Приложение
Утвержден
приказом Министерства
образования и науки
Российской Федерации
от 30 августа 2013 г.
N 1015
ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО
ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ -
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
ПРОГРАММАМ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО,
ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
...
III.
Особенности организации образовательной деятельности
для
лиц с ограниченными возможностями здоровья
21.
Содержание общего образования и условия организации обучения учащихся с
ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной
образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида. <1>
--------------------------------
<1>
Часть 1 статьи 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
22.
Исходя из категории учащихся с ограниченными возможностями здоровья их
численность в классе (группе) не должна превышать 15 человек.
23.
В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования, создаются специальные условия для получения
образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья:
а)
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
адаптация
официальных сайтов образовательных организаций в сети "Интернет" с
учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к
международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);
размещение
в доступных для учащихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в
адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о
расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота
прописных букв не менее 7,5
см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом
фоне) и продублирована шрифтом Брайля);
присутствие
ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь;
обеспечение
выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или
аудиофайлов;
обеспечение
доступа учащегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию
образовательной организации, располагающему местом для размещения
собаки-поводыря в часы обучения самого учащегося;
б)
для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
дублирование
звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной
(установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры
и количество необходимо определять с учетом размеров помещения));
обеспечение
надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
обеспечение
получения информации с использованием русского жестового языка (сурдоперевода,
тифлосурдоперевода);
в)
для учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:
обеспечение
беспрепятственного доступа учащихся в учебные помещения, столовые, туалетные и
другие помещения образовательной организации, а также их пребывания в указанных
помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов,
локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных
кресел и других приспособлений).
24.
Для получения без дискриминации качественного образования лицами с
ограниченными возможностями здоровья создаются:
необходимые
условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания
ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и
наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения;
условия,
в максимальной степени способствующие получению образования определенного
уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в
том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными
возможностями здоровья <1>.
--------------------------------
<1>
Пункт 1 части 5 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
25.
В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным образовательным программам для слабослышащих учащихся (имеющих
частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших
учащихся (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших
самостоятельную речь), создаются два отделения:
1
отделение - для учащихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением
слуха;
2
отделение - для учащихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным
нарушением слуха.
26.
В образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по
адаптированным образовательным программам, допускается совместное обучение
слепых и слабовидящих учащихся, а также учащихся с пониженным зрением,
страдающих амблиопией и косоглазием и нуждающихся в офтальмологическом
сопровождении.
Основой
обучения слепых учащихся является система Брайля.
27.
В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным образовательным программам для учащихся, имеющих тяжелые
нарушения речи, создаются два отделения:
1
отделение - для учащихся, имеющих общее недоразвитие речи тяжелой степени
(алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также учащихся, имеющих общее
недоразвитие речи, сопровождающееся заиканием;
2
отделение - для учащихся с тяжелой формой заикания при нормальном развитии
речи.
В
составе 1 и 2 отделений комплектуются классы (группы) учащихся, имеющих
однотипные формы речевой патологии, с обязательным учетом уровня их речевого
развития.
28.
В случае если учащиеся завершают освоение адаптированных основных
образовательных программ основного общего образования до достижения совершеннолетия
и не могут быть трудоустроены, для них открываются классы (группы) с
углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей
соответствующей образовательной программы.
29.
В образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по
адаптированным образовательным программам, допускается:
совместное
обучение учащихся с задержкой психического развития и учащихся с расстройством
аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с
задержкой психического развития;
совместное
обучение по образовательным программам для учащихся с умственной отсталостью и
учащихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие
которых сопоставимо с умственной отсталостью (не более одного ребенка в один класс).
Учащимся
с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых
сопоставимо с задержкой психического развития, на период адаптации к нахождению
в образовательной организации (от полугода до 1 года) организуется специальное
сопровождение.
Для
успешной адаптации учащихся с расстройствами аутистического спектра на
групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель (тьютор),
организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков
коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей из
расчета 5 - 8 учащихся с расстройством аутистического спектра на одну ставку
должности педагога-психолога.
30.
Реализация адаптированных основных образовательных программ в части трудового
обучения осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на
потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей
психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов учащихся с
ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей)
на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку учащегося для
индивидуальной трудовой деятельности.
В
классы (группы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных
областей соответствующей образовательной программы принимаются учащиеся,
окончившие 9 (10) класс. Квалификационные разряды выпускникам присваиваются
только администрацией заинтересованного предприятия или организацией
профессионального образования. Учащимся, не получившим квалификационного
разряда, выдается свидетельство об обучении и характеристика с перечнем работ,
которые они способны выполнять самостоятельно.
31.
В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по
адаптированным основным образовательным программам для учащихся с умственной
отсталостью, создаются классы (группы) для учащихся с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью.
В
классы (группы), группы продленного дня для учащихся с умеренной и тяжелой
умственной отсталостью принимаются дети, не имеющие медицинских
противопоказаний для пребывания в образовательной организации, владеющие
элементарными навыками самообслуживания.
32.
При организации образовательной деятельности по адаптированной основной образовательной
программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации
образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей
учащихся из расчета по одной штатной единице:
учителя-дефектолога
(сурдопедагога, тифлопедагога) на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными
возможностями здоровья;
учителя-логопеда
на каждые 6 - 12 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
педагога-психолога
на каждые 20 учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
тьютора,
ассистента (помощника) на каждые 1 - 6 учащихся с ограниченными возможностями
здоровья.
33.
Для учащихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по
состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании
заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных
представителей) обучение по общеобразовательным программам организуется на дому
или в медицинских организациях <1>.
--------------------------------
<1>
Часть 5 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской
Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326).
Порядок
регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной
образовательной организации и родителей (законных представителей) учащихся,
нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации
обучения по общеобразовательным программам на дому или в медицинских
организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа
государственной власти субъекта Российской Федерации <1>.
Читать
Порядок целиком:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152890/#utm_campaign=fd&utm_source=consultant&utm_medium=email&utm_content=body
©
КонсультантПлюс, 1992-2013
Источник: http://sovet-roditeley.ru/news/2013-10-10-272 |