....
Школы бывают разные
Чем раньше начать лечебно-педагогические занятия с
«особым» ребенком, тем большего удастся достичь. Коррекционные детские сады, в
которых работают узкие специалисты, за несколько лет позволят выявить степень
обучаемости и адаптивности малыша, подготовить его к школе и пребыванию в
коллективе. Ребенка с сенсорными нарушениями учат читать пальцами или
разговаривать жестами, ребенка с проблемами умственного развития – общаться,
получать знания и выполнять задания, ребенка с двигательными нарушениями –
использовать сохранные возможности тела. Таким образом, к 6-7 годам становится
ясно, какой образовательный подход требуется. Родителям важно понять – ребенку
с особыми потребностями необходимо пристальное внимание, индивидуальная
педагогика с учетом его особенностей и проблем.
Специальные школы показаны для детей с неустранимыми нарушениями развития. Там
опытные дефектологи помогут ребенку получить знания в объеме школьной
программы, а затем и профессию, обучиться навыкам самообслуживания. В обычных
ГОУ высокоуровневых специалистов по работе со слепыми, глухонемыми или
«нейроотличными», как говорят в США, детьми, как правило, просто нет.
Коррекционные школы 1 вида предназначены для неслышащих детей и
дают полное среднее образование за 12 лет. Параллельно детей обучают устной и
письменной речи, развивают остаточный слух.
Коррекционные школы 2 вида – для слабослышащих и позднооглохших
детей, дают полное среднее образование за 12 лет.
Коррекционные школы 3 и 4 видов – для слепых, слабовидящих и
детей с нарушениями зрения, дают полное среднее образование.
Коррекционные школы 5 вида – для неговорящих детей с теми или
иными речевыми патологиями, тяжелым заиканием, дают полное среднее образование.
Коррекционные школы 6 вида – для детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата, параличами и так далее, дают полное среднее
образование.
Коррекционные школы 7 вида – для детей с задержкой психического
развития, эмоциональной неустойчивостью, проблемами с вниманием, памятью.
Полного среднего образования они не дают.
Коррекционные образовательные учреждения 8 вида предназначены для детей с
глубокой умственной отсталостью. Полного среднего образования они не дают.
Два типа учебных заведений: за и против
Выбирая образовательное учреждение для «особого»
ребенка, следует учесть множество фактов. Готова ли выбранная школа к обучению
ребенка с ограниченными возможностями, есть ли там нужные специалисты, а также
пандусы, парты? Готов ли к школе сам ребенок, удастся ли ему наладить контакт
со сверстниками и, возможно, родителями будущих одноклассников? Не ухудшат ли
учебные нагрузки физическое и душевное состояние малыша? Стоит здесь задуматься
не только о правах своего ребенка на обучение, но и о потребностях остальных
детей в классе – если «особый» ученик бьет или оскорбляет сверстников, портит
чужие вещи, ходит и шумит на уроках, скорее всего, одноклассники и их родители
достаточно быстро начнут возражать против присутствия нового товарища.
Признаки, допускающие обучение в общеобразовательной школе:
1. Ребенок контактен, общителен, хорошо ладит со сверстниками.
2. Ребенок обучаем, способен выполнять задания и требования учителя, заниматься
самостоятельно, хотя бы какое-то время, но соблюдать дисциплину на уроках.
3. Ребенок способен самостоятельно перемещаться, обслуживать себя и ухаживать
за собой, не возникнет проблем с переходом по классам, посещением столовой и
туалета, умыванием и т. д.
4. Ребенок не страдает частыми судорожными припадками, обострениями, которые
могут напугать других детей, пользуется памперсами при недержании стула и мочи.
5. Состояние ребенка стабильно, лечащие врачи не возражают против инклюзивного
обучения.
6. Ребенок не агрессивен, понимает, что других детей бить и толкать нельзя, не
страдает клептоманией, копролалией (неконтролируемой бранью), расстройствами
сексуального поведения.
7. Родители готовы на контакт со школой, помощь в организации учебного процесса
для «особого» ученика, сопровождение его на занятиях.
Полноценное инклюзивное обучение – лучший вариант для адаптации ребенка с
незначительными или среднетяжелыми двигательными нарушениями, слабовидящего или
слабослышащего, страдающего хроническими заболеваниями (диабет, ревматизм,
компенсированный порок сердца), в отдельных случаях – с небольшой степенью
умственной отсталости, синдромом Дауна, аутизмом, СДВГ. Совместные усилия
родителей и педагогов сделают совместное обучение полезным не только для
«особого» ребенка, но и для его «нейросохранных» сверстников, поскольку оно
пробуждает эмпатию, взаимопомощь, и даже, как доказали американские исследователи,
улучшает оценки и поведение здоровых детей.
Признаки, склоняющие к выбору коррекционной школы:
1. Комплексные органические поражения (слепоглухонемота, ДЦП в сочетании с
умственной отсталостью, тяжелые параличи).
2. Необходимость адаптации к нормальной жизни (полная слепота и глухота).
3. Неспособность к самообслуживанию, самостоятельному обучению.
4. Необходимость коррекции (реабилитация после травм и операций, тяжелое
заикание, педагогическая запущенность и так далее).
5. Невозможность организовать лечение и необходимую ребенку работу с
дефектологом в семейных условиях.
Коррекционное обучение необходимо для подготовки к
самостоятельной жизни людей, чьи физические возможности очень существенно
ограничены. Опытные наставники, которые знают, как именно надо обучать таких
детей, помогут ребенку получить максимум знаний и навыков.
Детям с тяжелыми поражениями опорно-двигательного аппарата и нервной системы,
душевными болезнями, девиантным поведением, прогрессирующими хроническими
заболеваниями сложнее всего подобрать подходящее учебное заведение. Возможно
лучший вариант для них – неполная инклюзия, посещение некоторых уроков,
специальные школы или домашнее обучение, совмещенное с занятиями в развивающем
детском центре или творческом кружке инклюзивного образования. Небольшой
коллектив дружелюбных сверстников поможет деликатной, постепенной социализации,
а индивидуальные занятия дадут больше знаний, чем класс на 40 учеников.
Каждый ребенок имеет право на образование, но только от родителей зависит – как
наилучшим образом это право реализовать. Сделайте правильный выбор!
Ника Батхен
Источник: km.ru
|