовательной политики и системы», которая прошла в РГПУ им. Герцена
(С-Петербург). Здесь вы найдете материалы по всем аспектам инклюзивного
образования. http://www.socpolitika.ru/files/11567/st_pet_conference_inclusive_ed_june2008_rus.pdf
ИНКЛЮЗИЯ – НЕ ОБЛЕГЧАЕТ, А УСЛОЖНЯЕТ
ПЕДАГОГИЧЕКУЮ РАБОТУ. ПОЧЕМУ ЖЕ МЫ ДЕЛАЕМ ЭТО?
Всегда можно привести массу аргументов, чтобы
показать полезность отдельного обучения детей-инвалидов и детей с особыми
образовательными потребностями. Однако, осторожнее! Давайте задумаемся, не
делаем ли мы это для того, чтобы просто не усложнять себе жизнь и работу?
Действительно, процесс инклюзии усложняет работу. Это правда. Нас порой даже
раздражают рассказы о «передовиках педагогического труда», «героях, взваливших
себе на плечи двойную работу». «Неужели нельзя без этого обойтись – восклицают
многие, - и так трудно работать в школе.».«Инклюзивное образование требует от
всех причастных к нему мудрости и мужества – в постановке и решении непростых задач.
Но если это путь от культуры полезности к культуре достоинства человеческой
личности, независимо от ее здоровья, пола, национальности и социального
статуса, – то кто сказал, что этот путь будет легок. Инклюзивное образование –
одна из немногих системных инноваций в образовании, инициированных «снизу» –
родительским сообществом детей с ограниченными возможностями здоровья. Родители
проявляют в этом вопросе подлинную субъектность – это накладывает особую
ответственность на всех тех, от чьей воли, последовательности и
профессионализма зависит ее реализация на практике.» - так считает Чепель
Татьяна Леонидовна– директор ГБОУ НСО "Областной центр диагностики и
консультирования", кандидат психологических наук, профессор
(Новосибирск). Подробнее о образовательных технологиях и подробная презентация
об инклюзивном образовании Новосибирской области http://metodist.edu54.ru/node/52073
СУЩЕСТВУЮТ ЛИ ИНКЛЮЗИВНЫЕ ШКОЛЫ?
Существуют ли так называемые инклюзивные или
интегративные школы? «Здесь налицо противоречие, - утверждает председатель СПб
коалиции «Образование для всех»Валерия Ольшанская, - Хотя в некоторых проектах
законов и прописаны «учреждения интегративного типа», образовательные
учреждения так себя именуют, учреждений инклюзивных или интегративных быть не
должно. Существует ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, что предусматривает возможности и
шансы для большинства детей с нарушениями в развитии посещать любые школы по
месту жительства».
ОПЫТ: СОПРОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА
В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ И ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Руководитель ресурсного центра Лилия
Александровна Зигле и педагог-психолог Алла Юрьевна Пасторова «Центра
интегративного воспитания - детский сад 41 Санкт – Петербурга» приводят своей
статье перечень мероприятий по подготовке педагогического коллектива
образовательного учреждения к процессу включения ребенка с особыми
потребностями
http://www.obrazpress.ru/index.php?option=com_deeppockets&task=catContShow&cat=18&id=117&Itemid=61
КАКИЕ ПЕДАГОГИ МОГУТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ
ИНКЛЮЗИВНЫЕ ПРОГРАММЫ?
На сайте центра психолого-педагогической
реабилитации и коррекции для детей с нарушениями слуха и речи БЛАГО, вы можете
найти интересный материал классификации типов педагогических позиций, по
удовлетворенности профессией педагога. Методика впервые была предложена В.
Ядовым. Здесь приводится ее усовершенствованный вариант (модификация Н.В.
Кузьминой, А.А.Реана), а также материалы для проведения тренинга. Выделяются
(автор не указан) 4 педагогических позиции. А какой могли бы отнести себя вы?
Как вы думаете, какие педагоги из перечисленных групп занимаются инклюзивным
образованием? http://www.sluh.net/main/info/metod/work
.
В МЕТОДИЧЕСКУЮ КОПИЛКУ: СТРАТЕГИИ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ВЗАИМНОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ
«Взаимное обучение основано на предположении,
что дети могут многому научиться друг у друга. Этот процесс спонтанно
происходит в школах, дома у учеников, или, например, по соседству. Бо́льшая
часть человеческой деятельности состоит из взаимного обмена. Возможно, как
педагог или родитель, вы знаете, что, обучая, можно научиться самому». Дэвид
МИТЧЕЛЛ «Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного
образования (главы из книги перевод с английского языка – И.С. Аникеев, Н.В.
Борисова) Эта идея перекликается с методом работы в сменных парах Ривина, о
которой мы писали в прошлом выпуске : новое – хорошо забытое старое. РООИ
«Перспектива» планирует издать главы из книги д-ра Митчелла в декабре 2010г.
ДЛЯ ДУШИ: ЕСТЬ КНИГИ, НЕ ИМЕЮЩИЕ ПРЯМОГО
ОТНОШЕНИЯ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ, НО ПРОЧИТАВ КОТОРЫЕ МЫ СТАНОВИМСЯ ЛУЧШЕ.
А ЗНАЧИТ, МОЖЕМ БОЛЬШЕ СДЕЛАТЬ ДЛЯ ТЕХ, КТО ТАК ЗАВИСИТ ОТ НАС…
1. АТЧЕТ О ПРАИСХОДЯЩЕМ - 5 МАРТА 1956
Доктор Штраусс говорит что с севодняшниво
дня я должен записывать все что я думаю и что со мною случаица. Я незнаю зачем
это нужно но он говорит это очинь важно для таво чтобы посмотреть использывать
меня или нет. Я надеюсь они меня используют. Мисс Кинниен говорит может они
сделают меня умным. Я хочу быть умным. Меня зовут Чарли Гордон. Мне 37 лет и
две недели назад был мой день раждения. Сейчас мне больше писать нечево и на
севодня я кончаю.
Дэниел Киз. «Цветы для Элджернона».
Читайте! http://lib.ru/INOFANT/KIZ/eldzheron.txt_with-big-pictures.html
В МЕТОДИЧЕСКУЮ КОПИЛКУ: МАЛО КТО ЗНАЕТ
ТЕПЕРЬ, ЧТО МЕТОДИКА МАРИИ МОНТЕССОРИ БЫЛА ПРИДУМАНА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ В
РАЗВИТИИ. В СВЯЗИ С ЭТИМ ОНА
ПРЕКРАСНО ПРИСПОСОБЛЕНА ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ГРУППАХ И КЛАССАХ, ГДЕ ЕСТЬ ДЕТИ С
НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ. Уже более ста лет в мире применяется педагогическая
методика Монтессори, названная так в честь известного итальянского врача и
педагога Марии Монтессори. В настоящее время эта методика чаще всего
применяется для раннего развития обычных детей, однако изначально она предназначалась
для детей с ограниченными возможностями. Первая школа Монтессори была
открыта в одном из кварталов Рима Сан-Лоренцо - Quartiere di San Lorenzo. Эта
школа называлась Casa dei Bambini - «Дом ребенка» и располагалась она на Via
dei Marsi n.58. В Casa dei Bambini проводились занятия с детьми с нарушениями
психического развития. Результаты работы Марии Монтессори и коллектива
преподавателей были настолько впечатляющими, что к моменту поступления в школу
эти дети по своему развитию в некоторых случаях даже превосходили своих обычных
сверстников. Проделанная работа и ее эффективность впечатлила не только
школьных педагогов и врачей, но и саму Марию Монтессори, которая писала по
этому поводу: «... что же надо делать с нормальными детьми, чтобы они стали слабее
моих несчастных?». http://www.dislife.ru/flow/theme/951
ОПЫТ: ШКОЛА « КОВЧЕГ» (1321) С 1992 ГОДА
ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ПРОГРАММЫ СОВМЕСТНОГО ОБУЧЕНИЯ. ГОУ СОШ № 1321 "Ковчег" является первой государственной школой
в России, осуществляющей процесс интеграции детей с особенностями развития в
среду здоровых сверстников в рамках общеобразовательного процесса.
Модель интеграционной школы «Ковчег» предполагает создание новой обучающей
среды, одним из существенных моментов которой является организация в
образовательном учреждении всех существующих форм обучения.
Это: (1) совместное обучение здоровых детей и
детей с особенностями развития и состояния здоровья в интеграционных классах
наполняемостью до 20 человек,
(2) обучение в коррекционных классах с предельной наполняемостью 10-12 человек,
(3) обучение в отделении надомного обучения, куда дети поступают по направлению
медицинских учреждений с соответствующими рекомендациями, и обучаются по всем
четырем формам надомного обучения: (а)классно-урочном в малых классах, (б)
групповом, (в) индивидуальном в школе и индивидуально на дому,(г) обучение в
санаторном отделении, где дети получают необходимое лечение и обучение
индивидуально, или в дистанционной форме по ряду предметов. Подробности о том,
как и чем живет замечательная школа «Ковчег» смотрите на сайте http://www.kovcheg1321.com/
У КАЖДОГО ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ОБСУЖДАТЬ
СТАНДАРТЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Возможность обсуждать стандарты есть! Для
этого достаточно выйти на сайт Федерального государственного стандарта http://standart.edu.ru/
Встандарте для начальной школы предусмотрена
возможность увеличения нормативного срока освоения основной образовательной
программы начального общего образования для детей с ограниченными возможностями
здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных
возможностей детей (в соответствии с рекомендациями
психолого-медико-педагогической комиссии).
http://standart.edu.ru/Board.aspx?Tmpl=Thread&BoardId=572&ThreadId=269
Присоединяйтесь, задавайте вопросы
разработчикам! Ведь если не мы, то кто тогда?
ДЛЯ ТЕХ, КТО ЧИТАЕТ ПО-АНГЛИЙСКИ: О ЧЕМ
ГОВОРЯТ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Негативные последствия сепарационного,
изолированного образования серьезно «перевешивают» его преимущества
(маленькие классы и специально обученные профессионалы). There is a strong
research base to support the education of children with disabilities alongside
their non-disabled peers. Although separate classes, with lower student to
teacher ratios, controlled environments, and specially trained staff would seem
to offer benefits to a child with a disability, research fails to demonstrate
the effectiveness of such programs (Lipsky, 1997; Sailor, 2003)…. Читайте подробнее What Does
the Research Say About Inclusive Education? by Kathleen
Whitbread, Ph.D.
http://www.wrightslaw.com/info/lre.incls.rsrch.whitbread.htm
Если вы не читаете по-английски, вы можете
воспользоваться переводчиком, который есть прямо на странице в браузере.
Свои вопросы, предложения, сомнения вы можете
присылать на адрес составителя дайджеста Виктории Рыскиной vryskina1@mail.ru
Источник: http://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?1081 |