Правило
21. Техническое и экономическое сотрудничество
Государства, как промышленно развитые, так
и развивающиеся, несут ответственность за принятие мер для улучшения условий
жизни инвалидов в развивающихся странах и сотрудничество в этих целях.
1. Меры по обеспечению равных возможностей
для инвалидов, включая беженцев-инвалидов, следует включать в программы общего
развития.
2. Такие меры следует включать во все виды
деятельности по техническому и экономическому сотрудничеству на двустороннем и
многостороннем, правительственном и неправительственном уровнях. Государствам
следует поднимать вопросы, связанные с инвалидами, в ходе обсуждения подобного
сотрудничества со своими партнерами.
3. В ходе разработки и рассмотрения
программ технического и экономического сотрудничества особое внимание следует
уделять воздействию таких программ на положение инвалидов. Крайне важно, чтобы
с инвалидами и с их организациями проводились консультации по всем проектам в
области развития, предназначенным для инвалидов. Их следует непосредственно
привлекать к разработке, осуществлению и оценке подобных проектов.
4. Приоритетные области технического и
экономического сотрудничества предусматривают:
а) развитие людских ресурсов посредством развития навыков,
способностей и потенциала инвалидов и посредством осуществления мероприятий,
связанных с созданием рабочих мест для инвалидов;
b) разработку и распространение технологий и навыков, учитывающих
особенности инвалидов.
5. Кроме того, государства должны
содействовать созданию и укреплению организаций инвалидов.
6. Государствам следует принимать меры,
направленные на углубление понимания проблем инвалидов лицами, занимающимися на
всех уровнях осуществлением программ в области технического и экономического
сотрудничества.
Правило 22. Международное сотрудничество
Государства будут активно участвовать в
международном сотрудничестве по вопросам политики, направленной на обеспечение
равных возможностей для инвалидов.
1. Государствам следует в рамках системы
Организации Объединенных Наций, специализированных учреждений и других
заинтересованных межправительственных организаций участвовать в разработке
политики в отношении инвалидов.
2. В соответствующих случаях государствам
следует рассматривать в ходе переговоров вопросы, касающиеся инвалидов, в
частности, стандартов, обмена информацией, программ в области развития и т.д.
3. Государствам следует поощрять и
поддерживать обмен знаниями и опытом между:
а) неправительственными организациями, которые занимаются
вопросами, связанными с инвалидами;
b) научно-исследовательскими институтами и отдельными
исследователями, занимающимися проблемами инвалидов;
с) представителями программ на местах и профессиональных групп,
занимающихся вопросами инвалидов;
d) организациями инвалидов;
е) национальными координационными комитетами.
4. Государствам следует обеспечить, чтобы
Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения, а также все
межправительственные и межпарламентские организации на глобальном и
региональном уровнях привлекали всемирные и региональные организации инвалидов
к своей работе.
IV. МЕХАНИЗМ КОНТРОЛЯ
1. Цель механизма контроля заключается в
том, чтобы содействовать эффективному осуществлению Правил. Он будет помогать
каждому государству анализировать ход осуществления Правил и оценивать
достигнутый прогресс. При осуществлении контроля должны выявляться трудности и
рекомендоваться необходимые меры, способствующие успешному осуществлению
Правил. Механизм контроля будет действовать с учетом экономических, социальных
и культурных особенностей, существующих в конкретных государствах. Важным
элементом деятельности должно также стать оказание консультационной помощи и
обмен опытом и информацией между государствами.
2. Контроль за соблюдением Правил должен
осуществляться в рамках сессий Комиссии социального развития. Для этого следует
назначить — и в случае необходимости финансировать эту должность за счет
внебюджетных ресурсов — Специального докладчика, имеющего соответствующие
обширные знания в области инвалидности и опыт работы в международных
организациях, сроком на три года.
3. Международным организациям инвалидов,
имеющим консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете, и
организациям, представляющим инвалидов, которые пока не сформировали свои
собственные организации, следует предложить учредить свою группу экспертов, в
составе которой организации инвалидов должны иметь большинство, с учетом
различных видов инвалидности и необходимого географического распределения, для
консультирования Специального докладчика и, если необходимо, Секретариата.
4. Специальный докладчик будет
содействовать группе экспертов в осуществлении обзора, консультирования и
представления информации и предложений в отношении пропаганды и осуществления
Правил и контроля за ними.
5. Специальный докладчик рассылает
государствам, подразделениям системы Организации Объединенных Наций и
межправительственным и неправительственным организациям, включая организации
инвалидов, перечень вопросов. Перечень вопросов касается планов государств по
осуществлению Правил. Вопросы должны носить выборочный характер и охватывать
ряд конкретных правил для углубленной оценки. При подготовке вопросов
Специальный докладчик консультируется с группой экспертов и Секретариатом.
6. Специальный докладчик стремится к установлению
прямого диалога не только с государствами, но также и с местными
неправительственными организациями, запрашивая их взгляды и комментарии в
отношении любой информации, которую предполагается включить в доклады.
Специальный докладчик предоставляет консультативные услуги по вопросам
осуществления Правил и контроля за ними и оказывает помощь в подготовке ответов
на перечни вопросов.
7. Департамент по координации политики и
устойчивому развитию Секретариата, являющийся координационным центром Организации
Объединенных Наций по вопросам инвалидности, и Программа развития Организации
Объединенных Наций, а также другие структуры и механизмы системы Организации
Объединенных Наций, такие, как региональные комиссии, специализированные
учреждения и межучрежденческие совещания, сотрудничают со Специальным
докладчиком в вопросах осуществления Правил и контроля за ними на национальном
уровне.
8. Специальный докладчик с помощью
Секретариата подготовит доклады для представления Комиссии социального развития
на ее тридцать четвертой и тридцать пятой сессиях. При подготовке этих докладов
Докладчику следует провести консультации с группой экспертов.
9. Государствам следует поощрять
национальные координационные комитеты или аналогичные органы участвовать в
осуществлении Правил и контроле за ними. В качестве координационных центров по
вопросам инвалидности на национальном уровне их следует поощрять устанавливать
процедуры координации контроля за осуществлением Правил. Организации инвалидов
следует поощрять активно участвовать в осуществлении контроля на всех уровнях.
10. В случае обеспечения внебюджетных
ресурсов следует создать одну или несколько должностей межрегионального
консультанта по Правилам для оказания государствам непосредственных услуг,
включая:
а) организацию национальных и региональных учебных семинаров,
касающихся содержания Правил;
b) разработку руководящих принципов для оказания помощи в связи со
стратегиями осуществления Правил; и
с) распространение информации о положительном опыте осуществления
Правил.
11. На своей тридцать четвертой сессии
Комиссии социального развития следует создать рабочую группу открытого состава
для рассмотрения доклада Специального докладчика и разработки рекомендаций о
возможностях более эффективного применения Правил. При рассмотрении доклада
Специального докладчика Комиссия через рабочую группу открытого состава
консультируется с международными организациями инвалидов и специализированными
учреждениями в соответствии с правилами 71 и 76 правил процедуры функциональных
комиссий Экономического и Социального Совета.
12. На сессии Комиссии после истечения
срока действия мандата Специального докладчика Комиссии необходимо будет
рассмотреть возможность продления его мандата, назначения нового Специального
докладчика или использования иного механизма контроля и представить
соответствующие рекомендации Экономическому и Социальному Совету.
13. Государствам следует предложить вносить взносы в
Фонд добровольных взносов Организации Объединенных Наций для инвалидов в целях
содействия осуществлению Правил
Источник: http://www.edinayastrana.ru/docs/index_1.php |