Новый сайт инвалидов
Зеленогорска (красноярского края)
Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 23.04.2019, 12:52



Меню сайта
Категории раздела
инвалиды и общество [436]
работа и образование [190]
параспорт [81]
интервью [277]
Historia -magistra vita [62]
История-учитель жизни(лат.)
дети-инвалиды [169]
юридическая страничка [200]
медицина,фармакология и тех.средства реабилитации [13]
соц.обслуживание [1]
безбарьерная среда [4]
Наш опрос
инклюзивное образование
Всего ответов: 72
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
WoWeb.ru - портал для веб-мастера
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » инвалиды и общество

Россия: люди с инвалидностью в зеркале Рунета

Россия: люди с инвалидностью в зеркале Рунета

Международный день инвалидов обычно позиционируется как дата, когда поднимаются проблемы людей с инвалидностью, чтобы заставить общество найти пути из решения. Dislife.ru занимается этим в течение всего года и писать очередной празднично-парадный отчет не хотелось бы, тем более, что сегодня их будет великое множество. Давайте просто почитаем, что пишут об этом другие сетевые издания. Хочу предложить вашему вниманию что-то вроде дайджеста материалов Интернет-ресурсов, пишущих о людях с инвалидностью и наиболее актуальных для них проблемах. В общем, как все это выглядит с точки зрения российского сегмента Интернета – Рунета.

Являясь редактором Dislife.ru я в течение недели просматриваю довольно большое количество веб-сайтов, подбирая для портала новости, статьи, анонсы событий и т.п. Поисковые системы выдают таких материалов очень много, ежедневно приходится просматривать около 1,5 тысяч сайтов, так что общее представление о проблематике инвалидности составить можно. Я ни в коем случае не претендую на то, чтобы назвать это исследованием или даже анализом, считайте, что это мое исключительно субъективное мнение о том, как отечественные СМИ освещают проблемы людей с инвалидностью, какие из них считают наиболее значимыми, как они решаются. Ну и, если позволите, выскажу свое мнение в отношении всего этого.

Какие проблемы наиболее актуальны для людей с инвалидностью в России? Судя по материалам в СМИ, это доступная среда, вопросы образования и трудоустройства, интеграции и адаптации инвалидов в общество, а также отношение самого общества к людям с инвалидностью и их проблемам. Начнем, пожалуй, с наиболее значимой, на мой взгляд, проблемы – безбарьерного пространства.

По данным Пенсионного фонда России, в России насчитывается 12,45 миллиона  инвалидов. Среди них - инвалиды I группы - 12,3 процента (1,53 млн человек), II группы - 48,4 процентов (6,03 млн человек), III группы - 34,5 процента (4,29 млн человек), дети-инвалиды - 4,8 процента (0,6 млн человек).

Доступная среда

Программа «Доступная среда» принималась правительством России на период 2011 -2015 г.г. Ответственность за ее реализацию возлагалась на Министерство труда и социальной защиты РФ. Затраты на нее составили 168,5 млрд. рублей. Насколько удалось ее реализовать? Судя по заявлениям региональных органов власти, практически во всех регионах России проведена «большая работа» по реализации этой программы, построено огромное количество пандусов, уложены квадратные километры тактильной плитки, речевыми информаторами оборудовано множество объектов городской инфраструктуры и т.д. и т.п. В реальности, как оказалось, все обстоит несколько иначе.

О реализации в России программы «Доступная среда» позволяет судить масштабное исследование, проведенное Всероссийской общественной организацией «Союз добровольцев России» при поддержке Центра информационных коммуникаций «Рейтинг». Результаты данного исследования показали, что о комплексном подходе к реализации программы можно говорить лишь в 18 регионах России. В 48 регионах страны объекты доступной среды есть, но целостной системы они не создают. Ну а в 19 регионах РФ такие объекты единичны, построены они хаотично и ни о какой единой концепции говорить вообще не приходится. Не менее масштабное изучение доступности для людей с инвалидностью объектов городской инфраструктуры в регионах России было проведено и активистами ОНФ. Результаты – практически те же: для инвалидов недоступно 83% соцобъетов.

На мой взгляд, наибольшей проблемой в реализации программы «Доступная среда» было то, что эта работа проводилась людьми, не имеющими никакого понятия о том, как правильно проектировать объекты доступной среды для инвалидов и какие критерии при этом использовать. Самое странное, что в этой работе практически не учитывалось мнение конечного потребителя – человека с ограниченными возможностями, для которого, собственно, все это и затевалось. Как результат – многие объекты построены «для галочки», пользоваться ими или некомфортно, или вообще невозможно, а некоторые из них можно назвать издевательством над инвалидами и здравым смыслом вообще.

Программа «Доступная среда» решением правительства РФ продолжена до 2020 года, на это израсходуют еще 256 млрд. рублей. О чем это говорит? Да о том, что предыдущую программу в течение 2011-2015 г.г. реализовать не удалось. Руководитель одной из парламентских фракций Госдумы С. Миронов говорит об этом прямо: программа «Доступная среда» провалена.

Большой ошибкой в планировании мероприятий программы «Доступная среда» было отсутствие целостности в самой ее идее. Проще говоря, планировали, проектировали и строили, даже не задумываясь над тем, кто, как и когда будет использовать все эти объекты. Наглядный пример: в городском микрорайоне оборудованы пандусами городская управа, поликлиника, кинотеатр, несколько кафе, библиотека и т.п. Инвалидов там практически нет. Почему? Да потому, что они попросту не могут выбраться из дома, потому что инвалидная коляска не проходит в узкий лифт или же в доме нет пандуса. Задуматься об этом никому в голову не пришло, а поинтересоваться мнением тех, для кого это предназначалось, как-то не удосужились. Это, кстати, российские власти хоть и косвенно, но признали: министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ подготовило и внесло в правительство России проект постановления «Об утверждении требований по приспособлению жилых помещений для нужд инвалидов и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Если это постановление будет принято, то в соответствие с потребностями инвалидов будут приведены не только проектируемые и строящиеся, но и уже введенные капитальные объекты жилищного строительства. Правда, Минстрой РФ еще должен будет установить порядок обследования и оценки необходимости и возможности приспособления жилого помещения к потребностям инвалидов, сроки проведения такого обследования, акт обследования жилого помещения на соответствие требованиям по приспособлению жилых помещений для нужд инвалидов и т.д. Неизвестно еще, не утонет ли эта инициатива в море бюрократических препон и чиновничьих проволочек…

В общем, хотели как лучше, а получилось как всегда…

Меня, человека довольно флегматичного, если честно, неимоверно раздражают ставшие нынче модными проверки городской инфраструктуры на предмет доступности для людей с ограниченными физическими возможностями. Занимаются этим все, кому не лень: активисты, общественники, представители НКО, СМИ, ну и, конечно же, политики, ведь это великолепная возможность попиариться на проблемах инвалидов. Нет, я не против того, чтобы проводились рейды по изучению городской среды и составлялись карты доступности, но я не понимаю, какой смысл в подобных мероприятиях, если они направлены только на то, чтобы в итоге громогласно заявить: «Наш город не приспособлен для инвалидов!» и остановиться на этом. Т.е. изначально такие мероприятия не предполагают никаких действий в отношении того, как это все использовать, чтобы город все-таки стал приспособленным для инвалидов. В общем, проверка исключительно ради самой проверки, что-то вроде переливания из пустого в порожнее.

Образование

В последние годы активно обсуждается проблема интеграции детей-инвалидов в образовательное пространство с помощью инклюзии. Инклюзивное образование – далеко не новшество и во многих странах мира такой опыт есть. С 2014 года его пытаются активно внедрять и в России. Его преимущества неоспоримы: дети-инвалиды активно интегрируются в общество, становятся гораздо более социализированными, у них появляется реальная перспектива получить достойное образование, а впоследствии найти хорошую работу. Однако при этом всплыло множество проблем.

И проблема даже не в том, что особые дети нуждаются в специальных условиях обучения, разработке и адаптации программ обучения, подготовке специалистов. Все это есть, да и опыт инклюзивного образования во многих странах накоплен немалый, вопрос в практической реализации этого опыта.

Начнем с того, что обучение особых детей требует немалых финансовых затрат на подготовку специалистов и оплату работы педагогов, воспитателей, психологов, тьюторов. А вот их как раз и не хватает. Да и с финансами в последнее время в России ситуация, прямо скажем, не самая лучшая. В итоге нередко происходит так, что особого ребенка «запихивают» в класс с 30-40 «обычными» детьми, где на него у педагога попросту нет времени. Ни о какой инклюзии, да и о образовании вообще, как вы сами понимаете, в таких случаях говорить не приходится.

Кроме того, по старой советской традиции, инклюзивное образование решили внедрять по принципу «для всех и сразу». К тому же решили совместить внедрение инклюзивного образования с программой оптимизации и сокращения образовательных учреждений. Результат такой «оптимизации» – закрытие коррекционных школ, дети из которых переводятся в обычные школы, где не создано никаких условий для их обучения или же качество обучения заметно ниже, чем в старой коррекционной школе. В результате многие родители буквально восстали против подобной «инклюзии», требуя вернуть привычную, адаптированную для детей-инвалидов систему обучения. Логично было бы дать право выбора для детей-инвалидов и их родителей: учиться в обычной школе или коррекционной. К счастью, у чиновников в министерстве образования хватило ума и здравого смысла отказаться от насильственного инклюзива и сохранить специализированные коррекционные школы.

И еще одна, на мой взгляд, самая серьезная проблема – отношение к инклюзивному образованию родителей «обычных» детей. Не смотря на то, что большинство специалистов отмечают крайне благоприятное влияние совместного обучения как на особенных детей, так и на их «обычных» сверстников, многие родители категорически против того, чтобы их ребенок учился в одном классе с «даунами» и «децепешниками». Внятно объяснить причин этого они не могут, просто не хотят и все, руководствуясь какими-то внутренними убеждениями и фобиями, настаивая на том, чтобы их ребенка перевели в другой класс или устраивая показательный демарш. Более того, детей-инвалидов нередко не хотят видеть не только в классе, но даже по соседству, объявляя чуть ли не войну детям-инвалидам из-за открытия инклюзивного центра в соседнем подъезде.

В настоящее время в России получают образование 481 тыс. детей с ограниченными возможностями. Из них 159 тысяч учится в инклюзивных классах общеобразовательных школ, 110 тысяч – в коррекционных классах общеобразовательных школ, где используются специальные адаптированные программы, 212 тыс. продолжают учиться в специальных учебных заведениях для детей с ограниченными возможностями.

Не хотелось бы, чтобы возникло впечатление, что в сфере образования детей-инвалидов в стране все исключительно плохо и запущено. За последние 5-6 лет в этом направлении сделано очень многое, да и сам факт того, что в России исчезло понятие «необучаемый ребенок» – огромный прорыв не только в системе образования, но и менталитете людей, прежде всего, педагогов и родителей детей-инвалидов. Важным шагом в этом направлении стал закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который впервые в России ввел понятие «инклюзивное образование», предполагающее обучение детей с ограниченными возможностями не в специализированном, а в обычном учебном заведении.

Трудоустройство

Трудоустройство людей с инвалидностью – проблема более чем актуальная, хотя, стоит признать, на законодательном уровне в России созданы очень благоприятные условия для трудоустройства инвалидов. Судите сами: при численности сотрудников учреждения или предприятия более 100 человек устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 2-4% среднесписочной численности работников (ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ), на предприятиях, где работает от 35 до 100 человек, эта квота составляет до 3%. Кроме того, сотрудник с инвалидностью имеет достаточно весомые льготы:  продолжительность рабочего времени – не более 35 часов в неделю (ч. 3 ст. 23 Закона № 181, ч. 1 ст. 92 ТК РФ), отпуск – не менее 30 календарных дней (ст. 23 Закона № 181), а также отпуск без сохранения заработной платы до 60 календарных дней в году (ст. 128 ТК РФ). Статьей 96 ТК РФ запрещено привлекать инвалидов к работе в ночное время (ч. 5 ст. 96 ТК РФ) и к сверхурочным работам (ч. 5 ст. 99 ТК РФ) без их согласия.

Правительство России также на законодательном уровне стимулировало создание дополнительных рабочих мест для людей с инвалидностью: в различных регионах РФ на оборудование рабочего места для инвалида, приобретение программного обеспечения, расходных материалов и т.п. тратится боле 70 тыс. рублей, а в Москве на эти цели выделяется на порядок большая сумма – от 600 до 700 тыс. рублей. Приказом Минтруда РФ от 19.11.2013 г. № 685н установлены основные требования к обустройству рабочих мест различных групп инвалидов (по зрению, по слуху, с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата).

Привело ли это к каким-то результатам? Несомненно. Так, по данным правительства РФ, в 2015 году (по состоянию на 01.09.2015) было создано 7,8 тыс. специально оборудованных рабочих мест для инвалидов, что позволило трудоустроить 7,4 тыс. людей с инвалидностью. Стоит признать, что в 2013-2015 г.г. планировалось трудоустроить вдвое больше – до 14,2 тыс. ежегодно. Кроме того, 11,2 тыс. инвалидов прошли курсы профориентации, что значительно повысило их конкурентоспособность на рынке труда.

По данным Росстата, по состоянию на 1 января 2015 года в России было трудоустроено 2,47 млн. человек из 3,89 млн. инвалидов трудоспособного возраста. Росстат также показал, что по состоянию на 1 января 2014 активно искало работу 170,8 тыс. людей с инвалидностью.

С одной стороны, показатели статистики достаточно оптимистичны, согласитесь, ведь, судя по данным Росстата в России трудоустроено 63,5% трудоспособных инвалидов, а в Москве этот показатель еще больше – 70,3%. Однако на практике дело обстоит далеко не так радужно, как свидетельствует официальная статистика. По мнению некоторых экспертов, не трудоустроено в России около 90% инвалидов, об этом же говорит и опыт общения со знакомыми, живущими в различных регионах России, которые утверждают, что найти нормальную работу человеку с инвалидностью практически нереально, т.к. центры занятости предлагают в основном низкоквалифицированную и малооплачиваемую работу, а конкурировать на равных со здоровыми коллегами, тем более в нынешнее время, очень трудно. И дело даже не в квалификации и опыте работы сотрудника с инвалидностью, а в отношении к нему работодателя, который предпочитает взять «менее беспроблемного» с его точки зрения сотрудника без инвалидности.

Откуда же такие цифры статистики? Достаточно много людей с инвалидностью сдают свои трудовые книжки «в аренду», чтобы организацию или предприятие не оштрафовали за невыполнение квот по трудоустройству инвалидов, т.е. они там числятся только формально. Кто-то находит работу не по специальности – вахтером, сторожем, уборщиком, хотя имеет диплом юриста, экономиста, инженера. Назвать это трудоустройством как-то язык не поворачивается. Кроме того, специалисты в области статистики – большие доки в игре цифрами и терминами, подгоняя данные под необходимый результат.

Почему возникают проблемы в трудоустройстве у людей с инвалидностью? Наиболее частыми из них являются: опасения работодателя сложностей, связанных с сотрудником-инвалидом (40% случаев), отсутствие подходящих рабочих мест в регионе проживания (15%), плохое состояние здоровья, не позволяющее работать по специальности (22%), ну и, чего уж там греха таить, нежелание самих людей с инвалидностью работать, предпочитающих не особенно напрягаться и жить на социальное пособие (таких, по данным статистики, довольно много – 23%).

Стоит признать, что не смотря на все меры по стимулированию трудоустройства инвалидов, очень многие из них значительно ограничены как в выборе профессии, так и в поиске места работы. Кроме того, даже найдя работу, большинство людей не очень ею довольны, прежде всего, из-за уровня заработной платы: лишь треть из них (33,2%) довольны тем, как оплачивается их труд, 48,7% своей заработной платой не вполне удовлетворены, а 18,1% инвалидов их зарплата совершенно не устраивает.

* * *

Конечно же, создать объективную картину того, как живут в России люди с инвалидностью, невозможно в принципе, да я к этому и не стремился, скорее, пытался передать обобщенную «картинку» Рунета, освещающего проблемы этой категории россиян. Кроме того, картина, представленная на официальных веб-сайтах органов власти и сайтах, к таковым не относящимся, в т.ч. и на Dislife.ru, очень часто разнится чуть ли не с точностью до наоборот. Очень занятно иногда почитать материал в официальных СМИ и комментарии к нему: создается впечатление, что люди, пишущие об инвалидах и те самые инвалиды, о которых пишут, живут на разных планетах.

Ну и, самый главный вопрос: что делать? Как решить многочисленные проблемы людей с инвалидностью в России и что для этого нужно? Однозначно ответить на него, к сожалению, вряд ли можно, хотя некоторые ответы лежат на поверхности. И прежде, чем искать эти ответы, неплохо, наверное, было бы прислушаться к Михал Михалычу Жванецкому: «Может, что-то в консерватории подправить?»

Источник: Dislife.ru

 



Источник: http://dislife.ru/articles/view/41681#cut
Категория: инвалиды и общество | Добавил: Пилюлькин (03.12.2015) | Автор: редактор Dislife.ru
Просмотров: 217 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Друзья сайта

Copyright MyCorp © 2019
Бесплатный хостинг uCoz
Преодоление - мы делаем людей сильными! Сайт для продвинутых людей, современные технологии без комплексов. Мобильность, интеграция, коммуникация и инновация для инвалидов  Искусство созданное без рук инвалидность не приговор ”voi-deti.ru”