Альтернативный путь к знаниям
|
|
|
Для
большинства детей с ограниченными возможностями дистанционное обучение - практически
единственный шанс освоить курс средней школы. Дистанционное образование в
Рязанской области только начинает развиваться, но специалисты уверены, что оно
позволит ученикам, которые по состоянию здоровья не могут регулярно посещать
занятия, получать качественные знания. В этом убедились и родители, чьи дети
уже год проучились в ОГОУ «Средняя образовательная школа - Центр дистанционного
образования». Об опыте дистанционного обучения и перспективах его развития в
Рязанской области мы поговорили с руководителем центра Галиной Карпачевой.
- Центр дистанционного образования детей с ограниченными возможностями
работает в Рязани вот уже второй год. Что за это время удалось сделать?
- За 2010-2011
учебный год нам удалось сделать достаточно много: оборудовать базовые рабочие
места на дому у учащихся и педагогов современной компьютерной техникой,
специализированными аппаратами, учебными приборами. В комплект входят
компьютеры Apple, сканеры, принтеры, цифровые микроскопы и фотоаппараты,
конструктор, графический планшет и другое. Подключили компьютеры
детей-инвалидов и учителей к Интернету на безвозмездной основе, специалисты
школы объяснили детям и родителям, как пользоваться данным оборудованием. И
теперь педагоги осуществляют обучение с использованием дистанционных технологий
через Veb-камеры.
Все преподаватели
прошли специальное обучение в Рязанском областном институте развития
образования, познакомились с опытом своих коллег из аналогичной дистанционной
школы г. Москвы.
Вначале, правда,
были проблемы с интернет-связью, но теперь они решены. Специально для того,
чтобы мы могли работать с детьми через высокоскоростной Интернет и на филиалах,
ОАО «Мегафон» построило вышку около села Демушкино Сасовского района, поставило
туда усилитель, а в Скопине провели линии на основе оптоволокна, подключили наш
филиал. К концу октября планируется таким же способом улучшить связь в
Касимовском филиале.
За первый год
существования в Центре удалось построить целую систему внеклассных занятий: мы
проводили различные праздники, устраивали экскурсии для учеников, помогали
ребятам участвовать в творческих конкурсах.
- Какие
перспективы детям с проблемами здоровья открывает дистанционное обучение?
- Если ученик по
состоянию здоровья не может ходить в школу и отсиживать там по 7-8 часов, то
дистанционное образование для него просто незаменимо. Альтернативным путем к
знаниям для таких ребят становится дистанционное обучение.
Кроме того,
использование интернет-технологий дает им больше возможностей для общения. У
центра есть свой сайт, где на форуме общаются друг с другом и дети, и родители,
и педагоги.
Еще один плюс
дистанционного обучения - индивидуальный подход к ученику. Учитель, уяснив
особенности ребенка, старается поднять его на более высокий уровень. Педагог
может и варьировать нагрузку, учитывая склонность своего подопечного к тем или
иным предметам. Индивидуальным является практически весь процесс: учитель
работает с одним воспитанником, каждый урок проводит индивидуально. В новом учебном
году для решения задачи социальной реабилитации и адаптации ребенка-инвалида
планируется опробовать новую форму уроков - групповую, при этом ученик будет
присутствовать в реальном классе массовой школы виртуально, через Интернет.
-
Существуют ли недостатки у дистанционного образования?
- Считаю, что
недостаток живого общения, ведь компьютер не может передать эмоции. Но мы
стараемся преодолеть дефицит «живой» коммуникации, проводя с ребятами
внеклассную работу и устраивая очные мероприятия. Например, в прошедшем году
воспитатели и классные руководители организовывали несколько раз коллективные
выходы детей в цирк, театр, совершали поездки в Константиново, Нижний Новгород,
проводили праздничные мероприятия _ «Новогодний утренник», День знаний, праздник
вручения аттестатов. Школа в соответствии с законодательством своевременно
прошла аттестацию, получила свидетельство, и 16 июня министр образования
Надежда Константиновна Бушкова в торжественной обстановке вручила девяти
выпускникам аттестаты за курс средней школы.
Великолепно и
тепло прошел День знаний 1 сентября 2011 года. Очень приятно было, что
поздравила учеников заместитель Председателя Правительства области Татьяна
Николаевна Панфилова, сначала она заехала в школу и поздравила через Интернет
тех ребятишек, которые не смогли присутствовать на празднике, и сказала много
теплых слов в адрес учащихся, их родителей и педагогов ОГОУ «СОШ - ЦДО».
Выступали дети, родители, гости праздника, мероприятие задало высокий уровень
мотивации образовательной деятельности в новом учебном году.
На сегодняшний
день главный недостаток дистанционного обучения - несовершенство
интернет-связи. В отдаленных районах области мы имеем возможность подавать
Интернет только через спутник. А поскольку такая связь зависит от места прохождения
спутника, то ее качество оставляет иногда желать лучшего: к примеру,
аудиосигнал отстает от видеосигнала. Надеемся, что со временем во всех районах
области качество связи станет более высоким. В октябре готовимся провести
межведомственное совещание, посвященное именно вопросам улучшения качества
связи.
- Какими
качествами и умениями должны обладать сотрудники вашего центра?
- Прежде всего,
быть людьми неравнодушными и креативными. Наш учитель должен свободно
пользоваться дистанционными технологиями.
Сейчас в центре
работают как опытные, так и начинающие педагоги. Получается такой плодотворный
синтез, когда учителя старшего поколения делятся своим методическим опытом с
начинающими коллегами, а те, в свою очередь, первыми освоив технические
новинки, помогают старшим коллегам.
Помимо педагогов,
в центре работает инженерно-техническое подразделение, которое поддерживает
техническую базу учебно-воспитательного процесса в рабочем состоянии: в случае
необходимости инженеры и техники выезжают на дом к детям и учителям, даже в
самые отдаленные уголки Рязанской области.
- Как
вы оцениваете перспективы развития дистанционного образования, в частности - в
Рязани?
- Перспективы у
дистанционного образования огромные. В прошлом году мы проводили уроки,
используя Skype, в новом году будем опробовать и другие формы коммуникации, что
позволит сделать учебный процесс более оптимальным и совершенным. В планах
также - приобретение электронных учебников для каждого ученика.
Дистанционное
обучение дает ребятам возможность получать непрерывное образование, то есть,
освоив школьную программу, они при желании смогут поступить в вузы и колледжи.
Ольга Трубушкина
Источник: rv.ryazan.ru
Источник: http://www.dislife.ru/flow/theme/15625/#more |