Что такое
инклюзивное образование?
«Образование – право каждого человека, имеющее
огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы,
демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой
миссии, кроме образования для всех…»
Кофи Аннан. 1998
Государствам следует признавать принцип равных
возможностей в области начального, среднего и высшего образования для детей,
молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах. Они
обязаны обеспечивать включение образования инвалидов в качестве неотъемлемой
части в систему общего образования.
Правило 6 Стандартных правил ООН по обеспечению равных
возможностей для людей с ограничениями
«Включающее образование это шаг на пути достижения
конечной цели – создания включающего общества, которое позволит всем детям и
взрослым, независимо от пола, возраста, этнической принадлежности,
способностей, наличия или отсутствия нарушений развития и ВИЧ-инфекции,
участвовать в жизни общества и вносить в нее свой вклад. В таком обществе
отличия уважаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике,
повседневной жизни и деятельности учреждений ведется активная борьба»
Питер Миттлер, профессор Манчестерского университета
«Образование детей с особыми потребностями является
одной из основных задач для страны. Это необходимое условие создания
действительно инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность
и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку,
независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать
свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом»
Дэвид Бланкет
Инклюзивное (включающее) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме
участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и
школьной жизни.
Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование
равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.
Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей,
необходимых для общения.
Инклюзивное (включающее) образование базируется на
восьми принципах:
·
Ценность человека
не зависит от его способностей и достижений
·
Каждый человек
способен чувствовать и думать
·
Каждый человек
имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным
·
Все люди
нуждаются друг в друге
·
Подлинное
образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений
·
Все люди
нуждаются в поддержке и дружбе ровесников
·
Для всех
обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том,
что не могут
·
Разнообразие
усиливает все стороны жизни человека
Включение – это не интеграция:
·
Включение – это
больше, чем интеграция
·
Молодые люди
учатся вместе в обычной школе
·
Специалисты
приходят помогать детям
·
Обычные школы
изменяются
·
Внимание на
возможности и сильные стороны ребенка
·
Молодые люди
воспринимают человеческие различия как обычные
·
Молодые люди
получают возможность жить вместе с родителями
·
Молодые люди
получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной
жизнью
·
Взгляды и мнения
молодых людей становятся важными для окружающих
Включение – это:
·
НЕТ
специализированных классов в обычной средней школе
·
НЕТ обучения
ребенка в средней школе без необходимой поддержки
·
НЕТ присутствия
детей 1-2 часа в день в средней школе
·
НЕТ закрытых
учреждений интернатного типа
Основные
принципы инклюзии
Инклюзивные
сообщества:
·
Быть инклюзивным
- означает искать пути для всех детей, быть вместе во время обучения (включая
детей с инвалидностью).
·
Инклюзия – это
принадлежность к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем)
Инклюзия означает - раскрытие каждого ученика
с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но
соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает как потребности,
так и специальные условия и поддержку, необходимые ученику и учителям для
достижения успеха.
·
В инклюзивной
школе каждого принимают и считают важным членом коллектива
·
Ученика со
специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного
сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей.
Важные
составляющие инклюзии:
·
Разрабатывайте
философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практику
·
Всесторонне
планируйте инклюзию
·
В процесс
создания инклюзивной школы включаются и учителя и администрация школы
·
Включайте
родителей
·
Сформируйте
понимание инвалидности у работников (школы, детского сада) и учеников
·
Обучайте весь
персонал школы (включая охранников, поваров и т.п.)
Неверные
представления об инклюзии:
·
Представление,
что присутствие в школе само по себе достаточно
·
Представление,
что нормально бросать в воду не умеющего плавать
·
Фокусирование не
на целях, а на действиях
·
Когда основной
направленностью услуг является обучение программе, а не удовлетворение
индивидуальных образовательных потребностей ребенка
·
Представление,
что молчаливое сидение – это нормальная альтернатива участию
Существующие
барьеры:
·
Архитектурная
недоступность школ
·
Дети с особыми
образовательными потребностями часто признаются необучаемыми
·
Большинство
учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности
и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах
·
Родители детей
инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают
страх перед системой образования и социальной поддержки
Законодательные
ресурсы:
·
Конституция
Российской Федерации
·
Закон Российской
Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1
·
Федеральный закон
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. №
181-Ф
·
Протокол № 1 к
Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод
·
Конвенция ООН о
правах ребенка
.....
Источник: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/chto-takoe-inklyuzivnoe-obrazovanie |