...
3. Государствам следует обеспечить
предоставление инвалидам, особенно младенцам и детям, медицинского обслуживания
на том же уровне в рамках той же системы, что и другим членам общества.
4. Государствам следует обеспечить
надлежащую подготовку и оснащение врачей и другого медицинского персонала всем необходимым
для медицинского обслуживания инвалидов и обеспечить им доступ к
соответствующим методам и средствам лечения.
5. Государствам следует обеспечить, чтобы
врачи и другой медицинский персонал получали надлежащую подготовку, с тем чтобы
они не предлагали родителям неправильные рекомендации, ограничивающие тем самым
выбор для их детей. Этот процесс подготовки должен идти постоянно и
основываться на самой последней информации.
6. Государствам следует обеспечить, чтобы
инвалиды имели доступ к любым видам постоянного лечения и получали
лекарственные препараты, которые могут им потребоваться для поддержания или
повышения уровня их жизнедеятельности.
Правило 3. Реабилитация*
Государствам следует обеспечить
предоставление инвалидам услуг по реабилитации, с тем чтобы позволить им
достигнуть и поддерживать оптимальный уровень их самостоятельности и жизнедеятельности.
1. Государствам следует разрабатывать
национальные программы реабилитации для всех групп инвалидов. В основе таких
программ должны лежать фактические потребности инвалидов и принципы
всестороннего участия в жизни общества и равноправия.
2. В подобные программы следует включать
широкий диапазон мер, в частности базовую подготовку для восстановления или
компенсации утраченной функции, консультирование инвалидов и членов их семей,
развитие самообеспечения и предоставление, по мере необходимости, таких услуг,
как осуществление оценки и предоставление рекомендаций.
3. Все инвалиды, в том числе с высокой
степенью инвалидности и/или множественной инвалидностью, нуждающиеся в
реабилитации, должны иметь доступ к ней.
4. Инвалиды и их семьи должны иметь
возможность участвовать в разработке и осуществлении мер, связанных с их
реабилитацией.
5. Все службы реабилитации должны
находиться в общинах, в которых проживают инвалиды. Однако в определенных
случаях и в конкретных учебных целях могут, если это целесообразно,
организовываться специальные временные курсы по реабилитации, при обучении на
которых инвалиды будут проживать в соответствующих учреждениях.
6. Следует поощрять участие инвалидов и их
семей в работе по реабилитации, например в качестве преподавателей,
инструкторов или консультантов.
7. При разработке или оценке программ
реабилитации государствам следует использовать опыт организаций
инвалидов.
Правило 4. Вспомогательные услуги
Государствам следует обеспечить расширение
и предоставление вспомогательных услуг, включая вспомогательные устройства,
инвалидам, с тем чтобы содействовать им в повышении уровня их независимости в
повседневной жизни и в осуществлении их прав.
1. Государства должны обеспечить
предоставление вспомогательных устройств и оборудования, индивидуальной помощи
и услуг переводчика с учетом потребностей инвалидов, поскольку эти меры играют
важную роль в создании равных возможностей.
2. Государствам следует поддерживать
разработку, производство, распределение и обслуживание вспомогательных
устройств и оборудования и распространение о них информации.
3. Для этого необходимо использовать, как
правило, имеющиеся технические знания и опыт. В странах с высоким уровнем
развития технологии необходимо полностью использовать технологический потенциал
для повышения качества и эффективности вспомогательных устройств и
оборудования. Важно стимулировать разработку и производство более простых и
менее дорогостоящих устройств, используя, по возможности, местный материал и
местную производственную базу. К производству таких устройств можно было бы
привлекать и самих инвалидов.
4. Государствам следует признать, что все
инвалиды, которые нуждаются во вспомогательных устройствах, должны иметь
возможности, в том числе финансовые, чтобы ими пользоваться. Это может
означать, что вспомогательные устройства должны предоставляться бесплатно или
по такой низкой цене, которая будет доступна инвалидам или их семьям.
5. В реабилитационных программах по
производству вспомогательных устройств и оборудования государствам следует
учитывать особые потребности детей-инвалидов обоего пола в том, что касается
дизайна, прочности и соответствия вспомогательных устройств и оборудования
возрастным характеристикам.
6. Государствам следует поддерживать
разработку и внедрение программ оказания индивидуальной помощи и услуг по
языковому переводу, особенно лицам с тяжелой и/или множественной формой
инвалидности. Такие программы могли бы повысить уровень участия инвалидов в
повседневной жизни, в домашних делах, на производстве, в школе и в проведении
досуга.
7. Программы индивидуальной помощи следует
разрабатывать таким образом, чтобы инвалиды, которые ими воспользуются, имели
возможность оказывать решающее воздействие на формы осуществления этих
программ.
II. ЦЕЛЕВЫЕ ОБЛАСТИ ДЛЯ СОЗДАНИЯ РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Правило 5. Доступность
Государствам следует признать важность
обеспечения доступности в процессе создания равных возможностей для инвалидов
во всех сферах жизни общества. Что касается лиц, имеющих любые формы
инвалидности, то государствам следует а) осуществлять программы
действий, с тем чтобы сделать материальное окружение доступным для инвалидов; и
b) принимать меры для обеспечения им доступа к информации и
коммуникациям.
а) Доступ к материальному окружению
1. Государствам следует принимать меры для
устранения барьеров, препятствующих использованию материального окружения. В
число таких мер следует включить разработку стандартов и руководящих принципов,
а также рассмотрение вопроса о принятии законодательных актов, направленных на
обеспечение доступа к различным объектам общего пользования, таким, как жилые
помещения, здания, услуги общественного транспорта и другие транспортные
средства, улицы и другие объекты уличного окружения.
2. Государствам следует обеспечить, чтобы
архитекторы, инженеры-строители и другие специалисты, которые в силу своей
профессии занимаются проектированием и созданием материального окружения, имели
доступ к адекватной информации о политике по вопросам, касающимся инвалидов, и о
мерах по обеспечению доступности.
3. При проектировании и создании
материального окружения следует с самого начала процесса проектирования
включать требования о его доступности.
4. При разработке стандартов и норм,
регулирующих доступность для инвалидов, следует проводить консультации с
организациями инвалидов. Их следует также привлекать к участию в этой
деятельности на местах с самого начала этапа планирования при разработке
проектов строительства общественных объектов, что позволит обеспечить максимальную
степень доступности для инвалидов к материальному окружению.
b) Доступ к информации и коммуникациям
5. Инвалидам и, при необходимости, их
семьям и защитникам их интересов следует на всех этапах предоставлять доступ ко
всей информации, касающейся диагноза, прав и имеющихся услуг и программ. Такую
информацию следует представлять в форме, доступной для инвалидов.
6. Государствам следует разрабатывать
стратегии, призванные сделать информационные услуги и документы доступными для
различных групп инвалидов. Должны применяться шрифт Брайля, фонографические
записи, крупные шрифты и другие соответствующие технологии, с тем чтобы лица с
дефектами зрения имели доступ к письменной информации и документации. Точно так
же следует применять соответствующие технологии для обеспечения доступа к
звуковой информации лиц с дефектами слуха или трудностями понимания.
7. Следует позаботиться о том, чтобы язык
жестов применялся для обучения глухих детей, в их семьях и общинах. Следует
также предоставлять услуги по сурдопереводу, с тем чтобы способствовать общению
глухих с другими людьми.
8. Следует также позаботиться о нуждах лиц
с другими коммуникативными дефектами.
9. Государствам следует побуждать средства
массовой информации, особенно телевидение, радио и газеты, обеспечивать
доступность их услуг.
10. Государствам следует обеспечивать,
чтобы новые компьютеризированные информационные системы услуг, предоставляемых
населению, были с самого начала их использования или в результате необходимой
адаптации доступными для инвалидов.
11. При разработке мер по обеспечению
доступа к услугам в области информации следует проводить консультации с
организациями инвалидов.
Правило 6. Образование
Государствам следует признавать принцип
равных возможностей в области начального, среднего и высшего образования для
детей, молодежи и взрослых, имеющих инвалидность, в интегрированных структурах.
Им следует обеспечивать, чтобы образование инвалидов являлось неотъемлемой
частью системы общего образования.
1. Ответственность за образование инвалидов
в интегрированных структурах следует возложить на органы общего образования.
Следует обеспечить, чтобы вопросы, связанные с образованием инвалидов, являлись
составной частью национального планирования в области образования, разработки
учебных программ и организации учебного процесса.
2. Обучение в обычных школах предполагает
обеспечение услуг переводчиков и других надлежащих вспомогательных услуг.
Следует обеспечить адекватный доступ и вспомогательные услуги, призванные
удовлетворять нужды лиц с различными формами инвалидности.
3. К процессу образования на всех уровнях
следует привлекать родительские группы и организации инвалидов.
4. В тех государствах, где образование
является обязательным, его следует обеспечивать для детей обоего пола с различными
формами и степенями инвалидности, включая самые тяжелые формы.
5. Особое внимание следует уделять
следующим лицам:
а) детям самого юного возраста, являющимся инвалидами;
b) детям-инвалидам дошкольного возраста;
с) взрослым-инвалидам, особенно женщинам.
6. Для обеспечения инвалидам возможностей
в области образования в обычной школе государствам следует:
а) иметь четко сформулированную политику, понимаемую и принимаемую
на уровне школ и в более широких рамках общины;
b) обеспечить гибкость учебных программ, возможность вносить в них
добавление и изменение;
с) предоставлять высококачественные учебные материалы, обеспечить
на постоянной основе подготовку преподавателей и оказание им поддержки.
7. Совместное обучение и общинные
программы следует рассматривать как дополняющие элементы экономически
эффективной системы обучения и профессиональной подготовки инвалидов. В рамках
национальных программ, в основе которых лежат программы общин, следует поощрять
общины использовать и развивать их ресурсы в целях обеспечения образования для
инвалидов на месте.
8. В случаях, когда система общего
школьного образования все еще не удовлетворяет адекватным образом потребностям
всех инвалидов, можно предусмотреть специальное обучение. Оно должно быть
направлено на подготовку учащихся к обучению в системе общего школьного
образования. Качество такого обучения должно отвечать тем же стандартам и
целям, что и обучение в системе общего образования, и должно быть тесно с ним
связано. Для учащихся-инвалидов следует как минимум выделять ту же долю
ресурсов на образование, что и для учащихся, не являющихся инвалидами.
Государствам следует стремиться к постепенной интеграции специальных учебных
заведений в систему общего образования. Как известно, в настоящее время
специальное обучение, возможно, является в ряде случаев наиболее приемлемой
формой обучения некоторых учащихся-инвалидов.
9. Ввиду особых коммуникативных
потребностей глухих и слепоглухонемых, возможно, целесообразнее организовывать
их обучение в специальных школах или специальных классах для таких лиц или в
специальных группах в обычных школах. В частности, на первоначальном этапе
особое внимание необходимо уделять отвечающему культурным особенностям
обучению, которое приведет к эффективному овладению навыками общения и
достижению глухими или слепоглухонемыми максимальной самостоятельности. ....
Источник: http://www.edinayastrana.ru/docs/index_1.php |