Как
научиться слышать друг друга
Стулья расставлены
в круг, пятнадцать дам спорят, шутят и изливают душу, как не смогли бы,
наверное, даже с лучшей подругой. На самом деле в Комплексном центре
социального обслуживания «Мещанский» проходит один из еженедельных тренингов
службы персональных помощников, организованной Благотворительным фондом
социальной поддержки граждан «Соинтеграция» при поддержке Департамента
социальной защиты населения города Москвы.
Захотеть и поверить
Тема этого занятия
с первого взгляда довольно пространна - межличностные отношения, но для
персональных помощников она одна из самых важных.
Ведь приходят они
к людям, оказавшимся в беде, к тем, кто по горло увяз в проблемах и не может из
них выбраться. Исходная - инвалидность. Пилотный проект службы персональных
помощников был запущен в начале лета в двух округах столицы: ЦАО и СВАО.
Пятнадцать
персональных помощников помогают 38 людям с ограниченными физическими
возможностями.
Из многочисленных
заявок инвалидов на участие в программе были отобраны самые нуждающиеся: семьи
с детьми-инвалидами, одинокие больные, лежачие - те, кому не под силу
справиться самим с бедами, проблемами, увидеть даже лежащие на поверхности пути
их решения.
На самом деле в
городе принято множество законов, программ помощи инвалидам, но далеко не все о
них знают и пользуются ими. Большинство инвалидов постоянно живут в стрессовом
состоянии, превозмогая боль, неудобства, предвзятое отношение окружающих, - дай
бог с ежедневными, текущими делами справиться, здесь не до отслеживания
новостей, а тем более нет сил и возможностей бегать по всевозможным ведомствам
и организациям, чтобы получить все положенное.
Вот и получается,
что может инвалид поехать в санаторий, но надо как минимум подать заявку. А
этого многие не делают, мол, все равно ничего не получится, а суеты много.
Можно получить инвалидную коляску для дома или подъемник, но не все об этом
знают, а тем более непонятно, к кому идти, чтобы получить такую технику.
Всем этим людям
можно и нужно помочь, но сначала надо, чтобы они захотели принять помощь, поверили
в ее реальность и доверились персональным помощникам. Ведь суть работы
персональных помощников в том, чтобы определить наиболее важные проблемы, найти
пути их решения и помочь их реализовать. Персональный помощник - это социальный
менеджер, социальный координатор или, как еще их называют, интеграционный
консультант. Они приходят домой к инвалидам и помогают в решении различных
жизненных проблем - от психологических, юридических до экономических и
устройства на работу.
Помогают,
направляют, а в случае необходимости принимают действенное участие в их
решении. Но главное - настроить самого подопечного или его семью на позитив, на
действия и научить, как можно решать те или иные проблемы. Вот здесь и
пригодятся знания психологии, конфликтологии, полученные на тренингах.
Такая
важная игра
Самих персональных
помощников отбирали тщательно из множества претендентов. Большинство
соискателей пришли из смежных профессий - социальные работники, сотрудники ЦСО,
педагоги, учителя, но далеко не все остались, не все влились в первый коллектив
персональных помощников. Уходили по разным причинам, но большинство понимали -
«не мое». Тяжелая, требующая отдачи душевных сил, умения работать с очень
разными и часто чрезвычайно измотанными судьбой людьми, эта профессия не каждому
под силу.
Осталось 15 самых
стойких, именно они сейчас и проговаривали все наболевшие проблемы с
педагогом-психологом Мариной Солдатенковой. В перерывах между обсуждением
играли, вернее - проигрывали реальные ситуации, а еще сочиняли сказку. Но
сказку не обычную, а сказку наоборот. Каждому из 14 надо было сказать по одному
простому предложению, но чтобы вместе у всех получилась сказка, при этом
начинали с конца. Первый сочинитель сказки произнес коронную фразу-окончание:
«И жили они долго и счастливо». Все последующие на свой лад пытались продолжить
сказочное повествование, поминая кто Змея Горыныча, кто Ивана-царевича или
Прекрасную Принцессу. Бывшие преподаватели и соцработники старались вовсю,
но... настоящей сказки так и не получилось. А все потому, что каждый, думая о
своем, не слушал или не слышал предыдущих сказочников, и при этом многих
одолевали горячее желание подсказать продолжение, досада, что сосед не смог
подхватить его мысль.
Вроде бы это
только игра - сочинение сказки, но ведь и в обычной жизни так. Мы очень плохо
слушаем и слышим друг друга, нервничаем и раздражаемся, когда другой делает не
так, как нам хочется, как мы задумали.
Мы идем еще
дальше, делаем за своих детей, немощных близких все то, что и они бы смогли, но
нам это проще, а потом, мы лучше информированы и, конечно, быстрее сделаем. В
общем, мы лучше знаем, как и что делать, даже если нас никто об этом не
спрашивает и не просит. С удивлением и горечью большинство персональных
помощников признали, что частенько грешили этим не на работе, так в семье.
И вот очередной
урок тренинга: не делай того, о чем тебя не просят, навязыванием своей помощи
мы ограничиваем свободу других, лишаем их возможности жить своей жизнью. Даже
если человек немощен, он в состоянии сам принять решение, а дело персонального
помощника дать ему объективную информацию и помочь, конечно, если инвалид об
этом попросит.
Вот такая
жизненная и поучительная сказка наоборот получилась.
Маленькие,
но победы
Тренинг продолжил
работу, было разыграно еще много жизненных ситуаций: например, как лучше
помогать людям, не воспитывая в них потребительство, можно ли отдавать всю душу
работе и не выгорать на ней, как завоевать доверие подопечных и каким образом
лучше договариваться с чиновниками. Множество острых вопросов, а за ними
человеческие трагедии и судьбы. Хотя персональные помощники работают недавно,
уже есть первые, пусть не глобальные, но победы.
Одной семье
помогли отправиться с ребенком на санаторное лечение, отчаявшемуся вернули
интерес к жизни благодаря регулярным встречам с психологом, третьей семье
помогли найти компетентного адвоката. А в квартиру еще одного подопечного -
инвалида-колясочника - наконец-то пришли работники РЭУ, чтобы сбить порожки,
теперь и до кухни, и до туалета можно будет добраться без проблем.
Для кого-то это
покажется небольшим достижением, но эта проблема изрядно отравляла жизнь
молодому человеку на коляске, и самому ее было не решить.
Помог персональный
помощник, и это уже не сказка, а реальность, которая понемногу, шаг за шагом,
делает жизнь инвалидов лучше, проще, удобнее.
Наталья Козырева
Источник: vmdaily.ru
Источник: http://www.dislife.ru/flow/theme/11399/#more |