Водители В
Саратове все больше предпочитают передвигаться на внедорожниках, а велолюбители
- на горных велосипедах с толстенными колесами. А все потому, что рельеф трасс
и тротуаров сложный, иногда непредсказуемый. Иной раз, глядя на «пересеченную
местность» наших улиц, задумываешься над тем, а существуют ли «горные коляски»
для инвалидов? Если их еще не изобрели, то нужно срочно восполнить этот пробел
- в рамках программы «Доступная среда»...
Министерство
социального развития Саратовской области видит свою миссию в том, чтобы
«исправить недостатки жизненного уклада наших населенных пунктов, мешающие
людям с ограниченными возможностями чувствовать себя полноправными членами
общества». По крайней мере, так написано на их сайте. Тут же посетителей просят
«не просто сообщать о фактах отсутствия доступной среды в зданиях, на
транспорте, доступа к информации, но и стараться предложить свои конструктивные
замечания и предложения о том, как можно изменить существующую ситуацию». Что
ж, не останемся в стороне от этого заманчивого предложения и попытаемся довести
до реализаторов программы свой конструктив.
Для того чтобы узнать, как живется человеку с ограниченными возможностями в
нашем городе, мы пообщались с активистом неформального объединения
инвалидов-колясочников Саратова Виталием Телегиным.
- Виталий, я знаю, что ты очень активно передвигаешься по городу,
бываешь во многих заведениях, пытаешься пользоваться транспортом. С какими
проблемами приходится сталкиваться?
- Знаешь, в Советском Союзе говорили: «Все лучшее - детям». Но все в реальности
знали, что это лишь лозунг. Так и у нас - по телевизору показывают, как
чиновники с большой помпой вручают низкопольные автобусы со встроенными
аппарелями. Мол, все лучшее - инвалидам. А на практике оказывается, что на
автобусах сэкономили. Потому что аппарель должна выдвигаться автоматически. А тут
водитель должен встать со своего места, откинуть этот мостик вручную и закатить
инвалида. В реальности автобус просто проезжает мимо колясочника. Что и
говорить о маршрутах, на которых работают одни микроавтобусы? В итоге я езжу на
такси.
- Можно ли как-то бороться с этим явлением? По сути, водитель
нарушает закон - ведь есть какая-то ответственность бизнеса за то, что его
услуги недоступны для инвалидов!
- Да, такая ответственность есть. Но я должен записать номер такого автобуса,
пойти в прокуратуру или суд, подать иск или написать заявление. Но все дело в
том, что эти структуры для колясочника в своем большинстве просто недоступны! Я
просто не могу туда попасть! Вот взять, для примера, суд Заводского района - я
лишь могу надеяться, что ко мне кто-то выйдет, чтобы взять бумаги.
- Сталкиваешься ли ты с тем, что чиновники и инвалиды по-разному
вопринимают понятие «доступность»?
- Таких примеров сколько угодно. Та же администрация Заводского района - там
вроде бы есть пандус, но его перила так широко расставлены, что за них почти
невозможно держаться. Очень важный момент - чиновники не понимают, что инвалид
должен взбираться на пандус, держась за перила обеими руками. Причем перила
должны быть двойными - ведь люди бывают разного роста и возможностей. Впрочем,
что я рассказываю - есть ведь СНиП 35-01-2001, где все четко расписано. А
делают почему-то всегда на глазок. Угол наклона не должен превышать 8 градусов,
а делают иногда и все 45! Наверное, эти горе-строители не представляют себе,
как перемещается инвалид!
- Стал ли доступней наш железнодорожный вокзал? И вообще, насколько
удобна железная дорога для тебя и твоих коллег?
- Само здание вокзала, безусловно, стало доступнее. Но вот попасть на пути
по-прежнему можно лишь по наземному переходу - мост и подземный переход для нас
закрыты. И вот тут случается закавыка - наземный переход часто перегорожен
стоящим поездом.
Что касается самих поездов - последнее время стали строить специальные вагоны
для инвалидов - в лучшем случае к поезду прицепят один такой вагон, в котором
одно специальное купе. А что делать в том случае, если тем же поездом решит
поехать другой инвалид? Пригородные электрички и вовсе недоступны, хотя вполне
можно поднять уровень перронов.
Жаль, но многие до сих пор уверены, что для инвалида достаточно положить
п-образный профиль на лестницу, и он как-то съедет. Видимо, высекая искры на
лету от скорости. К тому же, все коляски разной ширины - не у всех колеса
попадут в эти «рельсы».
- Расскажи, пожалуйста, как обстоят дела с санаторно-курортным
лечением инвалидов.
-Дела обстоят очень интересно. По крайней мере, так было при прежнем
руководстве. Вообще-то по закону раз в год должны давать путевку на 42 дня. И
мне и сопровождающему лицу. Но мне говорят: «У нас мало денег, поэтому поедете
на 21 день. Пускай побольше инвалидов смогут поехать». И вот зимой ребят
отправили в санаторий «Сергиевские минеральные воды» - совершенно случайно там
в этот период шел ремонт, в номерах было холодно, текли потолки. Моих коллег
сразу же после заселения переводили из номера в номер - вставляли окна. Так и
гоняли по всему санаторию. Что касается тамошней грязелечебницы, то там ванная
с отвалившимся кафелем, всюду грибок, на потолке разводы. Садишься туда,
глядишь кругом и думаешь: «Куда я попал?» И вот такой санаторий выигрывает
тендер, причем нас отправляют в тот период, когда никто туда и даром не поедет.
- Какие коляски дают инвалиду? Устраивает ли тебя и твоих коллег их
качество?
- Выдают, естественно, самые дешевые, китайские или российские старого образца
коляски, которые ломаются через полгода. У Виктора Кочкина, одного из
победителей «Минуты славы», к примеру, она уже пришла в негодность. Есть
проблема с ремонтом колясок - нет ремонтной базы, деталей. Отечественные
коляски тяжелые и неудобные. А импортные стоят от 60 тысяч рублей и выше. Но
зато в них по-настоящему удобно. Чтобы добиться выдачи той коляски, которая
меня устраивала, я должен был сам искать предложения в Интернете, вручать
распечатки специалистам министерства, которые даже не знали, что такие фирмы
существуют. Выходит, что функция этой струкуры - замалчивать и «не пущать»,
чтобы инвалиды чего-нибудь лишнего не узнали?
- Выходит, так... Давай коснемся проблемы денежного обеспечения.
Устраивает ли тебя твоя пенсия?
- Прожить, а точнее - выжить на нее можно, грех жаловаться. Но вот что
интересно: федеральный закон №122-ФЗ лишил меня и других инвалидов локальных
войн автомобиля. Теперь раз в семь лет машину могут получить лишь так
называемые «производственные» инвалиды, то есть те, кто получил травму на
производстве. А ведь я, простите за пафос, не пьяный в аварию попал. Я Родину
защищал. А Родина мне, по сути, сказала: извини, ты мне слишком дорого
обходишься. Впрочем, те машины, которые давали до этого закона, были браком с
конвейера - иногда и до дома без поломки на них нельзя было доехать. В свое
время я получил «Оку», которая даже была не грунтована... Это из раздела «все
лучшее — детям». Россия, как написано в Конституции, социальное государство,
которое заботится о женщинах, стариках, детях и инвалидах.
И вот еще какой момент. Недавно, благодаря новому закону, инвалидам от
Министерства обороны и внутренних войск МВД стали доплачивать по 14 тысяч
рублей ежемесячно. Будь у меня эта надбавка, я бы плюнул на все эти путевки и
коляски. Сам бы себе все купил - ведь это был бы совершенно другой уровень
жизни. Но оказалось, что мне, воевавшему в составе отряда специального
назначения УФСИН, такая надбавка не полагается.
- Про что еще забывает государство? Что остается «за кадром»
госопеки?
- Есть такая вещь, о которой никто не помнит. Называется она «абилитация». Это
когда человека уже невозможно реабилитировать физически, то есть полностью
восстановить ему здоровье. Тогда его нужно абилитировать, то есть приспособить
к жизни в новом качестве, адаптировать. Государство этим не занимается. А
зачастую просто необходимо переделать вход в подъезд, сделать пандус в
подъезде, изменить вход в квартиру, в санузел, ванную комнату - это по
сегодняшним временам стоит недешево. У инвалида на такие работы, разумеется,
денег не хватает. Хорошо было бы, чтобы государство обеспечивало хотя бы
льготное кредитование на такие нужды. А вообще-то было бы неплохо, чтобы
инвалидам, которые томятся в неволе, на последних этажах хрущевок, предложили
бы переехать в новое жилище - там, где есть лифт и пандусы, как во многих
новостройках Солнечного. Нужна госпрограмма. Да, не все согласятся. Но
предложить нужно.
- О чем бы еще хотелось поговорить?
- Говорить о проблемах можно бесконечно. Чиновники не любят слушать о проблемах
и предлагают говорить «о хорошем». Вот, в частности, в Саратове нет гостиницы,
доступной для инвалидов. Когда к нам приезжали спортсмены-инвалиды на
соревнования по плаванию, их поселили в гостинице «Волна». Матери вынуждены
были нести своих детей на руках, одной даже плохо стало - надорвалась. А по
телевизору показали все в розовом свете - мол, приехали, поучаствовали.
У нас нет развлекательных учреждений, ночных клубов для инвалидов. А мы тоже
хотим туда ходить, хотим, чтобы там был оборудован вход для нас, туалет.
Спортучреждения и бассейны тоже не предусматривают существования инвалидов. В
бассейне «Саратов» такой пандус, что закачаешься. Даже с чужой помощью
взобраться туда непросто.
Когда я вижу недоступный магазин, кафе или любое другое учреждение, кто должен
подавать в суд? Я сам или все-таки это должны делать уполномоченные структуры?
Мне кажется, нужно увеличить штрафы для тех, кто не создает условий. И
постоянно проверять весь город. И этим явно должны заниматься не инвалиды, хотя
они и готовы помогать в этом.
- В завершение нашей беседы назови несколько зданий в городе, куда
тебе нужно было попасть, но доступ туда остался закрытым?
- В моей коллекции сколько угодно таких мест. Аптека «Алфавит» возле политеха -
пандус есть, но заехать туда нельзя. Или, к примеру, здание Сбербанка на
Вавилова - вроде центральный офис, но недоступен для колясочника. Там же
располагается и Ростелеком, куда я тоже не смог заехать. Да у нас почти все так
сделано. Даже когда банкомат стоит на улице, перед ним «заботливо» размещают
приступочку - и я остаюсь без денег в нужный момент. И это если не говорить о
том,что перемещаться в коляске по нашим тротуарам просто опасно.
Александр Сорокин
Источник: nversia.ru
Источник: http://www.dislife.ru/flow/theme/20553/#more |